СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" бунташный век"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" бунташный век"»

Тема урока "XVII век – "Бунташный век"

Автор учитель истории и обществознания

Рамазанова Жирият Салиховна

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами работы в группах.

Цели урока:

  1. Раскрыть основные причины и сущности народных выступлений 17 века.

  2. Выявить экономические, социальные и политические последствия.

  3. Развивать навыки самостоятельной работы с документами, навыки работы в группах, умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия: “крестьянская война”, “восстание”, “соляной бунт”, “медный бунт”.

Основные даты: 1648 г. – Соляной бунт, 1662 г. – Медный бунт, 1667-1671 гг. – Крестьянская война С. Разина.

Оборудование урока: учебник “История России с древнейших времен до конца XVII в.”,), карта “Народные восстания в России в 40–70-х гг. XVII в.”, таблички с обозначением групп, раздаточный материал (план работы в группах).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются за отдельные парты по группам.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

  1. Причины народных выступлений.

  2. Соляной бунт.

  3. Медный бунт.

  4. Восстание под предводительством С. Разина.

  5. Старообрядчество.

1. Урок начинается со вступительного слова учителя. Закрепление пройденного материала.

Провести самостоятельную работу на знание терминов.

1 вариант: раскол, ярмарка, «заповедные лета», ясак, крепостное право.

2 вариант : старообрядчество, мануфактура, «урочные лета», тягло, казачество.

Общие рекомендации: первые два пункта плана можно задать учени­кам на дом (эти бунты хорошо разобраны в тексте учебника), а в центре внимания данного урока должно находится восстание под предводительст­вом Степана Разина. Последовательность событий можно рассмотреть при помощи карты. Обязательно необходимо разобраться в причинах восста­ния, социальном составе участников. При этом можно кратко остановиться на положении казачества в России (повторив уже известные сведения из предыдущих уроков или заслушав доклад на тему:"Казаки и казачество в XVII в."). Очень важно убедительно показать причинно-следственную связь между "Соборным Уложением" 1649 г. и вызванных ими изменений в положении социальных низов.

1-2. (7 мин.). Обратите внимание на то, что "соляной" бунт в конеч­ном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г., при этом событиями воспользовались в первую очередь дворянство (помест­ное) и посадская верхушка - не случайно восстание началось в Москве. Подчеркните и поведение царя, который в 1648 г. почти не сопротивлялся требованиям восставших, и как изменилась его хитрая и жесткая политика в отношении бунтовщиков в "медном" бунте (подавление восставших). См. дополнительные материалы.

Это свидетельствует о возросшей царской власти, об эффективности проводимых реформ и об уверенности самодержца. Напомните их мате­риалов предыдущих уроков (о финансовой политике государства), что не­обходимость постоянного пополнения опустевшей казны, а также крово­пролитные и долгие войны, которые велись в правление государя Алексея Михайловича вызывало стремление увеличить сборы иногда даже незакон­ными методами. Так, правительство пыталось увеличить общую сумму до­ходов путем включения в состав тяглого населения новых категорий обще­ства, не несущих государева тягла: введение налогов на торговлю и ремес­ла, уменьшение жалованья "приборным" служилым людям. А "медный" бунт был вызван реальной инфляцией (вызванной финансовым кризисом, связанным с затяжной русско-польской войной (1654-1667) и русско-шведской войной (1656-1658). Чтобы выплатить жалованье солдатам, пра­вительство начало выпуск медных денег взамен серебряных (идея околь­ничего Ф.М.Ртищева). Медные деньги стали обесцениваться и началась инфляция).

  1. (8 мин). Переходя к событиям, предварившим восстание, необхо­димо вспомнить о положении казачества в середине XVII в. Отметьте, что с вхождением в состав России Левобережной Украины, признание Богдана Хмельницкого ит.д. - способствовало не только росту авторитета Сечи и казачества в России. Оно обладало некими льготами и никогда ранее не подчинялось так жестко государству. Кроме того, ужесточение законов в отношении крестьян резко увеличивало число беглых, в частности, на Дон, откуда "выдачи нет". Подчеркните, что восстание казаков было тем более опасно, что они были военным сословием, обладали значительным воен­ным опытом, памятью о событиях недавнего восстания под предводитель­ством Хмельницкого (речь идет о казаках в составе Речи Посполитой), где было создано "государство". Таким образом, казачество было реальной уг­розой государственному порядку и власти. Скажите, что запрет на походы в Черное и Азовское моря привел к усилению социальной напряженности в казачьей среде. Голод 1666 г. в результате огромного количества беглого населения стал причиной похода Уса к Москве.

