СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения "«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).
  2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
  3. Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

        4.Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Просмотр содержимого документа
«Час общения "«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»»


Час общения:

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»



Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).

  2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

  3. Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

  4. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Оборудование:

  • презентация; песня «Я, ты, он, она»

  • видеофильмы: «Толерантность – путь к культуре мира», «Слепоглухие»

  • карточки;

  • плакат, фломастеры.

Ход мероприятия.

I. Вступление. Слово учителя.

- Добрый день, дорогие друзья!

- Звучит отрывок из песни «Я, ты, он, она».

- О чем эта песня?

Тема нашего разговора «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» (слайд).

Посмотрите друг на друга. Все мы разные. Все имеют что-то своё, неповторимое, уникальное.

- Назовите качества, которые отличают Вас друг от друга. У каждого из вас свои интересы, принципы, желания, цели.

II. Объявление темы.

Антуан де Сент-Экзюпери ( фран. писатель) говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю».

- Как вы понимаете это высказывание?

Мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях.

Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает 186 национальностей.

Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место.

- А как считаете вы?

Но разве можно представить Россию без таких людей, как (слайды)

  1. Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.

  2. Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан.

  3. Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков.

- Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

- А что помогает людям, таким разным, жить вместе на одной планете?

- Это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом мы и поговорим сегодня. (слайд)

III. История толерантности: (слайд)

Понятие толерантность, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Шарль Морис Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но особенно – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.

Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.

- Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово «толерантность». Что же оно обозначает?

Толерантность (от лат. tolerantia) – терпение.(слайд)

Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет скорее ассоциироваться с покорностью, чем с пониманием и принятием.

В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995)- (слайд)

Проявлять толерантность – это значит уважать, принимать, признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

IV. Конкурсная программа: «Такой разнообразный мир» (слайд).

1. Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (слайд)

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

2. Конкурс «Национальные блюда на нашем столе».
1.Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (Вареники)
2. Это блюдо русской кухни. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (Блины)
3. Блюдо кавказской кухни. Кусочки мяса, жареные на металлических или деревянных палочках. (Шашлык)
4. Блюдо итальянской кухни. Это длинные макаронные изделия. (Спагетти)
5. Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек. (Лаваш).

6. Блюдо узбекской кухни на основе мяса молодого барашка и риса. (плов)

3. Конкурс «Национальные костюмы» ( слайды)

(определить к какой стране относится национальный костюм)


ЯПОНИЯ
РОССИЯ
УКРАИНА
ШОТЛАНДИЯ
ИНДИЯ

КАВКАЗ (Грузия)

4. Конкурс «Достопримечательности» (слайды)

-Китайские пагоды

- Собор Василия Блаженного

- Эйфелева башня

- Статуя Свободы, Пизанская башня

- Египетские пирамиды

- Мавзолей Тадж- Махал

- Древнегреческий театр

Учитель: Мы разные – в этом наше богатство.

Учитель: ( слайд)  В 1968 г в Германии был создан плакат. Его создавали активисты молодежных движений.

 Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

«Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»

- В чем смысл этого плаката?

Учитель:  Концепция плаката состоит в том, что человек всегда пользуется:

  • культурными достижениями, опытом, повседневными трудами других народов.

- Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?

- Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность. (слайд)

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность - это гармония в многообразии. ( слайд)

Толерантность – это жить в мире непохожих идей и людей. (слайд)

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.

Все – мы разные, все мы – равные! – (слайд).

- Равные в чём? ( в правах)

V. Твори добро.

1. Звучит музыка. Сценка. (действующие лица: Волшебник, Любовь)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет Волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал Волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал

Волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Доброта, четвёртую – Печаль, пятую – Красота.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил Волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему?

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту?

ДОБРО- (словарь Ожегова)- Благо, радость, положительное отношение к человеку.

2. Просмотр видеофильма о слепослугих.

В мире есть особые люди. Люди с ограниченными возможностями здоровья, люди инвалиды. Слепоглухота – это двойное нарушение зрения и слуха. Как человек может налаживать контакты с окружающим миром при отсутствии зрения и слуха?

Как не обидеть слепоглухого человека? Как помочь ему?

Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.

Помните, как выглядят печатные буквы? Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама». Получилось? Почему получилось? Потому что вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.

Участникам предлагается разбиться на пары. Предлагается на ладошке написать одну печатную букву поверх другой. Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова: «молодец» и «умница». Давайте обсудим: что было трудно? Почему? Тем, кому писали буквы на ладони, предлагается описать впечатления и ощущения. Далее участники меняются ролями.

А есть еще одна азбука. Она называется «дактилология». Это такая азбука, где каждой букве русского алфавита соответствует определенная конфигурация пальцев.

Ведущий демонстрирует табличку с даклилологией.

Давайте научимся говорить следующие слова: мама, папа, баба, деда. А теперь споем пальчиками: ля-ля.

Вывод

Весело получается, да? Но ведь проблемы у таких людей совсем не шуточные, правда? А они своей целеустремленностью, жизнелюбием, достижением высоких результатов в учебе, творчестве, подают нам пример преодоления трудностей. ( - О благотворительных фондах: Со –единение – поддержка слепоглухих; В школах – инклюзивное обучение; создание безбарьерной среды).

3. Просмотр видеофрагмента: «Слепоглухой».

- Герой говорит о том, что люди стали «слепоглухими», это стиль жизни?

- Как вы это понимаете?

- Как можно помочь таким людям?

- Помочь проще, чем нам кажется. Что он имеет в виду?

Мы можем им помочь своим вниманием, заботой, добротой.

Завершить этот блок мне хочется словами великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (слайд)

VI. « Мы вместе – в этом наша сила».

1. Фронтальная беседа.

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника на грани фантастики. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова (Слайд): экстремизм, агрессия, терроризм, жертва насилия, (слайд) нищета, голод, беженец, война...(слайд)

- Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (ответы детей)

- Почему происходят войны? (Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы,….)

Английский писатель Бернард Шоу однажды написал: (слайд)

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле, как люди».

- Как вы понимаете эти слова?

- Что нужно сделать для этого? Понять друг другу и сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи. (слайд) Поэтому нужно учиться жить в мире, согласии. Только, когда мы вместе – мы сила. ( примеры из истории )

2. Просмотр видеоролика «Толерантность – путь к культуре мира».

- О чём этот видеоролик? (слайд)

- Культура мира – это культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения. И создавать эту культуру мира предстоит вам. Вы наша надежда, наше будущее. Окончив школу, вы должны выбрать дорогу жизни. А дороги бывают разные.

Извилистая дорога – для людей хитрых.

Узкая дорога – только для одного человека.

А на широкой дороге места хватит для всех.

- Каждый человек сам определяет, какую дорогу ему выбрать.

- Какую дорогу выбираем мы?

Мы выбираем широкую дорогу – это Дорога Добра, мира, взаимопонимания, готовность всегда прийти на помощь другому человеку.

3. Практическое задание: «Школа – Планета Толерантности».

Наша Школа – это Планета Толерантности. Это место, где каждый из нас неповторим, интересен, и каждый имеет право жить в мире добра и уважения.

Я предлагаю создать нашу школьную эмблему толерантности.

- Какие качества мы должны в себе воспитывать, развивать, формировать, чтобы жить в мире?

- Возьмите каждый по лепестку и напишите на них то, качество, которое необходимо, чтобы наша школа стала пространством толерантности, (каждый класс пишет по слову на лепестках, из которых составляется ромашка) (слайд)

VI. Заключение.

Учитель: Современный человек должен обладать способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет жить в гармонии с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!