Час общения в 4 классе:
ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ДОБРА И УВАЖЕНИЯ.
Цели:
- воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них;
- воспитывать любовь, уважение к бабушке, дедушке, к их повседневному труду;
- учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения.
ВЕД. - Что за праздник начинается тут? Может, придут генералы?
- Нет!
- А может, придут адмиралы?
- Нет!
- А может, герой, облетевший весь свет?
- Нет!
- Гадать понапрасну бросьте! Смотрите! Вот наши гости!
Почётные, важные самые - наши бабушки и дедушки славные!
ВЕД. - Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас! Для любого из нас бабушка и дедушка – это дорогие, родные, близкие, преданные люди. Они всегда ассоциируются у нас с добротой, лаской, теплом.
В начале октября есть добрый праздник,
Недавно он у нас в календаре.
Мы поздравляем дедушек и бабушек
У нас в России и на всей земле!
ВЕД. – А название у этого праздника – День добра и уважения! Этот праздник можно было бы ещё назвать Днём мудрости! Вы столько всего знаете и умеете! Вы видите свое продолжение в детях и внуках, и в этом находите радость. Вы умеете думать не только о себе и дарите свою любовь и заботу окружающим. Так становитесь же, дорогие, с годами добрее и мудрее, пусть жизнь всегда будет в радость!
(выходят дети)
1- Теплый день осенний
Солнцем позолочен,
Радостной работой
Ветер озабочен.
2 - В этот день октябрьский
По веленью века
Чествует природа
Пожилого человека!
3 - Дедули уважаемые!
Бабули обожаемые!
Поздравляет нынче вас
Наш четвёртый, дружный класс.
4 - Крутится, вертится шарик земной.
Годы, как птицы, летят чередой
С праздником вас мы поздравить пришли,
И Вам в подарок шары принесли.
5 - В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы и верности пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах.
6 - В синих шарах голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему Вы.
Чтобы сбывались мечты все у Вас,
Этого мы все желаем сейчас.
7 - В шаре зелёном надежда живет
В то, что счастливым окажется год.
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены.
8 - Бабушки и дедушки,
мудрые, родные,
Доброго здоровья всем вам дорогие!
ВЕД. – Ребята! Давайте составим психологический портрет наших бабушек и дедушек:
перечислите человеческие качества
что им больше всего нравится? не нравится?
где они любят гулять? где и как отдыхают?
чем они занимаются?
когда они больше всего счастливы?
ВЕД. – Вот такие они – наши бабушки и дедушки! А теперь отгадайте мои загадки:
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная... (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились —
Стали... (пожилыми)
Осень праздник подарила
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду
Наших... (бабушку и деда)
(выходят дети)
1 - Бабушка, ты тоже маленькой была?
И любила бегать, и цветы рвала?
2 - И играла в куклы ты, бабуля, да?
Цвет волос какой был у тебя тогда?
3 - Значит, буду так же бабушкой и я, -
Разве оставаться маленькой нельзя?
4 - Очень бабушку мою - маму мамину - люблю.
У нее морщинок много, а на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать, а потом поцеловать.
5 - Может быть, и я такою буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки, и тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки, а другому – башмачки!
ВЕД. – Ребята, а чему вас научили ваши бабушки и дедушки?
(ответы детей)
(выходят дети)
1 - Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
2 - Hе расстраивайся, дед,
Что тебе так много лет,
Что уже весь поседел,
Что немного потолстел,
Что бурчишь ты иногда.
Ты ведь добрый, знаю я!
3 - И скажу я, между прочим,
Ты у нас красивый очень.
Обойди весь белый свет-
Лучше дедушки и нет!
4 - Почта приносит много газет,
Газеты читает старательно дед,
Столько читает, а сказок не знает
Да еще утешает:
- Ах, внученька Лиза!
Сказки покажет тебе телевизор!
Обидно, конечно, но я не заплачу,
У деда очки, наверно, я спрячу!
ВЕД. – Ребята, обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Я хочу, чтобы вы объяснили их смысл:
1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».
2) «Юный – с игрушками, а старый – с подушками».
3) «Где дедушка да бабушка, там и оладушка».
ВЕД. – А вспомните, пожалуйста, в каких случаях, в каких ситуациях проявляется доброта бабушки и дедушки? милосердие? мудрость?
(ответы детей)
(выходят дети)
- Посиди со мною рядышком,
Отдохни, прошу, немножко.
Дорогая моя бабушка,
Я люблю твои ладошки.
2 - Очень мягкие и нежные,
Очень щедрые на ласку.
Уносящие в безбрежную
Восхитительную сказку.
3 - Голос твой такой загадочный,
Он мелодией струится.
Ты, бабуля, стала сказочной
И прекрасною жар-птицей.
4 - Сказка скоро уж закончится,
Быль вернется к нам опять.
Испечем творожных пончиков,
И пойдем во двор гулять.
ВЕД. – Друзья мои! Я сейчас прочитаю вам небольшой, но очень поучительный рассказ. Ваша задача – определить, чему же учит нас эта история.
Чтение и обсуждение рассказа «БАБУШКИНЫ РУКИ».