  2. (7 мин.). По карте покажите ход восстания, дайте краткую характе­ристику самому атаману. Отметьте, что этот поход сделал Разина очень популярной фигурой в народе. Расскажите об итогах восстания: что это, казацкое восстание или крестьянская война. Все же движущую силу вос­стания и основу войска составляли казаки, а не крестьяне.

5.(5 мин.). Укажите на то, что, хотя в восстании активно участвовали беглые крестьяне, посадские люди, мелкое духовенство, бурлаки, работные люди, а также представители волжских народов, но тем не менее главной движущей его силой были казаки. У руководства также стояли казаки. Це­лью восставших было уничтожение бояр-"изменников" и думных людей, воевод, приказных. См. дополнительные материалы. Таким образом, главными лозунгами восстания были социальные. Подчеркните, что однойиз причин неудачи были разногласия в планах и интересах разных групп казачества - более зажиточного и бедного.

6. (5 мин). Причины поражения восстания, как и любого другого народ­ного восстания, связаны с недостаточно четкой выработкой программы вос­стания, в отсутствии единства интересов различных его групп. В целом вос­стание показало силу социального сопротивления в государстве после приня­тия Соборного Уложения, оно знаменовало ответ на новый этап закрепоще­ния крестьянства, на стремление государства лишить привилегий слободских и "черных" людей, а также купцов, духовенство и другие сословия. Резюми­руя материал данного урока, отметьте, что в народных восстаниях XVII в. целом, по словам Ключевского, "вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением: ни тени не то что благоговения, а и простой вежливо­сти и не только к правительству, но и к самому носителю верховной власти". Подчеркните особенности социального протеста в России.



Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении, как «бунташный». Ведь XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских восстаний под предводительством И.Болотникова и С.Разина, рядом городских восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями.

И поэтому цель нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII век был действительно «бунташный».

Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял из себя XVII век.

  • Дать характеристику политическому строю России в 17 веке.

  • Социальное устройство России 17 века.

  • Что нового появляется в экономике?

  • Что такое мануфактура?

Вывод. В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.

  • По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?

  • В чём недостатки этого пути?

Ответы учеников.

Учитель . Итак, 17 век…Развитие страны после Смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время.

Русь, Россия, Родина, 
Нелёгок путь в веках 
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.

Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.

  • Какое определение этому понятию можно дать?

«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

Главными причинами народных выступлений были:

закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн (военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% бюджета (казны) государства);

усиление приказной волокиты и бюрократизма;

ограничение казачьей вольности;

церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия.

Все это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства, но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.

Учитель готовит учащихся к самостоятельной работе: ведется работа с основными понятиями “крестьянская война”, “восстание”;

ставится проблемное задание:

Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?

2. Работа в группах.

На выполнение задания отводится примерно 10 мин. Определяются 3 группы, каждая из которых самостоятельно изучит разделы:

I группа – “Соляной бунт” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”)

II группа – “Медный бунт” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”)

III группа – “Восстание под предводительством С. Разина” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”).

Каждой группе предлагается план изучения раздела:

  1. Дата восстания.

  2. Причины восстания.

  3. Участники движения.

  4. Ход восстания.

  5. Итоги восстания.

После самостоятельной работы групп, осуществляется проверка выполнения задания с уточнением вопросов, вызвавших затруднение. Учитель задает, например, следующие вопросы: Как вы думаете, почему восстание 1648 г. получило название “соляной бунт”, а восстание 1662 г. – “медный бунт”? Какие крестьянские восстания называются крестьянской войной? Приведите доказательства того, что восстание Степана Разина являлось крестьянской войной. (Разбирая этот вопрос, ученики вспоминают известные им признаки понятия “крестьянская война”).

По ходу проверки самостоятельной работы групп, учитель показывает на карте учащимся места распространения восстаний.

