СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыка правильного написания гласных О,Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«" Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных".»

Тема. «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных»

Цель: формирование навыка правильного написания гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.

Задачи:

обучающие:

- повторить написание гласных букв после шипящих в корне слова, написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и в окончаниях существительных и прилагательных;

- совместно с учащимися открыть правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных;

- расширить знания учащихся по теме «Устаревшие слова», сделать вывод о роли устаревших слов в сказках А. С. Пушкина;

развивающие:

- развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

- формировать у учащихся умение применять полученные знания на практике;

- развивать у учащихся навыки самооценки своей учебной деятельности;

воспитательные:

- воспитывать любовь и интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к труду писателя.

Формирование предметных учебных действий:

- знание условий написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных;

- умение правильно писать суффиксы прилагательных;

- умение применять знания в новой ситуации.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией;

- поиск решения проблемной ситуации;

- умение выполнять логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация понятий).

Регулятивные УУД:

- умение выявлять проблему;

- умение определять цель урока, формулировать учебную задачу;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение оценивать свою работу и полученный результат.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение выражать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point 2003.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Демонстрация видеофрагмента «У лукоморья дуб зелёный» из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Ребята! Сегодня наш урок будет построен на сказках А. С. Пушкина. Мы с вами ещё раз вспомним пушкинские сказки и понаблюдаем за особенностями языка пушкинских сказок.

2. Актуализация знаний.( запись даты в тетради).

Работа по карточке (Приложение 1). Учащиеся работают в тетрадях, несколько учащихся разбирают примеры на доске.( я записала слова на доске )

- Ребята! Выразительно прочитайте стихотворные отрывки, выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте в слова пропущенные буквы, объяснить их написание.

- Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?

-Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу?

-От чего будет зависеть выбор буквы? ( часть речи и часть слова).

Итак, приступайте к работе !



1. Петуш…к с высокой спицы

Стал стеречь его границы.


2. Ель растёт перед дворц…м,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!


3. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города больш…го.


4. Уж не хочет быть она цариц…й,

Хочет быть владычиц…й морскою.




Учащиеся вспоминают правила: «Буквы Ё и О после шипящих и Ц в корнях слов», «Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных», «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую», «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных», объясняют написание слов с пропущенными буквами.

- Ребята! От чего зависит написание гласных после шипящих в данных примерах?

Учащиеся делают вывод об условиях выбора написания букв О, Е, Ё после шипящих.



При возникновении затруднений учащиеся обращаются к таблице «Буквы О, Ё, Е после шипящих в именах существительных и прилагательных» (Приложение2)

таблицы на столах и на слайде №2)



Ё (под ударением с чередованием): шёлк – шелковистый, шёпот – шептать. О (без ударения) в заимствованных словах: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия. Слова-исключения: крыжовник, шорох, трущоба, трещотка, шов, шомпол.


Имя существительное

Имя прилагательное

Под ударением – О: речонка, бережок.

Без ударения – Е: реченька, кружочек.

?


Под ударением – О: плечо, ножом.

Без ударения – Е: деревцем, зрелищем.

Под ударением – О: большой, чужой.

Без ударения – Е: дремучему, колючего.

- Ребята! Вы узнали, откуда эти строки?

Учащиеся называют сказки А. С. Пушкина:

1 – «Сказка о золотом петушке»;

2, 3 – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

4 – «Сказка о рыбаке и рыбке»;

3. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Ребята! Сегодня мы с вами вместе с героями пушкинских сказок продолжим постигать законы русского языка. Посмотрите внимательно на таблицу и сформулируйте тему и цель нашего урока. Сделать это вам помогут опорные слова:

Буквы О и Е … (тема урока).

Научиться правильно писать … (цель урока).

Опорные слова записаны на доске.

«Сказка о капризных шипящих и упрямых гласных».

- Ребята! А вы любите слушать сказки? (Да)

- Тогда я вам сейчас расскажу сказку о капризных шипящих и упрямых гласных, и вы мне поможете в этом. Слушайте внимательно!

В ходе рассказа учителя учащиеся «досказывают» сказку.

- Далеко-далеко за высокими горами, за широкими морями есть волшебный остров Алфавит. На этом острове, как вы уже, наверное, догадались, живут … (буквы). Всего их … (33). Дружно живут на этом острове согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются согласные не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказываются шипящие … (Ж, Ш, Щ, Ч). С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят! А уж как трудно рядом с ними буквам О, Е и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом только с буквой О. То они требуют рядом букву Е! (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу). Вот какие капризули эти шипящие! И буквы О, Е и Ё своё место не хотят уступать! Вот какие упрямые! Наверное, не было бы на этом чудо-острове порядка, если бы не царица Орфография. Она помирила шипящие с гласными, и теперь они живут в дружбе и согласии.

