СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Классный час «Блокада Ленинграда»

Цели: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.

Сестра моя, товарищ, друг и брат,
Ведь это мы, крещённые блокадой!
Нас вместе называют — Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом.
(О. Берггольц)

Классный руководитель: Всё может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.
 Ученик.
Чуть горит зари полоска узкая,
Золотая, тихая струя…
Ой, ты, мать – земля родная, русская,
Дорогая Родина моя!
Чья душа с тоскою не оглянется:
Сквозь туман, взрывая ночь и тьму,
Вражья рать по тем дорогам тянется
К городу родному твоему.
Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожаров дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда в обиду не дадим.

Классный руководитель

Блокада Ленинграда устанавливалась не с целью вынудить город капитулировать, а для того, чтобы легче было уничтожить всё находящееся в окружении население. Повседневная жизнь в блокадном городе превратилась в ежедневные подвиги горожан, сложившиеся в итоге в великую победу. Героическая борьба в кольце блокады и изменения в привычном быте жителей города. Когда в 1941 году Германия напала на Советский Союз, советское руководство понимало, что Ленинград обязательно будет одной из ключевых фигур на сцене разворачивающихся военных действий. Он приказал организовать комиссию по эвакуации города. Необходимо было вывезти население, оборудование предприятий и военные грузы. Однако блокады Ленинграда никто не ожидал. Не та тактика была у германской армии. А у Гитлера, по свидетельству людей из его окружения, к захвату Ленинграда было особое отношение. Не стоит забывать, что немецкий фюрер был не просто военным стратегом. В первую очередь он был талантливым политиком, и знал цену идеологии и тем объектам, которые её символизируют. Гитлеру город был не нужен. Он должен был исчезнуть с лица земли  под обстрелом немецкой артиллерии. Погрузиться в болота, на которых, вопреки общепризнанным нормам, был, некогда, воздвигнут. Детище Петра Первого и место зарождения и победы ненавистного Гитлеру большевизма в ходе Ленинградской битвы нужно было уничтожить. И сделать это, в первую очередь, не из военных соображений (хотя для успешного продвижения на Москву этот момент также был немаловажен), а для того, чтобы подкосить моральный дух советских граждан.

Ученик.

Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде…
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.

Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.

Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Классный руководитель:

Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.). 
Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все. Осталась одна Таня».

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти. На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»





Ученик.

Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а — жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Стеклянные глаза без страха к смерти,
Голодные, худые, ледяные дети.
Со взрослыми сражались вместе,
Им помогали, позабыв о детстве.
Пусть помнит каждый человек
Залитый кровью, детский след.

Классный руководитель:

Наверное, не многие знают, что весной 1942 года многие ленинградцы носили на груди жетон — ласточку с письмом в клюве. А в 1945 году Ольга Берггольц написала такое стихотворение:

Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет…

Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?

Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень — к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?

В память о погибших детях блокадного Ленингарда....

Алеют живые гвоздики, пионы,
У бронзовых ног Лениградской мадонны.
Мадонна бессильно дитя поднимает,
Мадонна не плачет — она умирает!

И скорбь её камни заставила плакать!
На сером граните не дождика слякоть…
На сером граните алеют цветы,
Как капельки крови людской доброты!

И музыка рвётся, и рвутся сердца!
К тоске той далёкой, с войной без конца!
Где есть вереница бессильных мадонн,
Где слышим у камня рыданье и стон!

Живые — не плачьте! Живые — живите!
И мирное небо детишкам дарите!
Развеялся мрак блокадных тех дней,
Но боль велика у советских людей!

Ученик.

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…



Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 
Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. 

Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! 

Минута молчания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!