СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи и их употребление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Части речи и их употребление»

Тема урока: Части речи и их правильное употребление

Цели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся:

1) Обучающиеся научатся определять по изученным признакам слова различных частей речи.

2) Обучающиеся получат возможность научиться классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное), подбирать примеры слов изученных частей речи.


Планируемый результат обучения:

Предметные определять части речи как большие группы с определенными признаками,

находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении.

Формирование УУД

  1. Познавательные УУД:

строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.

  1. Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

  1. РегулятивныеУУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  1. Личностные УУД: уметь проявлять познавательный интерес к учебному материалу,

интерес к познанию русского языка; формирование ответственного отношения к учению.


Основные понятия: часть речи, существительное, прилагательное, глагол, предлог, приставка, местоимение, наречие, числительное, союз, орфограмма, члены предложения

Межпредметные связи: литературное чтение, математика.

Оборудование и дидактические материалы: учебник, ученическая тетрадь, компьютер, проектор, экран, карточки.

Тип урока: урок систематизации знаний

Форма: урок-совершенствование

Методы и приемы работы: выполнение задания по алгоритму, опрос, создание ситуаций затруднения, классификация, выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации.

Формы проверки результативности урока: комбинированная форма, фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.





  1. План урока (технологическая карта)


Этапы урока

Хронометраж

урока (мин.)

Виды работы, формы, методы, приемы

Характеристика видов деятельности ученика на уровне УУД

1

Самоопределение.


2

Фронтальная

Словесный. 

Понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях.

2

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

2

Индивидуальная. Практический. Письмо

Способствовать развитию каллиграфического плавного безотрывного письма, создать условия для формирования умения преобразовывать практическую задачу в познавательную

3

Постановка учебной задачи, целей урока

1

Фронтальная. 
Словесный. 
Беседа

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

4

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

2

Фронтальная. 
Словесный

Работа над алгоритмом

Создать условия для развития умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

5

Реализация выбранного проекта

21

Фронтальная, 
групповая.

Работа в парах Словесный, практический. Беседа,

работа с правилом, упражнение

Способствовать формированию умений учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Определяют по изученным признакам слова различных частей речи, классифицируют слова по частям речи.

Осуществляют профилактику утомления.

Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное.

6

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

10

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический, творческий.

Способствовать развитию умений определять части речи как большие группы с определенными признаками,

находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении.

7

Этап рефлексии деятельности

2

Фронтальная. 
Словесный.
Беседа

Открыто осмысливают 
и оценивают свою деятельность на уроке


  1. Конспект урока с презентацией.


Название слайда в презентации

Содержание урока

1.

Слайд №2

Части речи

Самоопределение.(2 мин.)

- Какую тему мы сейчас изучаем? (Части речи)

- Назовите известные вам части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, предлог).

- Сколько частей речи вы назвали? (4)

- На слайде представлена диаграмма, на которой мы видим, что частей речи больше.

- Запишите число и вид работы. (Двадцать девятое января. Классная работа.)

- Определите, какой частью речи являются написанные вами слова. (Дети определяют известные им части речи)

- Все ли части речи назвали? (Нет)

2.




Слайд № 3

Актуализация знаний и фиксирование затруднений . (2 мин.)

Минутка чистописания.

Пропишите слова и а но. Определите части речи. (Дети затрудняются)

- Какое затруднение у вас возникло? (Не знаем или не смогли определить эту часть речи)

3.


Постановка учебной задачи, целей урока.(1 мин.)

- Определите цель нашего урока. (Учиться определять части речи, уметь их различать, узнать, какие еще части речи есть)

4.





Слайд № 4

Алгоритм

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.(2 мин.)

- Давайте вместе подумаем, что же нужно делать, чтобы правильно определить часть речи? (Предлагают свои действия)

В результате появляется алгоритм определения части речи:

1. Ставлю вопрос к слову.

2. Определяю, что обозначает.

3. ИЛИ Думаю, для чего служит.

4. Делаю вывод, какая часть речи.

- А теперь попробуем применить наши новые знания.

5.

Слайд №5

Словарные слова







Слайд №6



Слайд №7

Работа с предлогами






Слайд №8









Слайд №9













Слайд №10










Слайд №11




Слайд №12

Работа с наречием.







Слайд №13



Реализация выбранного проекта.

