М/п: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, извлекать информацию из разных источников (таблицы, текста), преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в графическую модель, схему).
М/к: строить связные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой, осуществлять взаимодействие в малой группе (паре), корректировать результаты работы.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. - Сегодня всё необычно: ваше состояние - у нас гости. Так пусть же каждый лучик солнца заглянет к нам в класс, обогреет своим теплом, придаст сил и уверенности в знаниях, поддержит радостное настроение. Учение - это полезное и приятное занятие Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация знаний | о-е в суффиксах наречий после шипящих, не с наречиями, н и нн в наречиях способ образования наречий. Выборочно-распределительный диктант. Работа в тетрадях. Структура Релли Робин ( уч-ся поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка) Задача для учащихся: выписать наречия, распределив их по способу образования и графически обозначив знакомые орфограммы. Неуклюже развернуться, горячо приветствовать, чувствовать себя неуютно, неплохо справиться, звучать торжественно, говорить неискренне, вылепить искусно, пойти вправо, повернуть направо, увидеть справа. Приставочный неуютно неплохо неискренне | Суффиксальный Неуклюже горячо торжественно искусно | Приставочно-суффиксальный вправо направо справа | В трех последних наречиях учащиеся встретятся с еще незнакомой орфограммой, что позволит создать проблемную ситуацию урока. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать. 2. Осуществлять коррекцию своей деятельности. Коммуникативные УУД 1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников. ТОУУ |
III. Постановка проблемы урока. | - В трех последних словах слышится [а], но пишется по-разному: и а, и о. Почему? Мы вряд ли сразу найдём ответ, надо разобраться. Сформулируйте тему урока: Буквы О-А на конце наречий с приставками. - Какова цель нашей работы? Узнать, когда в наречиях пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. |
IV. Открытие новых знаний. Наблюдение. | Задание.Структура Финк-Райт-Раунд Робин( Подумай-запиши- обсуди в команде) Прочитайте § 118 Составьте способ применения правила (алгоритм) или опорный конспект(кластер). Подберите примеры к правилу из предложенных слов( Структура Сорт Кардс): Слева, справа, вправо, снова, заново, налево, влево, наново, сгоряча, свысока, намертво, замертво, дотемна, затемно, досветла, досуха, насухо, дочиста, начисто, догола, засветло, наголо, добела, издавна, иссиня, издалека, набело, искоса, изредка. | Отчет групп о результатах работы по плану: Что общего и что различного в словах? По какому основанию произведена первая группировка? Что общего и различного в словах внутри получившихся групп? По какому основанию проведена следующая группировка? Каковы условия выбора орфограммы? Правило? Графическое обозначение орфограммы? Каков способ применения правила (алгоритм)? | Как правило, предлагается такой алгоритм. Суффиксы О - А в наречиях 1. При помощи каких приставок образовано наречие? Доработка алгоритма. Вторая проблемная ситуация. Учитель предлагает проверить, как “работает” алгоритм, записав следующие наречия: снова, сызнова, слепо, дословно, досрочно, изначально. Как правило, ученики без труда справляются с первыми тремя словами (снова – точно по правилу; сызнова – тоже, приставка с – вторичная; слепо – здесь вообще нет приставки), а вотдословно, досрочно, изначально создают вторую проблемную ситуацию урока. Коллективный мозговой штурм справляется и с этой задачей: эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных с уже имеющейся приставкой. Вносится уточнение в алгоритм: Суффиксы О - А в наречиях 1. Каким способом образовано наречие: приставочно-суффиксальным? | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из таблицы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, модель). |
V. Практика. Развитие учебно-языковых, орфографических и речевых умений. | Физминутка Работа в парах: Структура Таймд Пэа Шэа( 2 уч-ся делятся развернутыми ответами в течение опр.кол-ва времени) 1. Образуйте возможные наречия от слов: простой, легкий, красный, белый, желтый с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. 2. Объясните правописание конечных суффиксов в наречиях: дочерна, иссиня, сызмала, доблестно, заботливо. 3. № 514 (Дописать суффиксы на конце наречий, обозначив орфограмму – самопроверка по ключу: а, а, о, о, а, о, о, а, о, а.) № 518 (Вставить суффиксы наречий, записав предложения – взаимопроверка по ключу: а, а, а, о, а, о, а, о, а.) Тест Укажите лишнее слово а) досыт…; б) издалек…; в) досрочн…. Как пишутся данные наречия? а) вскач…; б) невтерпёж…; в) настеж…. Слитно или раздельно? а) (не)насытно; б) (не)плохо; в)(не)внимательно. На какой вопрос наречие не отвечает? а) какой? б) зачем? в) когда? Найдите наречие а) Левый берег ниже правого. б) Над морем самолёт спустился ниже. | ТОУУ Познавательные УУД 1. Группировать материал по заданным признакам. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. 3. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Рефлексия. | Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным … | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | 1. п.118, учить схему-правило 2. Упр. 3.800 рублей Самэри: написать сочинение-миниатюру «Весна пришла» с использованием наречий на о-а. | |