3. Учитель раскрывает последний вопрос плана изучения нового материала – “Старообрядчество”. Выделив общее и различия в восстаниях, необходимо вернуться к проблемной задаче, поставленной в начале урока: “Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?”. Учащимися могут быть названы следующие причины поражения: стихийность, локальный характер, отсутствие зрелой политической и социальной программы и единой организации, “царистский” характер восстания. Выделенные учащимися характерные признаки записываются в тетради.

III. Рефлексия.

Беседа по следующим вопросам:

  • Как вы думаете, почему современники назвали XVII век “бунташным”?

  • Перечислите народные движения в хронологической последовательности.

  • В чем причины и особенности народных движений в XVII веке?

  • Какие последствия они имели?

Тест по изученному материалу:

Тема: Бунташный век. Вариант 1.

1. Какое событие произошло раньше других:
А) Смута
Б) Ливонская война
В) Правление Бориса Годунова
Г) Избрание на царство Михаила Романова

2. В начале XVII в. Россия находилась в разоренном состоянии. Это связано:
А) с династическим кризисом;
Б) со Смутным временем;
В) с опричниной Ивана Грозного.

Г) восстанием С.Разина.

3. «Бунташным веком тишайшего царя» называли современники царствование:
А) Алексея Михайловича;
Б) Михаила Романова;
В) Федора Ивановича;
Г) Федора Алексеевича.

4. На мануфактурах России применялся труд:
А) наемных рабочих;
Б) крепостных крестьян;
В) батраков.

Г) горожан.

5. В 17 веке появляются новые черты в экономике России:
А) начинается развитие товарного производства;
Б) сельское хозяйство втягивается в рыночные отношения;
В) формируется единый всероссийский рынок:
Г) верны все ответы

6. Впервые на Руси появилась портретная живопись. Она называлась:
А) персона;
Б) парсуна;
В) портрет.

Г) икона.

7. Религиозное учение принявшее протестный характер:
А) униатство;
Б) старообрядчество;
В) сектанство.

Г) протестантизм.

8. Высшими коллегиальными органами власти при царе были:
А) вече и казачий круг:
Б) сельский сход и казачий круг;
В) Боярская дума и Земский собор.

Г) Сенат.

9. Соотнесите годы и события:

годы

события

1. 1648

А. Восстание С. Разина

2. 1662

Б. Восстание Уса

3. 1666

В. Соляной бунт

4. 1667- 1671

Г. Медный бунт


10. И.М. Забелин, историк, которого интересовали события и процессы, связанные с освоением Сибири, следующим образом представил события, развернувшиеся после похода Ермака.« Словно брешь пробил Ермак в стене, cдерживавшей напор колоссальных, пробудившихся в народе сил, -хлынули в Сибирь ватаги жаждущих свободы, суровых, но бесконечно выносливых и безудержно смелых людей…Они совершенно терялись в огромной стране, населенной воинственными племенами; многие отряды действительно исчезли бесследно, но другие неожиданно всплывали на поверхность где- нибудь на новой, только что открытой реке, в богатой соболем краях, и – глядишь – уже стоит бревенчатый острожек на безлюдном высоком берегу…

Для нас, людей, живущих 400лет спустя, богатство Сибири – это нефть и природный газ, месторождения каменного угля, меди, железа, золота, алмазов. Но в те далекие времена самым главным богатством были меха.

Вопрос. Почему самым главным богатством был мех, а не газ и нефть?

Для нас, людей, живущих 400лет спустя, богатство Сибири – это нефть и природный газ, месторождения каменного угля, меди, железа, золота, алмазов. Но в те далекие времена самым главным богатством были меха.Вопрос. Почему самым главным богатством был мех, а не газ и нефть?

В заключении учитель подводит итог урока:

Таким образом, усиление феодального гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с “иноверцами” вели к массовым народным выступлениям, главным результатом которых становились корректировки правительственного курса.

Задание на дом: § 35, ответить устно на вопросы 1–8 с.244, работа с документами с.244–246.

Выставление оценок.

Литература:

  1. В.И. Буганов, Н.П. Зырянов История России конец XVII–XIX в.в. 10 класс. – Москва: Просвещение, 2002 г.

  2. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. – С. 42–45.

  3. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007. – С.159–161.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!