А) Словарная работа. (4 мин.)

Запишите 5 словарных слов. (картинки на слайде). Взаимопроверка.

- Определите, какой частью речи являются эти слова. (Все слова являются существительными). Все ли выполнили это задание легко?

- Дайте определение имени существительному. А что вы ещё знаете про существительное (Ответы детей)

(На диаграмме появляется надпись СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ над нужным сегментом. Это означает, то задание выполнено. Одновременно внизу слайда формируется таблица для памятки "Части речи")


Б) Работа с предлогами.(3 мин.)

- Спишите, раскрывая скобки.

(По)шёл (по) лесу, (на)ехал (на) гвоздь, (в)летел (в)окно.

-Проверьте себя по слайду.

Прошёл по лесу, наехал на гвоздь, влетел в окно.

- Какой частью речи являются выделенные слова? (Предлогом) Докажите. Для чего нужны предлоги?

(На диаграмме появляется надпись ПРЕДЛОГ над нужным сегментом)


В) Работа с прилагательными. ( 5 мин.)

Работа в учебнике. с. 7 №377.

Докажите, что нужные слова являются прилагательными. А для чего нужны прилагательные (Для украшения речи)

Давайте подберем прилагательные к слову ЗИМА.(Морозная, холодная, длинная и т.д.)

(На диаграмме появляется надпись ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ над нужным сегментом)


Г) Физминутка. (2мин.)

Звучит фрагмент песни "Родина моя", под нее выполняются ритмические движения.

Я, ты, он, она -

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья.

В слове МЫ - сто тысяч Я!

- Какие слова звучали: я, ты, мы. А кто сможет определить название части речи по нашему алгоритму? (Местоимения)

- Что такое - местоимение? (дети рассказывают правило с.6)

(На диаграмме появляется надпись МЕСТОИМЕНИЕ над нужным сегментом)

- Это часть речи, с которой мы совсем недавно познакомились.


Д) Работа с числительным.(3 мин)

Проверка домашнего задания.

А с какой еще частью речи мы познакомились? (С числительным) Дайте определение этой части речи.

Я просила вас записать пословицы и поговорки с числительными. Один ученик читает свою пословицу, а остальные называют числительные

(На диаграмме появляется надпись ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ над нужным сегментом)


Е)Работа с наречием. (4 мин.)

Подберите антонимы к словам.

Тихо - далеко -

Медленно - высоко -

Назовите орфограммы в этих словах. (Парная согласная З в словах близко, низко; удвоенная согласная Н в слове медленно, безударная гласная О в суффиксе ОК в слове высоко)

А над какой частью речи мы сейчас работали? (Над наречием). Дайте определение этой части речи.

(На диаграмме появляется надпись НАРЕЧИЕ над нужным сегментом)

6.

Слайд №14

Выпишите из текста глаголы.




Слайд №15










Слайд №16




Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

А)Работа над глаголами.(5 мин.)

Выпишите из текста глаголы. Дайте определение глаголу.

Сашенька ложится спать. В соседней комнате мама баюкает малыша. Вокруг лампы медленно кружится мотылек. А за окном аукает ветер.

- Проверьте свою работу.

Аукает Ложится

Баюкает Кружится

А давайте попробуем сочинить стихи с этими словами, тем более они так хорошо ложатся в рифму. Творческую работу выполняют те, кто хочет.

Б)Разбор предложения.(5 мин.) 1 ученик работает у доски.


А за окном аукает ветер.

В процессе разбора выясняем, что слово А - это союз.

(На диаграмме появляется надпись ГЛАГОЛ и СОЮЗ над нужными сегментами)

Проверка творческих работ.

А может кто вспомнил стихи с этой рифмой?

В конце этапа раздается памятка "Части речи"

7.








Слайд №17



Слайд №18


Этап рефлексии деятельности.(2 мин.)

- Чему же мы хотели научиться на этом уроке?

- Что вы научились делать?

- Кто хорошо научился определять части речи, поднимите руки вверх.

- Кто еще неуверенно определяет, руки сделайте над головой домиком.

- А кто хочет узнать еще что-нибудь про части речи, подымите правую руку.

Конечно, мы уже много узнали о частях речи, но впереди еще интереснее и больше сведений. Поэтому спасибо за хорошую работу и желаю успехов в получении новых знаний. Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!