40
Новиков В.С.
Частная методика в профессиональной деятельности: теория и практика
Клин – 2021
Работа адресована руководителям образовательных учреждений, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.
© Новиков В.С., 2021
Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,
Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.
Подписано в печать 17 февраля 2021 г.
Заказ № Тираж 100 экз.
ВВЕДЕНИЕ
В структуру профессионального мастерства заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений входят четыре компонента:
- профессиональная компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии;
- информационная компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективный поиск, её адаптацию к особенностям педагогического процесса, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях;
- коммуникативная компетентность1– качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения социально значимых целей; умение аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.2
- правовая компетентность3 – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач;
1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.
При изучении педагогики, как и любой другой науки, целесообразно прежде всего познать понятие её объекта и предмета.
Объектом педагогики является педагогический процесс, протекающий в объектных, субъектных и обстановочных психолого - педагогических условиях, в которых проявляют себя в диалектическом единстве и взаимосвязи все категории педагогики.
Субъект педагогического процесса: в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях - это преподаватель /педагог/,а в практических органах – руководитель коллектива.
Объект - субъект педагогического процесса: в образовательных учреждениях России часто в качестве объекта выступают слушатели при коллективном и групповом традиционном обучении; они же являются субъектом учебно-воспитательного процесса в период учения, осуществляя при этом целенаправленное самостоятельное изучение программного материала, которое наиболее характерно при организации индивидуального обучения и экстерната4.
Предметом педагогики являются законы и закономерности педагогического процесса в образовательных учреждениях России, которые профессорско-преподавательский состав должен знать, чтобы педагогически и психологически грамотно реализовать социальный заказ государства.
Цель педагогики - подготовка в образовательных учреждениях России специалистов в соответствии с социальным заказом государства, а также с учетом экономических, политических условий развития общества и криминогенной ситуации в России.
Общие и частные задачи педагогики призваны совершенствовать педагогический процесс с учетом потребностей профессиональной деятельности заместителей директоров по безопасности образовательного учреждения, проводить исследования с целью выявить и внедрить в педагогический процесс новые формы и методы обучения, воспитания и развития обучаемых в образовательных учреждениях России, разработать /предметные/ квалификационные характеристики специалистов –выпускников, совершенствовать общие и частные методики преподавания учебных дисциплин и т.п. с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов-выпускников конкретного образовательного учреждения России.
Основными категориями педагогики являются такие понятия как педагогика, воспитание, самовоспитание, образование, самообразование, обучение, учение /самообучение/, развитие, саморазвитие и педагогический процесс.
Педагогика - синтез теоретических и прикладных наук, изучающих законы и закономерности формирования и развития психики личности обучаемых /в процессе обучения, воспитания и развития/ в конкретных образовательных учреждениях России, а также объектных, субъектных и обстановочных психолого-педагогических условиях.
Воспитание - сознательное, целенаправленное, планомерное, систематическое, комплексное, системное и т.п. влияние макросреды, микросреды и в первую очередь ближайшего социального окружения на развитие и формирование психики личности обучаемого в образовательных учреждениях России.
Самообразование – самопознание и самосовершенствование /пределов самосовершенствования психологической структуры своей личности в целях самостоятельного добывания знаний, формирования у себя навыков, умений, профессионально – деловых качеств, профессиональных привычек, психологической устойчивости, психологических установок, индивидуальной профессиональной концепции, накопления опыта борьбы с правонарушителями в ОУ необходимого для психологически грамотного решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Самовоспитание - самопознание и самосовершенствование психологической структуры своей личности в образовательных учреждениях России, на КПК, в библиотеках, при решении задач комплексной безопасности ОУ и т.п., чтобы реализовать личную программу саморазвития.
Образование – процесс и результат добывания и усвоения системы профессионально –психологических знаний, а потом перевод этой системы знаний в систему действий в образовательных учреждениях России в соответствии с социальным заказом государства и квалификационной характеристикой выпускника конкретного образовательного учреждения.
Обучение – организованные в образовательных учреждениях России диалектически взаимосвязанные между собой как деятельность профессорско - преподавательского состава по передаче системы профессионально – психологических знаний и переводу этих знаний в систему действий, так и деятельность обучаемых по усвоению программного учебного материала и добыванию системы знаний, формированию навыков, умений и т.п., а также способы влияния обучающих на мотивационную сферу личности обучаемых.
Учение /самообучение/ - сознательная, планомерная, систематическая, целенаправленная и т.п. познавательная деятельность обучаемых, направленная на самостоятельное добывание системы знаний, формирование навыков, умений и т.п. в образовательных учреждениях РФ в целях последующего их применения в профессиональной деятельности при решении задач комплексной безопасности ОУ.
Развитие – процесс в результате развития и формирования психики обучаемых в их активной познавательной деятельности и в общении в конкретных объектных, субъектных, обстановочных психолого-педагогических условиях под влиянием педагогического процесса в образовательных учреждениях РФ, ближайшего социального окружения, микросреды, макросреды и т.п.
