СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бородинское сражение

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

..........žВ ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью 608 тысяч человек вторглись в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу. žРусская армия состояла лишь из 210 тысяч солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы........

Просмотр содержимого документа
«Бородинское сражение»

Бородинское сражение 1812

Бородинское сражение

1812

Отечественная война  1812 года.  Бородинское сражение. « В этом сражении французы снискали себе славу быть победителями, а русские– быть непобедимыми» Наполеон Бонапарт.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

« В этом сражении французы снискали себе славу быть победителями, а русские– быть непобедимыми»

Наполеон Бонапарт.

Задачи урока Сформировать у учащихся понимание глубоко народного, отечественного характера войны 1812 года; Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за нашу историю, чувства высокого патриотизма Ознакомить учащихся с элементами военной истории, особенностями военной стратегии, тактики, состоянием вооружения изучаемой эпохи

Задачи урока

  • Сформировать у учащихся понимание глубоко народного, отечественного характера войны 1812 года;
  • Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за нашу историю, чувства высокого патриотизма
  • Ознакомить учащихся с элементами военной истории, особенностями военной стратегии, тактики, состоянием вооружения изучаемой эпохи
Базовые понятия Характер войны Причины войны Повод к войне Отечественная война Партизанское движение Стратегия Тактика

Базовые понятия

  • Характер войны
  • Причины войны
  • Повод к войне
  • Отечественная война
  • Партизанское движение
  • Стратегия
  • Тактика
Задания, подготавливающие  к изучению нового материала Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX века? Каковы основные цели и направления внешней политики России в начале XIX века? Как развивались русско- французские отношения в начале XIX века?

Задания, подготавливающие

к изучению нового материала

  • Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX века?
  • Каковы основные цели и направления внешней политики России в начале XIX века?
  • Как развивались русско- французские отношения в начале XIX века?

Памятка- алгоритм к изучению материала о войнах Причины и характер войны: 1.основные противоречия, приведшие к войне; 2.подготовка к войне, соотношение сил; 3.повод к войне и её начало;  Ход войны: 1.планы сторон; 2.основные этапы и главные сражения; 3. окончание войны, условия мира, итоги.  Значение войны.

Памятка- алгоритм

к изучению материала

о войнах

Причины и характер войны:

1.основные противоречия, приведшие к войне;

2.подготовка к войне, соотношение сил;

3.повод к войне и её начало;

Ход войны:

1.планы сторон;

2.основные этапы и главные сражения;

3. окончание войны, условия мира, итоги.

Значение войны.

Ход военных действий В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью 608 тысяч человек вторглись в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу. Русская армия состояла лишь из 210 тысяч солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы.

Ход военных действий

  • В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью 608 тысяч человек вторглись в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.
  • Русская армия состояла лишь из 210 тысяч солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы.
Нашествие армии Наполеона на Россию

Нашествие армии Наполеона на Россию

Планы воюющих сторон Франция  не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы уже вблизи границы; взять Москву; выведя Россию из войны, превратить её в зависимое государство; через территорию России нанести удар по Англии, лишив её Индии Россия Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург и поэтому генеральное сражение планировалось дать вблизи границы силами 1-ой армии при поддержке армии Багратиона

Планы воюющих сторон

  • Франция
  • не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы уже вблизи границы;
  • взять Москву;
  • выведя Россию из войны, превратить её в зависимое государство;
  • через территорию России нанести удар по Англии, лишив её Индии
  • Россия
  • Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург и поэтому генеральное сражение планировалось дать вблизи границы силами 1-ой армии при поддержке армии Багратиона

Однако планы русского генерального штаба реализовать не удалось. В условиях быстрого продвижения неприятеля был избран единственно верный образ действий- любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-ой и 2-ой армий. С огромным трудом удалось осуществить соединение войск. Но неудачи первых недель войны породили в обществе глубокое уныние. На этом фоне всё чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией светлейшего князя М.И. Кутузова.

Однако планы русского генерального штаба реализовать не удалось. В условиях быстрого продвижения неприятеля был избран единственно верный образ действий- любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-ой и 2-ой армий. С огромным трудом удалось осуществить соединение войск.

Но неудачи первых недель войны породили в обществе глубокое уныние. На этом фоне всё чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией светлейшего князя М.И. Кутузова.

Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия его предшественника были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве. Лишь в 110 км. от древней столицы, неподалёку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону. Силы сторон были примерно равны: Франция- 135 тыс. человек и 587 орудий Россия-132 тыс. человек и 640 орудий.

Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия его предшественника были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве. Лишь в 110 км. от древней столицы, неподалёку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Силы сторон были примерно равны:

Франция- 135 тыс. человек и 587 орудий

Россия-132 тыс. человек и 640 орудий.

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке?  Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи  Ночная пала тень.

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи,  И всё на наш редут, Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам,  Все побывали тут.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут,

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени,  В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала  Гора кровавых тел.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый,  Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий  Слились в протяжный вой...

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы, С утра бой затеять новый. Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Вот смерклось. Были все готовы,

С утра бой затеять новый.

Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля.. Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
  • Да, были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!
  • Плохая им досталась доля:
  • Немногие вернулись с поля..
  • Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Бородинское сражение продолжалось 12 часов. Прославленный французский полководец не решил в нем ни одной из поставленных задач. Устилая поле боя тысячами трупов, он захватил главные опорные пункты русской позиции — Семеновскую высоту (Багратионовы флеши) и высоту Курганную (батарею Раевского), но не смог развить успеха. История всех его сражений не знала подобных примеров.

Бородинское сражение продолжалось 12 часов. Прославленный французский полководец не решил в нем ни одной из поставленных задач. Устилая поле боя тысячами трупов, он захватил главные опорные пункты русской позиции — Семеновскую высоту (Багратионовы флеши) и высоту Курганную (батарею Раевского), но не смог развить успеха. История всех его сражений не знала подобных примеров.

Домашнее задание Прочитать §4 и ответить на вопросы: Чем объяснить отступление русской армии в первые месяцы войны? Подготовить сообщения о полководцах русской армии периода Отечественной войны 1812 года (индивидуально) Используя схему сражения, иллюстрации и дополнительные материалы, представьте себя военным журналистом и напишите небольшое сочинение на одну из предложенных тем:

Домашнее задание

  • Прочитать §4 и ответить на вопросы:
  • Чем объяснить отступление русской армии в первые месяцы войны?
  • Подготовить сообщения о полководцах русской армии периода Отечественной войны 1812 года (индивидуально)
  • Используя схему сражения, иллюстрации и дополнительные материалы, представьте себя военным журналистом и напишите небольшое сочинение на одну из предложенных тем:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!