СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи и члены предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Части речи и члены предложения.»

Предмет: русский язык Тема: Части речи и члены предложения.

Класс: 6

Уровень: базовый

Цель: Совершенствовать умения обучающихся различать части речи и члены предложения.

Задачи:

  1. Повторить морфологические признаки самостоятельных частей речи, их синтаксическую функцию в предложении. Совершенствовать умения различать части речи и члены предложения.

  2. Развивать умение работать с информацией - анализировать языковой материал, устанавливать закономерности, создавать устное высказывание на лингвистическую тему.

  3. Воспитать уважительное отношение к родному языку, коммуникабельность.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Основное содержание:

Морфология как раздел грамматики. Признаки самостоятельных частей речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Синтаксис как раздел грамматики. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа.

Термины и понятия:

  • морфология;

  • синтаксис;

  • самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение;

  • главные члены предложения: подлежащие, сказуемое;

  • грамматическая основа;

  • второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;

  • сочинение – миниатюра.

Планируемые результаты:

Личностные:

проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;


Метапредметные

Познавательные:

умение работать с информацией – находить учебные материалы в различных информационных ресурсах;

понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

определять основную и второстепенную информацию;

уметь устанавливать аналогии.

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану;

выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно планировать пути достижения целей;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

умение работать с информацией – поиск теоретического и языкового материала, использование данной информации для создания устного и письменного монологического высказывания;

умение использовать ЭОРы для самостоятельной учебной деятельности;

В ценностно-ориентационной сфере:

понимание важной роли лингвистических знаний как неотъемлемого условия гармоничных социальных и межличностных отношений;

умение взаимодействовать с сетевым пространством, соответствующим требованиям информационной безопасности;

В эстетической сфере:

формирование информационной культуры и эстетического вкуса обучающихся через взаимодействие с ЭОР;

понимание важности соблюдения норм русского языка, их значимости в сетевом пространстве.

Организация образовательного пространства

Оборудование

    1. Компьютеры, проектор, экран (или интерактивная доска).

    2. Документ-камера

Дидактический материал:

  1. Таблица №1.Найдите соответствия.

  2. Таблица №2. Части речи.

  3. Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1.

Текст. Михаил Михайлович Пришвин. «Осеннее утро».

  1. Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №2.

Тест «Части речи и члены предложения»


Ресурсы, в том числе электронные:

1. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765)//

http://yarus.aspu.ru/?id=43

2. АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ ПЕШКОВСКИЙ (1878–1933)//

http://yarus.aspu.ru/?id=240

3.АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАХМАТОВ (18641920) // http://yarus.aspu.ru/?id=48

4 АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯ´ (1835–1891) // http://yarus.aspu.ru/?id=45

5. ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ (1895–1969)//

http://yarus.aspu.ru/?id=38

6.НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ ШАНСКИЙ (1922–2005)//

http://yarus.aspu.ru/?id=201

7. Таблица "Самостоятельные части речи" (N 139218)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea015-0a01-00ee-0121-fd61db2a39c5/%5BRUS5_003%5D_%5BIA_093%5D.swf

8. М.М. Пришвин. «Осеннее утро»//

http://аудиохрестоматия.рф/work/154/

9.Интерактивная таблица "Второстепенные члены предложения" (N 7876)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ad15-0a01-00ee-0026-93e9b93148b7/%5BRUS8_175-0%5D_%5BIA_323%5D.swf

10. И.Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889г.

http://www.bibliotekar.ru/rusLevitan/11.htm

11. И.Шишкин. Золотая осень.

http://www.bibliotekar.ru/rusShishkin/5.htm

12.В.Поленов. Золотая осень. 1883г.//

http://www.bibliotekar.ru/kPolenov/4.htm


  • Межпредметные связи: русский язык - литература – история - МХК

  • Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель: определение темы и цели урока, актуализация знаний шестиклассников, формирование комфортной психологической среды, способствующей эффективной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Ситуативное(ые) задание(я):

Задание 1: Найдите соответствия.

Таблица №1.Найдите соответствия.

Термин

Значение термина

1

Орфоэпия

1

Учение о формах

2

Синтаксис

2

Пишу

3

Графика

3

Соединение, составление

4

Морфология

4

Голос, звучащая речь

5

Фонетика

5

Правильная речь

ОТВЕТ:


  • Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)

Для проверки задания рекомендуем использовать документ-камеру. Заполненный вариант таблицы ученик демонстрирует с помощью документ-камеры, поясняя и комментируя.

Правильный ответ:

Термин

Дословное значение термина

1

Орфоэпия

1

Учение о формах

2

Синтаксис

2

Пишу

3

Графика

3

Соединение, составление

4

Морфология

4

Правильно пишу

5

Фонетика

5

Правильная речь

6

Орфография

6

Голос, звучащая речь

ОТВЕТ: 1-5, 2-3, 3-2, 4-1, 5-6, 6-4


Задание 2: Ответьте на вопрос.