Педагогический процесс – синтезирующее понятие, которое призвано раскрыть содержание и сущность всех категорий педагогики, а также тесную диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость между этими основными категориями педагогики.
| ПЕДАГОГИКА | | |
| | | | |
| |
ВОСПИТА-НИЕ ПЛЮС ПРИУЧЕ-НИЕ | | МИРОВОЗЗРЕНИЕ,ИДЕАЛЫ,ЦЕННОСТИ,ПРИНЦИПЫ,УБЕЖДЕНИЯ,МОТИВЫ,ПОТРЕБНОСТИ,БЛИЗКИЕ,СРЕДНИЕ И ДАЛЁКИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЦЕЛИ И Т.П. – МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА(формирование личности в соответствии с социальным заказом государств и квалификационной характеристикой выпускника образовательного учреждения) | | САМОВОСПИ-ТАНИЕ |
|
|
|
|
|
ОБРАЗО- ВАНИЕ | ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ПОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, ОПЫТ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ – ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ. | САМООБРА-ЗОВАНИЕ |
|
|
| |
ОБУЧЕ- НИЕ | ЗВЕНЬЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ – это деятельность как обучаемого, так и обучаемых( педагогическое сотрудничество) | УЧЕНИЕ ИЛИ САМООБУЧЕНИЕ |
| |
|
|
РАЗВИТИЕ | Деятельность профессорско – педагогического состава и деятельность обучаемых | САМОРАЗВИ-ТИЕ |
| |
|
|
|
| ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | | |
| | |
Рис. 1. Основные категории педагогики.
2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Психолого - педагогическая структура воспитательного общения условно состоит из следующих этапов:
- первая стадия - познание психологической структуры личности школьника, учителя (далее человека);
- вторая стадия – разработка близких, средних и далеких перспективных целей человека с учетом его ролевых ожиданий, доминирующих мотивов, потребностей , интересов и т.п. ;
- третья стадия - разработка сценария предстоящего воспитательного общения;
- четвертая стадия - планирование предстоящего воспитательного общения;
- пятая стадия - ориентировка заместителя директора по безопасности ОУ в ситуации воспитательного общения;
- шестая стадия - привлечение внимания к себе человека; - седьмая стадия - нейтрализация психологических барьеров и установление психологического контакта с человеком;
- восьмая стадия - психологическое воздействие на мотивационную сферу личности человека, которое обязательно должно сопровождаться системой образных «видений» и влиять на его сознание и чувства одновременно;
- девятая стадия - обратная связь, которая осуществляется при помощи социально-психологических механизмов взаимовосприятия /взаимопонимания/;
- десятая стадия - выход из воспитательного общения;
- одиннадцатая стадия - анализ этапов воспитательного взаимодействия и результатов влияния на мотивационную сферу личности человека.
Принципы воспитания – это научные педагогические положения, которые выражают характер требований к содержанию, формам и методам воспитания и помогают раскрыть возможности воспитательной работы, осуществляемой в духе передовых общественных идеалов, норм морали, целей и задач профессиональной деятельности5
Принципы воспитания:
- связь воспитательного общения с реальной жизнью и профессиональной деятельностью заместителя директора по безопасности ОУ и человека;
- опора на положительные качества и подструктуру направленности личности человека;
– целенаправленность воспитательного влияния на мотивационную сферу личности;
- воспитание в макросреде, микросреде и в первую очередь через ближайший социальный круг общения человека;
- единство, диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость между воспитанием и самовоспитанием;
- требовательность и уважение личного достоинства человека;
- индивидуальный подход в воспитании человека;
- единства требовательности в процессе руководства, воспитания, обучения и развития человека.
Основные методы психолого – педагогического влияния на психику человека – требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.
Требование – стимулирование позитивных и торможение негативных деяний обучаемых путём проявления заместителя директора по безопасности ОУ личного отношения к ним в процессе руководства обучения , воспитания и развития.
С.Л. Рубинштейн утверждал, что “тот, кто хочет исправлять недостатки человека, должен искать и его достоинства, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил… Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзников в нём самом.”.6
Перспектива – воздействие на мотивационную сферу личности человека, путём выдвижения перед ними увлекательных близких, средних и далёких перспективных целей.
Требования заместителя директора по безопасности могут быть непосредственными, когда заместитель директора по безопасности ОУ лично влияет на психику обучаемого и опосредованными. Выбор форм требования зависит от :
- ситуации взаимодействия / содействие, сотрудничество , конфликт со строгим соперничеством/;
- авторитета заместителя директора по безопасности ОУ, его формального социального статуса и формальной социальной роли;
-авторитета обучаемого , его формального и неформального статуса и формальной и неформальной социальной роли;
- объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий;
- отношения обучаемого к заместителю директора по безопасности ОУ;
- отношения обучаемого к той деятельности, на которую мотивирует заместитель директора по безопасности ОУ и т. п.