— Сегодня у вас будет необычное домашнее задание, — сказал учитель. – Завтра выходной, но вы должны встать рано и записать все, что бабушкины руки сделают за день. А потом нарисовать их.
Утром в выходной Надя попросила бабушку положить руки на лист бумаги и обвела их. Бабушкины руки были старенькие с узловатыми пальцами. Надя посмотрела на свои тоненькие розовые пальчики и подумала:
«В бабушкиных руках нет ничего красивого. Почему учитель не попросил нарисовать руки какой-нибудь артистки или хотя бы мои?»
Весь выходной бабушка готовила, стирала, гладила и мыла. У Нади рука устала записывать все бабушкины дела. Это были скучные дела.
Выходной был испорчен. Зато в понедельник учитель похвалил девочку:
— Молодец, Надюша, ты написала больше всех. Прочитай нам, что делает твоя бабушка в выходной день.
Надя начала громко и выразительно прочла:
— Моя бабушка приготовила завтрак, погладила мое платье в голубой горошек и заплела в косички голубые бантики. Она помыла посуду и обернула учебники и тетради в новые чистые обложки.
— Бабушка заправила кровать и аккуратно рассадила моих кукол на покрывало.
— Бабушка подточила цветные карандаши, потому что у нас сегодня рисование.
Учитель сказал:
— Хорошо, Надя! У твоей бабушки, действительно, много дел, если она делает и твои дела тоже.
Домой Надя пришла расстроенная и с порога заявила:
— Это нечестно, бабушка. Ты забрала себе все мои дела. С сегодняшнего дня я свои дела буду делать сама.
Бабушка ничего не ответила, только грустно вздохнула. Надя положила портфель и решила пришить к пальто оторвавшуюся пуговицу. Она исколола пальцы и запутала нитки, но пуговицу не пришила. Расстроенная Надя разогрела сама себе ужин, но котлетка подгорела, а любимая тарелка разбилась, когда девочка хотела ее помыть.
Первый раз в жизни Надя легла спать с не готовыми уроками. Она так устала, что не смогла решить задачу. Перед сном Надя посмотрела на бабушкины руки и спросила:
— Бабушка, твои руки совсем старые, а делают все быстро и хорошо. Наверное, они знают какой-то секрет?
— Конечно, знают, внученька, но сказать не могут. Давай поменяемся с тобой руками, и тогда ты тоже узнаешь этот секрет, — ответила бабушка.
— Что ты, бабушка. Это невозможно, — улыбнулась Надя, а про себя подумала, что ей не хотелось бы обменять свои изящные розовые ручки на темные морщинистые руки бабушки.
В эту ночь Надя спала беспокойно и проснулась рано. Она быстро вскочила и вдруг с ужасом увидела, что у нее морщинистые бабушкины руки. Девочка приготовилась заплакать, но тут же подумала, что плакать ей некогда. Надо умыться, приготовить всем завтрак, почистить папино пальто, дописать домашнее задание по русскому языку и сделать еще множество других дел.
Надя даже подумать не успевала, что надо сделать, а ее руки уже проворно выполняли одно дело за другим.
— Внученька, пора вставать, — услышала Надя ласковый бабушкин голос и проснулась.
На столе ее ждал вкусный завтрак, а в портфеле лежала тетрадь с выполненным упражнением. Надя покраснела, потом взяла бабушкины руки в свои и прижала их к себе:
— Бабушка, у тебя самые лучшие руки на свете! Я хочу, чтобы мои руки стали такими же. С сегодняшнего дня я будут помогать тебе во всех делах.
ВЕД. - У меня есть сюрприз! В этой коробочке конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете собрать «Букет счастья» для наших гостей, для бабушек и дедушек, которые не смогли прийти к нам в гости, для всех пожилых людей, чтобы они смогли стать радостнее и счастливее! (пожелания детей)
(выходят дети)
1 - Пусть каждый день, что отвела судьба,
Приносит радость с солнечным восходом.
И светит вам счастливая звезда,
Храня от бед и жизненной невзгоды.
2 - Здоровья, счастья, светлых дней,
Удач и много радости,
И не смотря на возраст ваш,
Не поддавайтесь старости!
3 - Мы постареть вам не дадим, пускай другие старятся!
А все недуги, как один, пускай от вас отвалятся.
4 - И пусть лицо улыбка озаряет.
Вы возрасту скажите, - не спеши!
Мы быть счастливыми вам всем желаем,
Желаем этого от всей души.
5 - Вы много сделали такого,
Чтоб на земле оставить след.
Желаем вам сегодня снова
Здоровья, счастья, долгих лет.
ВЕД. - Девочки и мальчики! Давайте вместе с нами
«Спасибо» скажем бабушке. «Спасибо» скажем дедушке.
За хлопоты, за ласки, за песенки и сказки, за вкусные ватрушки,
За новые игрушки, за сладкое варенье, за долгое терпенье.
ВЕД. - Желаем не скучать и не хворать.
Беречь себя, с улыбкой день встречать!
Обещаньем чаще радовать друзей
И принимать по праздникам гостей.
(песня «Росиночка – Россия»)