СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Час занимательной химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Внеклассное мероприятие для 7 классов. Можно поводить в рамках "Недели химии". Развивает познавательные интересы, в том числе интерес к науке химии.

Просмотр содержимого документа
«"Час занимательной химии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №2

(МБОУ СОШ №2)



Неделя химии





«Час занимательной химии»

для учащихся 7 классов


Учитель химии

Рыбникова Татьяна Борисовна







2022


Сценарий «Час занимательной химии»

Цель мероприятия: пробудить у обучающихся 7 классов интерес к предмету «химия». расширить их кругозор, побудить к чтению и изучению химической литературы.


Для подготовки и проведения мероприятия привлекаются учащиеся (4-5) 10 классов.

Учитель: Добрый день! Сегодня вы попали в необычный кабинет – кабинет химии. В 8 классе вы придете сюда изучать науку химию. Химия – это наука о веществах и их превращениях.

А вы любите чудеса? Все мы, когда были маленькими, с удовольствием слушали, а потом читали сказки про фей и волшебников. А когда подросли, решили, что ни тех, ни других не бывает. А вот чудеса в нашей жизни и в самом деле бывают, хотя совершают их совсем не волшебники, а люди, вооруженные знаниями. Наука – вот истинная волшебница наших дней! А наука ХИМИЯ умеет делать настоящие чудеса!

1ученик Вы, ещё не ничего не зная о химических явлениях, а уже не раз сталкивались с ними в обычной жизни у себя дома или на улице.

Ваше первое знакомство с химией происходит в ванной комнате, куда каждое утро и вечер вы ходите умываться. Мыло и зубная паста – это сложные химические вещества, которые изготовляют на специальных заводах. А на вашей такой знакомой кухне происходит целая серия любопытных химических превращений: горит газ, чтобы вскипела вода для утреннего чая. Мама замешивает тесто для пирожков и гасит соду уксусом, чтобы тесто получилось пышным. На сковороде жарится яичница. И еще многое другое.


2ученик Идя в школу, мы видим, как едут по проезжей части автомобили, автобусы, газели, шурша по асфальту резиновыми шинами. Оказывается, эти шины сделаны из каучука, в который превратилась чёрная маслянистая нефть.

Таких примеров, можно назвать сотни, тысячи. Как же происходят все эти удивительные и волшебные превращения нефти в каучук, газа – в ткань, угля – в духи? Ответ один: в результате химических превращений. В эволюции человека химия сказала своё слово. Химия кормит нас, одевает, обувает, лечит, т.е. предоставляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество.

3 ученик Химия – наука древняя и вместе с тем молодая. Древняя, потому что ещё в доисторические времена люди умели совершать различные превращения веществ. Уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб. А ведь всё это химические процессы.

Химия – наука молодая, потому что наукой со своими определенными законами она стала не так давно, всего два с лишним века назад. Правда, за эти два столетия химия достигла значительно больших успехов, чем за предыдущие годы. С помощью химии человек раскрыл немало тайн природы.

Учитель: Сегодня мы с вами попадем в мир таинства и магии, но магии химической. Нас поведет в свои владения волшебная наука.

Итак, мы начинаем! (Опыты проводят эти же учащиеся, с комментариями).





Опыт 1. «Вулкан

Древние боги Гефест и Вулкан управляли подземным пламенем, они рождали потоки лавы, извергали пепел и камни, но они были богами. А можем ли мы сотворить извержение вулкана? Сейчас попробуем.

Опыт: Насыпать соды примерно 2 столовых ложки в небольшой сосуд, спрятанный в пластилиновом макете вулкана, и полить на нее уксус. Сода и уксусная кислота вступят в реакцию с выделением газа, и поэтому содержимое начнет «закипать» и пениться прямо на глазах. 

Или разложение дихромата аммония При проведении этого химического опыта следует соблюдать осторожность и близко не наклоняться к реактивам.


Опыт 2 «Фараоновы змеи»

В Индии, в Египте можно наблюдать танцы змей под дудочку заклинателей. Давайте и мы попробуем, только заклинателем у нас будет огонь.

Опыт: на подставку положить таблетку сухого горючего, на нее положить 3-4 таблетки бисептола или норсульфазол и поджечь. Образуется светло-серая масса по форме напоминающая змей.

Опыт 3. «Обугливание сахара»

А мы попробуем получить» Ээскимо» сжечь сахар без огня. Есть его конечно нельзя

Опыт: В химический стакан ёмкостью 150 мл насыпать 40г растёртого в порошок сахара и слегка смочить его 3-4 мл воды. Теперь в полученную массу добавить 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешатье смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимать. Через несколько минут смесь потемнеет. Это пористый уголь, появление которого объясняется дегидратацией сахара серной кислотой.

Опыт 4. «Несгораемый платок»

Для опыта: платок, вода, ацетон, щипцы, спички.

9 ученик: Ребята, как вы думаете, ткани горят? … А вот я вам докажу, что сейчас зажгу этот (показывает носовой платок) платок и он ничуть не пострадает. Вот посмотрите сами.

Смачивают платок сначала водой, немного отжимают, а затем ацетоном. Берут платок щипцами, поджигают его и, когда пламя охватит весь платок, начинают вращать его по кругу, пока не прекратится горение. Ацетон сгорает, а платочек, смоченный водой, цел и невредим.

Опыт 5. «Дым без огня»

Вы не раз слышали, как говорят: «Дыма без огня не бывает». А мы можем показать, что бывает.

Опыт: Один стакан смочить HCl, другой NH3.

Стакан со следами HCl держать над стаканом со следами NH3.

Опыт 6. «Чудеса в пробирках»

№ 1 Превращение «воды» в «сок» В пробирке KOH, добавить 2-3 капли фенолфталеина, раствор становится малиновым. Приливаем р-р соляной кислоты, окраска исчезает

№ 2. Превращение «воды» в «молоко». В пробирке BaCl2 , добавить 2-3 капли разбавленной H2SO4.

№ 3.Превращение раствора в «желе» В пробирке FeСl3, добавить немного KOH.

№ 4. Мини взрыв в пробирке. В пробирке гранулы цинка, к нему осторожно прилить разбавленную HCl, быстро поднесем к отверстию горящую лучинку.- взрыв

Опыт 7. «Волшебная палочка»

Для опыта: свечка (обернута красивой бумагой), перманганат калия, спирт, серная кислота.

Ребята, вы, наверное, знаете, что у любого волшебника есть волшебная палочка. Вот такая палочка есть и у нас. Она может даже зажигать свечи. Посмотрите сами.

На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H2SO4.


Опыт8: «Кровь без раны».


Вот еще одно развлечение. Кто даст руку на отсечение? Жаль руку на отсечение? Тогда нужен больной для лечения. Оперируем без боли. Правда, будет много крови. (Приглашает семиклассника.) При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент. Дайте йод. : «Йодом» смажем мы обильно, Чтобы было все стерильно. Нож подайте ассистент Кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку, От разреза ни следа.


Руку семиклассника смачивает хлоридом железа (III). Смачивает нож роданидом калия . Делает на руке ножом « разрез» тупой стороной. Течет «кровь». Вытирает руку раствором аммиака.

Учитель

Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся, они вам понравились! Теперь вы видите, что чудесное, таинственное, сверхъестественное мы можем делать самостоятельно. Мы не волшебники, но изучение химии помогает нам делать настоящие чудеса. Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!