В процессе общения заместитель директора по безопасности ОУ должен проявлять как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к его личному достоинству, а так же учитывать его возрастные и индивидуально –психологические особенности.
Требование является прямым, когда обращение заместителя директора по безопасности ОУ содержит решительные, настойчивые, чёткие и конкретные задания – целевой инструктаж, который алгоритмизируют, конкретизируют, детализируют и т. п. решения и действия/линию поведения/ человека в коллективе.
Прямое требование должно побуждать к чётким, однозначным и совершенно определённым деяниям человека. Прямое требование сливается с целевым инструктажем, поэтому прямое требование заместителя директора по безопасности ОУ обязательно должно быть выполнено человеком.
Выполнение каждого нового требования как бы увеличивает силу психологического воздействия на психику человека и увеличивает эффективность последующих прямых и косвенных требований заместителя директора по безопасности ОУ.
И наоборот, каждое невыполненное прямое или косвенное требование снижает эффективность и результативность последующих требований заместителя директора по безопасности образовательного учреждения.
Применяя прямые и косвенные требования, заместитель директора по безопасности ОУ формирует целесообразные деловые взаимоотношения с обучаемыми и одновременно приучает решать творчески задачи комплексной безопасности образовательного учреждения.
Косвенные требования условно разделены на три группы:
- требования, формирующие положительные эмоции у обучаемого;
- требования, формирующие отрицательные эмоции у обучаемого;
- требования, адекватно понимаемые обучаемыми.
Для отграничения этих косвенных требований мы используем такой психологический фактор, как отношение заместителя директора по безопасности ОУ к человеку. Эти отношения заместителя директора по безопасности ОУ к обучаемому могут быть условно разделены на :
- положительные
- отрицательные
- нейтральные
Соответственно выделяют положительные требования ( просьба, доверие, одобрение), нейтральные требования ( совет , намёк, условное требование и требование в игровой форме) , и отрицательные требования ( осуждения, выражения недоверия, угроза).
В общении должны доминировать положительные требования (требования формирующие положительные эмоции у обучаемого) , так как эти требования рождают симпатию у обучаемого, поэтому они уважают заместителя директора по безопасности ОУ, если он не злоупотребляет отрицательными требованиями. Однако выбор этих или иных форм требований не зависит от заместителя директора по безопасности ОУ , а определяется объектными, субъектными, обстановочными , юридическими и психологическими условиями, в которых решаются задачи комплексной безопасности образовательного учреждения.
Заместителю директора по безопасности ОУ надо уметь формировать близкие, средние и далёкие перспективные цели, так как перспектива – инструмент рефлексивного управления процессом воспитания. Для этого заместитель директора по безопасности ОУ должен уметь разработать близкие, средние и далёкие перспективные цели, которые затрагивали бы доминирующие мотивы, потребности , интересы, желания и т.п. личности конкретного человека. С помощью близких, средних и далёких перспективных целей социально полезная деятельность человека становиться целеустремлённой и рефлексивно управляемой.
Близкие , средние и далёкие перспективные цели должны быть ” включены” в мотивационную сферу личности человека. При этом заместитель директора по безопасности ОУ должен формировать и развивать доминирующие потребности человека в соответствии с целями и задачами, т.е. разработанные заместителем директора по безопасности ОУ близкие, средние и далёкие перспективные цели человека должны стать его перспективой.
Существуют два основных метода разработки и формирования близких, средних и далёких перспективных целей (перспектив) человека:
- заместитель директора по безопасности самостоятельно разрабатывает перспективу для конкретного человека, которая должна сопровождаться системой образных”видений” близких, средних и далёких перспективных целей - образец перспектива для конкретного человека;
- заместитель директора по безопасности должен понять, познать, послушать, посочувствовать и посодействовать человеку в разработке выдвинутой и разработанной самостоятельно человеком перспективы, которая направлена на борьбу с нарушениями в образовательном учреждении.
Управлять человеком – это значит создать каждому человеку самые благоприятные условия для наилучшего выполнения им своей социальной роли … нужно прежде всего обеспечить его адаптацию, “вписанность” в социальный коллектив.
… Управление человеком выступает как управление условиями, в которых он трудиться7
Принципы обучения – это научные педагогические положения, которые отражают протекание объективных, субъектных и обстановочных условий педагогической деятельности и определяют деятельность преподавателя по вооружению слушателей системой научных знаний и переводу этой системы научных знаний в систему действий.
В процессе обучения граждан заместитель директора по безопасности ОУ должен уметь реализовать нижеуказанные дидактические принципы.