- Морфология - это раздел грамматики, изучающий слова как части речи.

- Синтаксис – это раздел грамматики

  • Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)


Учитель: Исторические корни морфологии уходят во времена М. В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей «Российской грамматике» (1756) М. В. Ломоносов выделял «осмь частей знаменательных». Большой вклад в изучение морфологии внесли ученые-лингвисты А.А.Потебня, В.В.Виноградов, Н.М.Шанский. В изучении синтаксиса – А.М.Пешковский, А.А.Шахматов.


Задание 3: Познакомьтесь с электронными образовательными ресурсами о выдающихся ученых.

1. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765)//

http://yarus.aspu.ru/?id=43

2. АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ ПЕШКОВСКИЙ (1878–1933)//

http://yarus.aspu.ru/?id=240

3.АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАХМАТОВ (18641920) // http://yarus.aspu.ru/?id=48

4 АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯ´ (1835–1891) // http://yarus.aspu.ru/?id=45

5. ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ (1895–1969)//

http://yarus.aspu.ru/?id=38

6.НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ ШАНСКИЙ (1922–2005)//

http://yarus.aspu.ru/?id=201

  • Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)


II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: актуализировать знания обучающихся по морфологии и синтаксису, способствующие осознанной дифференциации понятий «части речи», «члены предложения»; повторить орфограммы «Правописание проверяемой и непроверяемой гласной в корне», «ЖИ – ШИ», «Правописание Ь в глаголах».

Учебные задания и методы работы с информацией.

Задание 1: Повторите морфологические признаки самостоятельных частей речи.

  1. Таблица «Самостоятельные части речи» (N 139218)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea015-0a01-00ee-0121-fd61db2a39c5/%5BRUS5_003%5D_%5BIA_093%5D.swf

  • Формы работы: индивидуальная (И).

Задание 2: Ответьте на вопрос. Какими морфологическими признаками характеризуется существительное, прилагательное, глагол?

  • Формы работы: фронтальная (Ф)

Примерные ответы обучающихся: Имя существительное характеризуется следующими признаками – род, склонение, число, падеж. Имя прилагательное – род, число, падеж. Глагол – время, лицо, число, род.

Задание 3: Прослушайте текст М.М. Пришвина. «Осеннее утро»

Определите тему текста, его главную мысль. Запишите по памяти два слова, указанной части речи. Одно слово – для морфемного разбора, второе – для морфологического разбора.

Задание для первой группы: имя существительное.

Задание для первой группы: имя прилагательное.

Задание для первой группы: глагол.

1 М.М. Пришвин. «Осеннее утро»//

http://аудиохрестоматия.рф/work/154/

  • Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г).

Для проверки задания рекомендуем использовать документ-камеру. Поочередно ученики из каждой группы демонстрируют с помощью документ-камеры тетрадь с выполненным заданием, поясняя и комментируя его.


Задание 4: Выполните задание. Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1. Выпишите из текста слова со следующими орфограммами: с непроверяемой гласной в корне слова, с безударной гласной в корне слова, ЖИ-ШИ, правописание Ь в глаголах.

  • Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)


Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1.

Текст. Михаил Михайлович Пришвин. «Осеннее утро»

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

- Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится.

Задание: Выпишите из текста слова со следующими орфограммами:

с непроверяемой гласной в корне слова, с безударной гласной в корне слова, ЖИ-ШИ, правописание Ь в глаголах.


Задание 5: Исключите из терминологической цепочки слово. Обоснуйте свой выбор.

Существительное – глагол – сказуемое – прилагательное.

Существительное – подлежащее - определение – сказуемое.

  • Формы работы: фронтальная (Ф)

Первый вариант организации работы над этим заданием – демонстрация распечатанной на листе терминологической цепочки через документ – камеру. Второй – ИД


Задание 6:

Ответьте на вопрос. Какие члены предложения образуют грамматическую основу предложения? Охарактеризуйте их.

  • Формы работы: фронтальная (Ф)

Примерные ответы обучающихся:

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они образуют грамматическую основу. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает лицо или предмет мысли и отвечает на вопросы И.п. Чаще всего бывает выражено существительным или местоимением. Сказуемое – это главный член предложения, который грамматически зависит от подлежащего. Обозначает действие, состояние или признак предмета, выраженного подлежащим. Отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «каков?», «кто есть предмет?», «что есть предмет?»


Задание 7: Ответьте на вопрос. Какие члены предложения являются второстепенным? Используя интерактивную таблицу, проведите самопроверку своих знаний.

1.Интерактивная таблица «Второстепенные члены предложения» (N 7876)//

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2ad15-0a01-00ee-0026-93e9b93148b7/%5BRUS8_175-0%5D_%5BIA_323%5D.swf

  • Формы работы: индивидуальная (И)


Задание 8: Составьте простое предложение на тему «Осень», выполните его синтаксический разбор. Укажите части речи.

  • Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)

Для проверки задания рекомендуем использовать документ-камеру. Поочередно ученики демонстрируют с помощью документ-камеры записи в тетради, поясняя и комментируя их.


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: совершенствовать умение дифференцировать понятия «части речи», «члены предложения»


Учебные задания и методы работы с информацией.

Задание 1: Рассмотрите репродукции картин о природе. Этот жанр живописи называется пейзаж. Напишите сочинение – миниатюру «Золотая осень»

1. И.Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889г.

http://www.bibliotekar.ru/rusLevitan/11.htm

2. И.Шишкин. Золотая осень.

http://www.bibliotekar.ru/rusShishkin/5.htm

3.В.Поленов. Золотая осень. 1883г.

http://www.bibliotekar.ru/kPolenov/4.htm


  • Формы работы: индивидуальная (И)


Задание 2: Заполните таблицу, используя в качестве примеров слова из своего сочинения – миниатюры.

Таблица №2. Части речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение


Наречие

Числительное













  • Формы работы: индивидуальная (И)


Задание 3: Выполните синтаксический разбор одного предложения (по выбору) из своего сочинения-миниатюры.

  • Формы работы: индивидуальная (И)

Для проверки заданий рекомендуем использовать документ-камеру. Поочередно ученики читают свои сочинения – миниатюры, с помощью документ-камеры демонстрируют таблицу, синтаксический разбор предложения в тетради, поясняя и комментируя их. Затем возможна взаимопроверка работ в парах, когда ученики обмениваются тетрадями.


IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Части речи и члены предложения»

Варианты заданий:

Задание 1: Выполните тест. «Части речи и члены предложения»


Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №2.

Тест «Части речи и члены предложения»

1. Как определить падеж прилагательного?
1) по падежу существительного с которым оно связано
2) по окончанию
3) по вопросу

2. Какая часть речи обозначает действие предмета?
1) имя существительное 2) местоимение 3) глагол 4) числительное

3. Сколько временных форм у глагола?
1) две 2) три 3) четыре

4. Как называется часть речи, которая называет число, порядковый счёт?
1) прилагательное 2) числительное 3) наречие

5. Главные члены предложения
1) дополнение, подлежащее, сказуемое
2) подлежащее, сказуемое
3) определение, дополнение, обстоятельство

6. Второстепенные члены предложения
1) подлежащее, сказуемое
2) обстоятельство, дополнение, определение
3)определение, сказуемое, подлежащее

7. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
1) Где? когда? откуда? как? каким образом?
2) какой? какая? какое? чей?
3) кто? что? кого? чего?

8. На какие вопросы отвечает определение?
1) Где? когда? откуда? как? каким образом?
2) какой? какая? какое? чей?
3) кто? что? кого? чего?

9. На какие вопросы отвечает дополнение?
1) Где? когда? откуда? как? каким образом?
2) какой? какая? какое? чей?
3) кто? что? кого? чего? кому? чему?

10. Отметьте предложение, в котором подлежащее выражено местоимением

  1. Выплыло на небо красное солнышко.

  2. Оно стало рассылать свои золотые лучи.

  3. Первый луч попал на жаворонка.

11. Укажи главные члены предложения. На крыше чирикают воробьи.

  1. Громко чирикают

  2. Чирикают на крыше

  3. Чирикают воробьи

11. Укажи главные члены предложения. Подарили цветы маме.

  1. Подарили цветы.

  2. Подарили маме.

  3. Подарили.

ОТВЕТ: 1-1, 2-3, 3-3, 4-2, 5-2, 6-2, 7-1, 8-2, 9-3, 10-2, 11-3.

  • Формы работы: индивидуальная (И), фронтальная (Ф)

Для проверки заданий рекомендуем использовать документ-камеру, с помощью которой демонстрируются ответы к тестовым заданиям.


Задание 2: Домашнее задание: подготовить сообщения о выдающихся ученых – лингвистах.


VI этап. Рефлексивная деятельность

Цель: организация самоанализа обучающимися своей деятельности и её результатов, а также степени удовлетворенности уроком.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самооценка своей детельности). Ответьте на вопросы:

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня нерешенным?

Расположите на лестнице успеха смайлик на той ступеньке, которая соответствует вашему уровню усвоению темы.

Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...



Использованная литература и сайты


Сайты

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

http://school-collection.edu.ru/

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/

3. «Аудиохрестоматия» //

http://аудиохрестоматия.рф/pages/about/

4. Ярус. Портал русского языка//

http://yarus.aspu.ru/

5.Электронная библиотека. Библиотекарь.Ру //

http://www.bibliotekar.ru/index.htm

 

















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!