СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы о-а в корнях -кос- и -кас-.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычный рабочий урок русского языка в 6 классе  по теме " Буквы о-ав  корне -кос- и  -кас-" без умнейших заворотов в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Буквы о-а в корнях -кос- и -кас-.»

Тема: БУКВЫ О и А В КОРНЕ -КАС--КОС-

Цель: Создать условия для изучения орфографической нормы буквы, а – о в корне -кас– /– кос

Задачи урока:

-Учащиеся должны знать условия выбора букв О – А в словах с корнем –кос -/-кас-.;

-Уметь находить орфограмму «Буквы О – А в корне –кос-/ -кас-.»;



Планируемые результаты:

Предметные: адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщений, владеть разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, применять при письме основные правила орфографии и пунктуации;

Метапредметные:

познавательные – учить владеть всеми видами речевой деятельности ,применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – учить принимать и сохраняют цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

коммуникативные – доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать точку зрения другого, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Владение устной и письменной речью.

Личностные: понимать, что русский язык является одной из основных национально культурных ценностей русского народа, проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремиться к речевому самосовершенствованию, испытывать потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью



Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа

Мы начнём наш урок с повторения.

– Что определяет выбор гласной в корнях и

– В чем заключается загадочность этих корней?

–Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:

Перед вами слова с пропущенными буквами.  Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

     Соб_раться, распол_гаться, отр_сти,  расст_лать,  предпол_жение,  зам_рать, сл_жение,  р_стовщик,  отп_реть,  разр_стался, р_сток.

Проверьте написанное в при помощи таблицы.


2. Работа со схемой


Учитель обращает внимание учащихся на схему, которая может служить наглядным пособием на всех последующих уроках. ( Таблица «Правописание корней с чередующейся гласной)

– Рассмотрите условия выбора гласной в чередующихся корнях. С четвертым столбиком мы будем работать в старших классах.

– Рассмотрите второй столбик. Как согласные на конце корня влияют на выбор о или а? Назовите исключения


     

Правописание корней с чередующейся гласной

От чего зависит написание гласной?

от ударения

от согласной

от суффикса

от значения

Падает ударение?

Есть ст, щ?

Есть суффикс

Имеет значение

да

нет

да

нет

да

нет

ровный, гладкий

одинаковый, равный

Пиши:

-гар-

-клан-

Пиши:

-гор-

-клон-

Пиши:
-раст-

-ращ-

Пиши:

-рос-

Пиши:

-лаг-

-кас-

-бир-

-дир-

-блист-

-тир-

-пир-

-мир-

-стил-

Пиши:

-лож-

-кос-

-бер-

-дер-

-блест-

-тер-

-пер-

-мер-

-стел-

Пиши:

-ровн-

Пиши:

-равн-

-твар-

-зор-

-твор-

-зар-





Исключение:

утварь, выгарки, зоревать

Исключение:

Ростов, Ростислав, росток,
ростовщик, вырост, отрасль


Исключение:

ровесник, уровень, равнина,

равняйсь, равнение


становится влажным

опускать в жидкость

Пиши: -мок-

Пиши: -мак-


3.Учитель читает текст диктанта.

Долго росло растение, выращенное ростовщиком из Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пророс выше, пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли.

– Проверьте себя, используя схему

А теперь запишите:

прик_снуться, прик_асаться..

- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в эти слова ?  Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)

А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?

Как вы думаете, почему эти слова оказались на нашем уроке?

(тоже есть чередование гласных)

Определите нашу цель и задачи



II. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним загадочным корнем -кос- и –кас-.


III. Работа по теме урока.

  1. Объяснение нового материала

– Найдите эти корни в схеме и определите, от чего зависит его написание. Сформулируйте правило, сравните его с правилом в учебнике (на с. 104)


Физкультминутка


  1. Выполнение упражнений 184, 186

IV. Самоконтроль.


1.Тест с взаимопроверкой


Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму.


1. Солнце к…снулось края степи.


2. Прик...сновение было совсем лёгким.


3. Котёнок едва прик…салась мордочкой до блюдца с молоком.


4. Первые лучи солнца к…снулись верхушек деревьев.


5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.


6. Аппарат мчался по к…сательной.


7. Мы не к…снулись сегодня этого трудного вопроса.


8. Девочка к…сается руками спинки стула.


Критерии оценивания 0 ошибок- «5» 1 ошибка- «4» 2 ошибки – «3» 3 и более – «2


IV. Итог урока.

  • Какие новые знания вы усвоили?

  • Что вызывало затруднения?

  • Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?


Рефлексия учебной деятельности


– Назовите известные вам корни с чередующейся гласной, выбор которой зависит от суффикса



Домашнее задание:1. выполнить упражнение 185; придумать «запоминалку» о корне (по желанию).

2. Составить диктант из 20 слов на изученное правило


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!