П – профессионально Н – научность и целеустремлённость
П – прикладная обучения; Н – направленность Н П - направленность обучения
/ максимальное соответствие О – опоры на подструктуру опыта обучения условиям ………. личности гражданина;
предстоящей деятельности граждан в В – воспитывающего обучения;
чрезвычайных ситуациях ( ЧС) / И – индивидуальный и
дифференцированный подход
к личности гражданина;
Н – наглядности, надёжности и ………………………………………………………прочности усвоения знаний
К – комплексность, ………………………………………………………конспиративность,
плановость обучения
А – активности граждан и ……………………………………………………….активизации
их положительных качеств
Заместитель директора по безопасности ОУ должен учитывать следующие особенности при реализации принципов воспитания и обучения:
- знания, навыки и умения, которые добывают и формируют граждан , позволяют им выжить в чрезвычайных ситуациях;
- слушатели – люди взрослые, которые имеют уже определённый опыт, знания выживать в ЧС и т.п. , которые должен учитывать заместитель директора по безопасности ОУ в процессе руководства, обучения, развития и воспитания;
- слушатели уже имеют неверные представления, понятия убеждения (житейские знания), а не научные знания, поэтому их обучение связано с переучиванием, переубеждением и т.п.
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОУ.
Формы обучения – это устойчивые организационные и временные компоненты учебно – воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности8
В настоящее время в образовательных учреждениях России применяются следующие формы обучения (виды занятий): лекция, самостоятельная подготовка, семинар, практическое занятие, игра , учения, собеседование, консультация ,зачёт, экзамен, конференция, стажировка, дипломное /курсовое) проектирование, учебная педагогическая практика, экскурсия, синтез форм обучения.
ВИДЫ ЛЕКЦИЙ |
Вводная лекция | | Установочная лекция |
Лекция беседа | Академическая лекция |
Лекция спецкурса | Обзорная лекция |
Итоговая лекция | Лекция двух преподавателей |
Лекция с ошибками | Лекция с использованием различных видов наглядности |
Лекция - ответы лектора на письменные вопросы обучаемых |
Рис.2. Разновидности лекций.
Лекция – доминирующая форма обучения. Выделяют несколько разновидностей лекции как формы обучения.
Вводная лекция. Лекция призвана раскрыть основные цели и задачи курса, его роль и место в системе учебных дисциплин, которые преподаются в образовательном учреждении России. Далее лектор должен раскрыть кратко весь курс , чтобы создать у обучаемых общее представление о дисциплине. Поэтому лекция читается профессорами и доцентами.
Установочная лекция. Данная разновидность лекции проводится на установочных сборах слушателей, обучающихся заочно. Задача лектора – дать обучаемым психологические установки, чтобы они имели реальную возможность самостоятельно усвоить программный материал по учебной дисциплине.
Лекция беседа. Вид занятия – это лекция, а метод обучения беседа, которая призвана установить психологическую готовность обучаемых к условию программного учебного материала по конкретной теме. При этом обучаемые отвечают на вопросы лектора с места, чтобы съэкономить время и выяснить их мнение, а так же вовлечь их в диалог.
Академическая (“базисная”) лекция. Цель лектора дать обучаемым систему научных знаний по конкретной теме и развивать у них рефлексивное мышление. Методика чтения лекции: чёткий план, чёткая структура лекции, подведение итогов в конце вопросов, всей лекции и так далее.
Лекция спец курса ( межпредметная лекция). Лекция применяется при изучении обучаемыми спецкурсов, н-р, курс “Профессионально – психологическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера”. Цель лектора синтезировать знания по международному праву, по конституционному праву, по уголовному праву, по административному праву, по юридической психологии, чтобы создать условия для перевода системы профессионально – психологических знаний в систему психолого – педагогических грамотных действий. При этом лектор должен раскрыть междисциплинарные связи спец курса «Профессионально – психологическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера» с вышеуказанными науками.
Обзорная лекция ( лекция - консультация). Лекция читается перед экзаменами и зачётами, поэтому лектор должен обобщить и систематизировать профессионально - психологические знания по учебной дисциплине, а также дать обучаемым психологические установки, чтобы они имели реальную возможность во время подготовки к экзаменам (зачётам), самостоятельно усвоить программный учебный материал по курсу и успешно сдать экзаменационную сессию.
Итоговая (заключительная) лекция. Это последняя лекция по учебной дисциплине, которая призвана формировать у обучаемых желание продолжать самостоятельно добывать систему профессионально – психологических знаний и систематически их переводить в систему действий при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения, т.е. не успокаиваться на достигнутом уровне знаний.
Лекция двух преподавателей. Два лектора создают проблемную ситуацию, чтобы вовлечь обучаемых в диалог, побудить их к поиску решения проблемы, формировать у них желание высказывать свою точку зрения и задавать вопросы.
Лекция с ошибками. Лекция с ошибками призвана развивать у обучаемых внимательность, рефлексивное мышление, умение длительное время концентрировать непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, а также умение выступать в роли экспертов, так как они должны фиксировать все ошибки на полях по ходу лекции. Разбор заранее запланированных ошибок обучаемыми проводится в начале семинарского занятия.