- Ребята! Понравилась вам сказка о капризных шипящих и упрямых гласных? Сегодня на уроке мы с вами тоже будем усмирять их своевольный характер.

4. Наблюдение над языковым материалом. Слайд 3.

- Давайте ещё раз обратимся к сказкам А. С. Пушкина! Прочитайте предложенные отрывки, найдите и выпишите слова на изучаемую орфограмму. Предположите, от чего зависит выбор гласных букв в суффиксах имён прилагательных.

1. Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя…

Его за руку взяла

И в шатёр свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала,

Уложила отдыхать

На парчовую кровать.

2. И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.


3. Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.


Словарная работа. Слайды 4 - 8.

- В сказках Пушкина мы встречаем много незнакомых слов: парча, перст, яства, горница, изразцовый.

- Как называются эти слова? (Устаревшие)

- Какой словарь нам поможет узнать значение этих слов?

- Ребята! Давайте заглянем в Толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем их значение.

Прочитает словарную статью………….

Парча, -и, мн. -и, -ей, ж. Плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. || прил. парчовый, -ая, -ое.

Перст, -а, м. (устар.). То же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке). П. указующий (о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица; высок, и ирон.). Один как п. (совсем один). || прил. перстный, -ая, -ое (стар.).

Яство, -а. ср. (устар.). Еда, кушанье. Стол ломится от яств.

Горница, -ы, ж. 1. Комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.). 2. Чистая половина крестьянской избы (обл.). || уменьш. горенка, -и, ж. (к 1 знач.).

Изразец, -зца, м. Плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. || прил. изразцовый, -ая, -ое. Изразцовая печь (облицованная изразцами).

(Учащиеся читают значения устаревших слов. На слайдах последовательно появляются слова и иллюстрирующие их рисунки.).

- Ребята! В произведениях Пушкина мы часто встречаем устаревшие слова. С чем это связано? Как вы думаете?

- Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь, с её избами и куполами. Пушкин использует устаревшие слова для создания колорита исторической эпохи. С помощью устаревших слов мы знакомимся жизнью наших предков, их бытом и традициями.

В сказках отражается история русского народа и родного языка, поэтому нам надо быть более внимательными к языку сказок. Знание значения устаревших слов помогает нам понять смысл произведений. В течение урока мы с вами, ребята, ещё не раз обратимся к толковому словарю.

Учащиеся выписывают выделенные прилагательные в тетради, выделяют суффиксы, ставят ударение в словах, делают вывод о написании гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.

- Проверим. Слайд 9.

5. Первичное закрепление. Работа с учебником.

- Ребята! Давайте раскроем учебник и прочитаем правило на стр. 19.

В таблице на месте вопросительного знака учащиеся записывают примеры на орфограмму «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных». Таблица приобретает следующий вид:

( слайд 10)

Ё (под ударением с чередованием): шёлк – шелковистый, шёпот – шептать. О (без ударения) в заимствованных словах: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия. Слова-исключения: крыжовник, шорох, трущоба, трещотка, шов, шомпол.


Имя существительное

Имя прилагательное

Под ударением – О: речонка, бережок.

Без ударения – Е: реченька, кружочек.

Под ударением – О: ежовый, вещевой.

Без ударения – Е: лицевой, образцовый.


Под ударением – О: плечо, ножом.

Без ударения – Е: деревцем, зрелищем.

Под ударением – О: большой, чужой.

Без ударения – Е: дремучему, колючего.


Физминутка.

Мы с орфограммами сразились,

На славу с вами потрудились!

Теперь пора бы отдохнуть

И лишь потом продолжить путь!

Упражнение 1.

Голову наклонить вправо. Исходное положение.

Голову наклонить влево. Исходное положение. (6 раз)


Упражнение 2.

Голову повернуть направо. Исходное положение.

Голову повернуть налево. Исходное положение. (6 раз)


Упражнение 3.

Голову наклоните вперёд, назад. Исходное положение.

Голову наклоните вперёд, назад. Исходное положение. (4раза)

Делают разминку.

Проводится гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.


6. Отработка у учащихся умения распознавать изученную орфограмму и применять правило «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (Приложение 3).

Задание 1. Распределительный диктант.

Запишите словосочетания в два столбика: в первый – словосочетания с буквой О в суффиксах прилагательных, во второй – с буквой Е.

Куч…вые облака, сторож…вой пёс, вещ…вой мешок, еж…вые рукавицы , сургуч…вая печать, замш…вые сапоги, бубенц…вый звон, холщ…вая рубаха, кумач…вый пояс.

- Ребята! Какие из данных слов показались вам непонятными? Давайте посмотрим их лексическое значение в словаре

Словарная работа.

Сургуч, -а, м. Цветная твердая смесь смолистых веществ и воска, в расплавленном виде употр. для заклеивания, накладывания печатей. || прил. сургучовый, -ая, -ое. Сургучовая печать.

