Франюк Ю.А.
учитель начальных классов,
высшая категория,
МБОУ «СОШ № 7»
ГО Ревда
«Через обучение и творчество – к воспитанию гражданственности младших школьников»
Французский физик Паскаль верно подметил:
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь».
Вечная задача педагогики — воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня, как никогда остро встаёт перед школой. Начальная школа — это время формирования человеческой личности. Воспитание обучающихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Работая с младшими школьниками, я должна понимать, что детям необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает обучающимся преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни. Свою работу классного руководителя планирую по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
В качестве новых путей воспитательного процесса младших школьников я использую программу духовно-нравственного воспитания «Дорога добра», целью которой является создание условий для формирования гармонично развитой личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей: духовных, нравственных, интеллектуальных, творческих и физических. Задачами духовно-нравственного воспитания являются:
повышение нравственного и культурного уровня обучающихся, создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика, воспитание преданности и любви к своей малой родине—Уралу, своему Отечеству – России;
создание необходимых условий для самореализации личности;
Программа «Дорога добра» реализуется по следующим направлениям:
«Здоровье» - это беседы, сюжетно-ролевые игры по правилам, спортивные состязания, родительские собрания. Мои ученики – неоднократные победители игры «Зарница», смотра строя и песни, «Веселых стартов», турнира по пионерболу, кроссах. Дети участники секций карате, самбо, кружков, спортивных муниципальных турниров. Родители участвуют и побеждают в соревновании «Папа, мама и я – спортивная семья».
«Интеллект» - это викторины по предметам, интеллектуальные игры, школьные и дистанционные олимпиады, проектная и исследовательская деятельность.
«Социализация» - это формирование органов самоуправления: в классе все дети имеют поручения - помощник учителя, ответственные за сохранность учебников и классной библиотечки, за внешний вид учащихся, за цветы, игротеку. Поручения меняются 1-2 раза в две недели, отмечается то хорошее, что сделано за данный период.
«Нравственность» - это этические беседы, тематические классные часы, литературно-музыкальные композиции «День Матери», «У войны не детское лицо», «Праздник со слезами на глазах», «Расстрелянное детство», уроки добра «Прикоснись ко мне добротой», постановочная и репетиционная работа. Мои ученики постоянные участники всех школьных праздников, в их исполнении звучали песни и стихи, исполняются танцы и театрализованные постановки. На классных часах провожу беседы на темы праздников нашего самосознания, при этом обязательно с показом видео или презентации о происхождении православного праздника. Дети активно вступают в беседу, рассказывая о семейных традициях. Позволю себе перечислить тематику праздников родственных сердец:
Именины «С днем Ангела мы поздравляем Вас!»
Приходите в гости к нам
Благодарения «Вам говорим «Спасибо!»
Возьмемся за руки, друзья!»…
«Творчество» - это утренники, беседы, экскурсии, конкурсы рисунков и поделок, творческие мастерские, Школьники освоили техники «Бумагопластика», «Квилинг», «Декупаж». Изготавливаем к праздникам открытки и сувениры.
С первого класса мои ученики участвуют в муниципальных конкурсах ДПТ и ИЗО - творчества, занимая призовые места.
Все направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. В каждом направлении предусмотрена работа с детьми, с их родителями и педагогами, работающими в школе.
В моей методической копилке собрано много разнообразных мероприятий, которые рассчитаны на тесное сотрудничество с родителями, призваны заинтересовать родителей в совместном воспитании и развитии детей. В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей к истории нашего края, его жителей.
Мой опыт показал, что по каждому направлению есть формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
Целенаправленная педагогическая деятельность помогает получить положительные результаты в развитии детей.
Уровень воспитанности отслеживаю по следующим критериям:
Отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность);
Отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей);
Отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах поселка и школе);
Отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость, забота, милосердие)
Отношение к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены: опрятный внешний вид, уход за кожей тела, волосами, полостью рта).
Уровень воспитанности учащихся класса высокий, что подтверждается мониторингом воспитанности.
Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогает найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
А для современного учителя важно, не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосозидания ученика.
Как сказал наш президент В.В.Путина: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают Личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».