Лекция с использованием различных видов наглядности. В зависимости от учебного материала профессорско – преподавательским составом образовательных учреждений России используются различные виды наглядности:
- предметная наглядность, например показ обучаемым гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения;
- изобразительная наглядность, например, преподаватели непосредственно на лекции используют классную доску для вычерчивания таблиц, рисунков, схем, алгоритмов и т. п.;
- словесно – образная наглядность, например , при розыске скрывшихся преступников используется методика”словесного портрета” , чтобы создать у сотрудников полиции мысленный образ разыскиваемого;
- действительная (практическая) наглядность, например, преподаватель на лекции показывает обучаемым как искусственно создать объектные, субъектные, обстановочные психологические условия для доверительной зоны общения. При этом преподаватели используют следующие формы наглядности:
а) натуральные, например, показ обучаемым гражданского оружия ограниченного поражения на лекции по огневой подготовке;
б) изобразительные, например, обучаемые на занятиях по физической подготовке используют макеты оружия;
в) символические, например, таблицы, рисунки и т.п.
Цель лектора - комментировать плакаты, схемы, таблицы, слайды, кинофильмы и т.п. при чтении лекции с использованием различных видов наглядности, т.е. на лекции реализуется принцип наглядности обучения в течении 90 минут.
Лекция – ответы лектора на письменные вопросы обучаемых. Преподаватель объясняет тему лекции, ставит цели лекции, обозначает место лекции в курсе, вызывает у них интерес к теме лекции, а потом просит обучаемых в течении пяти минут задавать ему письменные вопросы по теме лекции. Потом преподаватель в течении 5 минут синтезирует письменные вопросы обучаемых по их содержанию на учебные вопросы. Объявляет план лекции и начинает лекцию с учётом интересов обучаемых.
РАЗНОВИДНОСТИ СЕМИНАРА |
Семинар - беседа | Семинар - развёрнутая эвристическая беседа |
Тематический семинар | Реферативный семинар |
Семинар с докладом | Семинар - практикум |
Монографический семинар | Межпредметный семинар |
Проблемный семинар | Семинар - диспут |
Конференция ( большой семинар) |
Рис.3. Разновидности семинара как формы обучения.
В образовательных учреждениях России выделяют вышеуказанные разновидности семинара как формы обучения.
Семинар - беседа. Это семинар как форма обучения и беседа как метод обучения обучаемых. Цель преподавателя организовать диалог с обучаемым. Для этого преподаватель задаёт обучаемым открытые контактные вопросы, требующие трёх – пяти минутных выступлений. Цель семинара – приучить обучаемых выступать публично, познать их подструктуру направленности и подструктуру опыта личности.
Семинар - развёрнутая эвристическая беседа. Цель семинара обучить обучаемых рефлексивно рассуждать в процессе публичного выступления. Для этого преподаватель разбивает учебные вопросы , выносимые на обсуждение, на подвопросы с учётом особенностей и специфики профессиональной деятельности выпускников, требующие пяти – десятиминутных выступлений обучаемых.
Тематический семинар. Цели семинара научить обучаемых составлять план публичного выступления, формировать умения свободно излагать свои мысли в процессе публичного выступления, творчески мыслить, дискутировать. Для этого обучаемые на самоподготовке составляют письменно план ( алгоритм) своего публичного выступления, руководствуясь учебными вопросами, выносимыми на обсуждение.
Реферативный семинар. Цели семинара – научить обучаемых составлять план реферата, формировать навыки и умения излагать мысли письменно с учётом особенностей и потребностей практики, а также криминогенной ситуации в России. Для этого преподаватель должен заранее назначить двух – трёх обучаемых на каждую тему реферата, которые будут использовать различную дополнительную литературу по теме семинара, а остальные обучаемые готовятся к тематическому семинару, т.е. составляют письменно план своих выступлений.
Семинар с докладом. Цель преподавателя – организовать дискуссию. Для этого преподаватель должен заранее назначить хорошо подготовленного слушателя, подготовить доклад на 30-40 минут. В начале семинара обучаемые концентрируют своё внимание на докладе, а потом дают оценку докладу.
Семинар – практикум. Цель семинара – формировать умения у обучаемых применять систему профессионально - психологических знаний при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Монографический семинар. Цели семинара – познать актуальные проблемы в науке, законодательстве и практике правоохранительных органов, поэтому педагог даёт задание обучаемым ознакомиться с содержанием конкретной монографии, чтобы они были психологически готовы к обсуждению проблем, раскрытых в монографии.
Межпредметный семинар. Цель семинара – формировать у обучаемых умения, например, реализовать ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка , ст.45 Конституции РФ, ст.ст. 37.38 и 39 УК РФ, ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Проблемный семинар. Цель семинара – решение проблемных ситуаций, которые возникают тогда, когда обучаемые сталкиваются с новыми практическими проблемами, для решения которых у них не хватает системы профессионально – психологических знаний, навыков и умений, которые необходимы им для решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Семинар – диспут. Цель семинара - развитие рефлексивного мышления у обучаемых в процессе решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения. При решении теоретических задач комплексной безопасности образовательного учреждения у обучаемых формируются умения творчески решать проблемы , рассуждать рефлексивно, дискутировать.