Замша, -и, ж. Выделанная мягкая и тонкая ворсовая кожа с бархатистой поверхностью. || прил. замшевый, -ая, -ое.

Бубенцы, -ов, ед. -нец, -нца, м. Полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Б. под дугой. || уменьш. бубенчики, -ов, ед. -ик, -а, м. || прил. бубенцовый, -ая, -ое.

Холст, -а, м. I. Льняная ткань из толстой пряжи (в прежнее время - кустарной выделки). Домотканый х. Белить холсты. 2. Картина, писанная масляными красками на такой ткани (спец.). Холсты Репина. || прил. холщовый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Кумач, -а, м. Хлопчатобумажная ярко-красная ткань. || прил. кумачный, -ая, -ое и кумачовый, -ая, -ое.

- Кто может объяснить, что означает выражение ежовые рукавицы?

Фразеологизм ( неделимое сочетание слов) .Держать в ежовых рукавицах - очень строго и сурово обходиться с кем-либо.

Учащиеся работают в тетрадях. Проверка выполнения задания. Слайд 11.


Задание 2 «Третий лишний». Слайды 12 – 13. В каждой группе словосочетаний найдите лишнее, аргументируйте свой выбор.

1) Пунц…вый румянец, свеж…е яблоко, ключ…вая вода.

2) Ветх…е корыто, ситц…вый сарафан, свинц…вые тучи.

Словарная работа.

Ветхий, -ая, -ое. Разрушающийся от старости; дряхлый. Ветхий домик. Ветхий старик.

Ключ, -а, м. Вытекающий из земли источник, родник. В овраге бьют ключи. || прил. ключевой, -ая, -ое. Ключевая вода.

Пунцовый, -ая, -ое; -ов. Ярко-красный, багровый. Пунцовые губы. Пунцовые маки.

Ситец, -тца (-тцу), м. Легкая хлопчатобумажная ткань. Набивной с. || Веселенький с. (с ярким и приятным рисунком). || прил. ситцевый, -ая, -ое.

Свинцовый, -ая, -ое. 1. свинец. 2. перен. Синевато-серый, цвета свинца. Свинцовые тучи. Свинцовые волны. 3. перен. Очень тяжелый. С. удар. Свинцовые кулаки (очень сильные). С. взгляд (пристальный и недобрый).

(В первой группе лишним является словосочетание свежее яблоко, во второй группе – ветхое корыто. Последнее прилагательное является лишним не только по морфемному признаку, но и по непринадлежности к данной орфограмме).

Задание 3. Слайд 14. Соотнесите данные существительные с подходящими по смыслу прилагательными. Объясните написание прилагательных. Кому из героев Пушкина могли принадлежать эти предметы?

холщовый воротник

шёлковый мешок

парчовый шатёр

песцовый кафтан

большой невод

(Холщовый мешок принадлежит Балде из «Сказки о попе и о работнике его Балде», мудрецу из  «Сказки о золотом петушке»; шёлковый шатёр –  Шамаханской царице из «Сказки о золотом петушке»; парчовый кафтан – королевичу Елисею  из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», князю Гвидону из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; песцовый воротник – корабельщикам из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; большой невод – старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»). 7. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. Используется приём «Незаконченное предложение». Слайд 15.

- Ребята! Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей работы. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я понял (узнал, разобрался, научился) …

Было интересно …

Было трудно …

После урока мне захотелось …

Учащиеся выбирают одно предложение и с его помощью оценивают свою деятельность на уроке (читают получившиеся предложения).

- Ребята! Я рада, что сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое, чему-то научились, что вам захотелось ещё раз перечитать сказки А. С. Пушкина. Пушкинские сказки удивительны. Они привлекают нас необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и поучительным смыслом. Перечитывая пушкинские сказки, мы становимся счастливее и добрее. Закончить урок мне хочется строчками из стихотворения Е. Шульги:

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет ваша жизнь полна

Добра и ласки!

8.Слайд 16 . Домашнее задание:

1) учебник, стр. 19 (правило для заучивания);

2) упр. 333 ( переписать, группируя по признаку правописания 0 ил Е после шипящих и Ц );

3) из сказок А. С. Пушкина выписать примеры на изученную орфограмму с гласными после шипящих.



Парча, -и, мн. -и, -ей, ж.

Плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. || прил. парчовый, -ая, -ое.


Перст, -а, м. (устар.). То же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке). П. указующий (о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица; высок, и ирон.). Один как п. (совсем один). || прил. перстный, -ая, -ое (стар.).


Яство, -а. ср. р. (устар.). Еда, кушанье.

Стол ломится от яств.


Горница, -ы, ж. 1. Комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.). 2. Чистая половина крестьянской избы (обл.). || уменьш. горенка, -и, ж.

Изразец, -зца, м. Плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. ||

прил. изразцовый, -ая, -ое. Изразцовая печь (облицованная изразцами).



слайд 1.

слайд 2


слайд 3

.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!