Конференция ( большой семинар). Конференцию как правило организуют преподаватели конкретной кафедры, а обучаемые подготавливают заранее свои выступления, поэтому им удаётся более глубоко раскрыть актуальные проблемы в науке, законодательстве и практике профессиональной деятельности заместителя директора по безопасности образовательного учреждения.
Конференцией завершается изучение конкретной учебной дисциплины, поэтому обучаемые психологически готовы понимать обсуждаемые актуальные проблемы и дискутировать.
Чтобы перевести систему профессионально – психологических знаний в систему действий, полученных на лекциях и семинарских занятиях обучаемыми, в образовательных учреждениях России применяются основные формы практического обучения ( практические занятия, игры, учения и др. ).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: | | Игры: | | Учения: |
аудиторные | деловые | штабные |
на тренажёрах | ролевые | командные |
на полигонах | педагогические | тактические |
в лабораториях | психологические | тактико - специальные |
в тире | операционные и др. | комплексные оперативные и др. |
в спортзале и т.п. | | |
в ОВД |
Рис.4. Разновидности основных форм практического обучения.
Заместитель директора по безопасности образовательного учреждения в процессе руководства, обучения, воспитания и развития обучаемых из всего разнообразия форм обучения использует синтез форм обучения ( мини- лекции плюс мини - семинар, плюс мини – практическое занятие) и при этом передаёт свою систему профессионально – психологических знаний всем учителям конкретного образовательного учреждения. Поэтому синтез форм обучения доминирующий вид обучения учителей в процессе руководства, обучения, воспитания и развития их психологической структуры личности.
Чему учить (содержание обучения), как учить (методика передачи системы научных знаний и перевода этой системы знаний в систему действий у учителей) , как учиться (самостоятельно добывать систему знаний, переводить их в систему действий у учителей) и объём научных знаний, навыков, умений и т.п. зависит от уровня профессионального мастерства учителей к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Таким образом, заместитель директора по безопасности образовательного учреждения вынужден использовать такой вид занятий как синтез форм обучения – мини – лекция ( 10 мин.) плюс мини – семинар (10 мин.), плюс мини – практическое занятие ( 10 мин.), когда передаёт свои научные знания по антитеррористической защищённости ОУ ,охране труда, противопожарной безопасности и т.д.учителям. В образовательных учреждениях России лекция и семинар - это формы группового обучения. Однако на мини – лекции, мини – семинаре у заместителя директора по безопасности ОУ всегда присутствуют все учителя образовательного учреждения. Исключение - вводный, первичный и целевой инструктажи по охране труда и противопожарной безопасности.
Вид занятий – организованный в определённых временных ( начало и конец) границах процесс по передаче заместителем директора по безопасности образовательного учреждения своей системы профессионально – психологических знаний ( мини – лекции плюс мини – семинары) конкретным учителям и по переводу усвоенных им научных знаний в систему действий ( мини- практические занятия, мини – игры, мини - тренинги), во временных границах которых реализуется заместителем директора по безопасности частная методика обучения учителей.
Частная методика обучения заместителя директора по безопасности образовательного учреждения должна включать семь основных нижеуказанных компонентов, которые находятся в тесной диалектической взаимосвязи между собой.
| ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ |
Чему учить (содержание обучения) учителей? Как учить (выбор форм и методов обучения) ? 6 | Исходный уровень научных знаний у учителей к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения 5 | Объектные, субъектные и обстановочные условия, в которых решаются задачи комплексной безопасности образовательного учреждения , а также возможности борьбы с правонарушениями в образовательном учреждении 4 | Уровень профессиональной обученности и психологической подготовленности заместителя директора по безопасности образовательного учреждения к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения 3 |
2 Близкие , средние и далёкие перспективные цели заместителя директора по безопасности ОУ: а) – перед собой; б) – перед коллективом образовательного учреждения |
Экономические, политические, правовые условия развития общества и криминогенная ситуация РФ |
Рис. 5. ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Уровни проблемного обучения | Кто предлага ет и формулирует проблемную ситуацию | Кто создаёт проблемную ситуацию | Кто решает проблемную ситуацию | Наименование метода проблемного обучения | Наименование разновидностей форм обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Первый уровень | Заместитель директо ра по безопасности ОУ | Заместитель директо ра по безопасности ОУ | Заместите ль директо ра по безопасности ОУ | Проблемное изложение | Синтез форм обучения |
Второй уровень | Заместитель директо ра по безопасности ОУ | Заместитель директо ра по безопасности ОУ | Учителя с помощью заместителя директо ра по безопасности ОУ | Частично - поисковый | Синтез форм обучения |
Третий уровень | Заместитель директо ра по безопасности ОУ | Заместитель директо ра по безопасности ОУ | Учителя самостоятельно | Частично – исследовате-льский | Синтез форм обучения |
Четвёртый уровень | УЧИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО | Учебно – исследовательский | Учителя самостояте льно |
Рис. 6. УРОВНИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Метод обучения - психология педагогического сотрудничества ( совокупность психологических, методических приёмов обучения и средств обучения) между заместителем директора по безопасности и учителями образовательного учреждения, обусловленного дидактическими задачами, задачами комплексной безопасности образовательного учреждения, потребностями борьбы с правонарушениями в образовательном учреждении .
Методы обучения как инструментарий заместителя директора по безопасности ОУ требуют постоянного совершенствования. Выбор и определение совокупности методов для заместителя директора по безопасности ОУ всегда является творчеством.
Метод проблемного изложения заключается в том, что заместитель директора по безопасности ОУ сам предлагает и формулирует проблемную ситуацию и показывает учителям как решать эту проблемную ситуацию. Учителям как бы демонстрируется образец решения проблемной ситуации. При этом учителя не только воспринимают, осознают и запоминают готовые ответы и выводы заместителя директора по безопасности ОУ, но следят за логикой решения проблемной ситуации, за движениями мысли заместителя директора по безопасности ОУ - первый уровень проблемного обучения.
Частично – поисковый метод – второй уровень проблемного обучения. Применяя этот метод, заместитель директора по безопасности ОУ конструирует и формулирует проблемную ситуацию (задание), расчленяет его на отдельные задания, намечает шаги решения проблемы, а сами эти шаги самостоятельно выполняют учителя.
Частично – исследовательский метод – третий уровень проблемного обучения. Применяя этот метод заместитель директора по безопасности ОУ предлагает и формулирует проблемную ситуацию ( задание), а учителя самостоятельно выполняют это задание.
Учебно – исследовательский метод - четвёртый уровень проблемного обучения. Этот метод характеризуется тем, что заместитель директора по безопасности ОУ даёт задание учителям, которые они раньше никогда не выполняли. Учителя самостоятельно формируют и решают проблемную ситуацию. Роль заместителя директора по безопасности ОУ состоит в предложении учителям таких заданий, которые обеспечили бы творческое применение научных знаний учителями для решения проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это такая, которая вначале вызывает у учителя удивление, а затем желание творчески выполнить задание заместителя директора по безопасности ОУ.
Объяснительно – иллюстративный метод. Его назначение организовать усвоение научных знаний учителями, которые заместитель директора по безопасности ОУ сообщает в доступном виде . Учителя осознают научные знания и фиксируют их в своей памяти. Это самый простой способ передачи учителям обобщённого и систематизированного опыта борьбы с правонарушениями в образовательных учреждениях, т.е. это монолог (рассказ, объяснение, мини – лекция) заместителя директора по безопасности .
Репродуктивный ( воспроизводящий) метод. Его назначения создать необходимые объектные, субъектные, обстановочные и психологические условия учителям для формирования навыков и умений, например, проводить целевой инструктаж. Для этого заместитель директора по безопасности использует объяснительный и репродуктивный методы в совокупности, так как они дополняют друг друга.
Метод расчленения ситуации предусматривает расчленение профессиональной преступной деятельности на четыре части: объекты, оперативно – розыскная ситуация, способы посягательства на объекты уголовно – правовой охраны , материальные и идеальные среды от преступной деятельности.
ОБЪЕКТЫ | ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНАЯ СИТУАЦИЯ | МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИДЕАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
СПОСОБЫ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ОБЪЕКТЫ УГОЛОВНО – ПРОВОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТАМИ |
Рис. 7. Структура профессиональной преступной деятельности объектов
Идеомоторный метод представляет собой мысленный сценарий, например, установление психологического контакта с учениками при проведении инструктажей. Учитель проговаривает весь процесс установления психологического контакта с учениками, а потом с заместителем директора по безопасности анализируют этапы установления психологического контакта.
Методы обучения призваны реализовать пять функций: обучающую ( вооружение учителей системой профессионально – психологических знаний, формирование навыков, умений и т. п. необходимых учителям для творческого решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения ), воспитательную (формирование личности), развивающую ( развитие психики личности), организующую ( умение заместителя директора по безопасности ОУ побуждать учителей самостоятельно добывать систему научных знаний, а потом переводить эту систему знаний в систему действий) и активизирующую (активизация положительных качеств в психологической структуре личностей учителей).
Сущность и содержание этих функций прослеживается в поэтапной деятельности заместителя директора по безопасности ОУ и учителей. Это этапы ( стадии, фазы, звенья) процесса обучения учителей творчески решать задачи комплексной безопасности образовательного учреждения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ |
1 | 2 |
1.Чему учить ( содержание обучения) учителей? 2. Как учить ( выбор форм и методов обучения) учителей? 3. Познать психологическую структуру личности ( особенно подструктуру опыта) учителей. 4. Разработать близкие, средние и далёкие перспективные цели для учителей. 5. Вооружить учителей системой научных знаний, необходимых для борьбы с правонарушениями в образовательном учреждении. 6. Переводить систему научных знаний в систему действий у учителей на мини – практических занятиях плюс мини – тренингах . 7.Проверить и оценить уровень профессиональной обученности и психологической подготовки учителей к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения с учётом обстановочных, субъектных и объектных условий. 8. Корректировать содержание обучения ( чему учить учителей) с учётом уровня профессионализма правонарушителей. 9. Поддержание и совершенствование уровня профессионального мастерства, необходимого для борьбы с правонарушителями в образовательном учреждении | 1. Осознание содержания обучения учителями. 2.Осознание выбранных заместителем директора по безопасности ОУ форм ( синтез форм обучения) и методов обучения учителями. 3.Осознание и выявление учителями в своей психологической структуре личности “сильных ” и “слабых” сторон необходимых для творческого решения задач комплексной безопасности образовательных учреждений. 4.Осознание учителями своих близких, средних и дальних перспективных целей. 5. Сознательное усвоение учителями системы научных знаний на мини – лекциях плюс мини- семинарах. 6.Сознательное формирование учителями необходимых для борьбы с правонарушениями в образовательных учреждениях навыков, умений, профессионально деловых качеств. 7. Сознательное самопознание учителями своего уровня профессионального мастерства с учётом экономических , политических и правовых условий развития общества в РФ 8.Осознание учителями своего уровня профессионального мастерства и потребности в новых научных знаниях. 9. Сознательное самосовершенствование учителями своего уровня профессионализма. |
Рис. 8. Этапы педагогического сотрудничества между заместителем директора по безопасности ОУ и учителями в процессе обучения.
Усвоение знаний учителями – процесс и результат , который начинается с ознакомления с системой научных знаний, их осмысливания, запоминания и воспроизведения, а потом перевода этой системы профессионально – психологических знаний в систему действий при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения. При этом навыки и умения формируются только в общении и профессиональной деятельности.
Навык – это автоматизировавшиеся действия в процессе многократного их повторения в типичных ситуациях профессиональной деятельности, поэтому в аналогичных объектах, обстановочных и субъектных условиях действия выполняются правильно, точно , быстро, легко и экономно.
Профессиональным навыком называется автоматизированный способ выполнения действий, обеспечивающий эффективность последнего. Свойства навыков: скорость, точность, экономичность ( выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность ( одинаковость выполнения при повторениях), консервативность ( трудность изменения), надёжность ( противодействие разрушающим факторам – перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность.9
Профессиональное умение – освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В нём объединены группы знаний и навыков со специальной обученностью юриста использовать их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно. В отличии от навыка в умении отчётливо и активно представлено мышление. 10
Различают следующие виды уровней знаний у заместителей директоров по безопасности к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения :
- знания – узнавание;
- знания – репродукция;
- знания – понимание ( первый уровень глубины усвоения заместителем директора по безопасности ОУ системы профессионально – психологических знаний) ;
- знания – убеждения ( второй уровень);
- знания – применение ( третий уровень;)
- знания – творчество( четвёртый уровень).
Заключение
Различают следующие виды уровней знаний у заместителей директоров по безопасности к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения:
- знания – узнавание;
- знания – репродукция;
- знания – понимание ( первый уровень глубины усвоения заместителем директора по безопасности ОУ системы профессионально – психологических знаний) ;
- знания – убеждения ( второй уровень);
- знания – применение ( третий уровень;)
- знания – творчество( четвёртый уровень).
Заместитель директора по безопасности образовательного учреждения вынужден использовать такой вид занятий как синтез форм обучения – мини – лекция ( 10 мин.) плюс мини – семинар (10 мин.), плюс мини – практическое занятие ( 10 мин.), когда передаёт свои научные знания по антитеррористической защищённости ОУ ,охране труда, противопожарной безопасности и т.д.учителям. В образовательных учреждениях России лекция и семинар - это формы группового обучения. Однако на мини – лекции, мини – семинаре у заместителя директора по безопасности ОУ всегда присутствуют все учителя образовательного учреждения. Исключение - вводный, первичный и целевой инструктажи по охране труда и противопожарной безопасности.
Литература
Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. -М., 1997.
Васильев В.Л. Юридическая психология. -М., 2000.
Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. –М., 1990.
Дулов А.В. Судебная психология. -Минск, 1975.
Еникеев М.И. Юридическая психология. -М., 1999.
Китов А.И. Психология управления. -М., 1979.
Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М., 1999.
Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. –М., 2000.
Общая психология /Под общ. ред. Петровского А.В. –М., 1986.
Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. -М., 1996.
Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М., 1990.
Педагогика. Психология. Этика /Под общ. ред. Наумкина Ю.В. –М., 1999.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ 5
2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 11
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОУ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
1 Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". –М.,2009. С.3.
2 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638. – М.,2010. С.4-6.
3
4 Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательном учреждении МВД России. –М., 1997. С.13
5 Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД РФ. –М.,1997. С.124.
6 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. –М., 1959.С.139.
7 Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М., 1977.С. 14
8 Горлинский И.В., Колонтаевская И. Ф. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России. – М., 1995. С. 13.
9 Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. – М., 2000.С.187.
10 Столяренко А.М. Указ. раб. С. 188.