Тема:
«Применение системно-деятельностного метода на уроках биологии как средство формирования познавательных УУД»
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА
В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- В соответствии с требованиями ФГОС обучение в современной школе должно быть направлено на формирование человека, способного к самоопределению и самореализации, а не только на усвоение суммы знаний.
- • Задания ГИА в 9-х и 11-х классах во второй части и частично в первой части предполагают умение применить знания в практических, жизненных ситуациях, умение рассуждать, анализировать, применять знания в нестандартной ситуации, а не пользоваться готовым алгоритмом.
- • Системно-деятельностный метод можно применять для любого УМК по любому предмету. При этом учителю не надо отказываться от приемов и методов обучения, проверенных и отточенных годами, нужно органично вписать в новое.
Противоречия
Противоречие между потребностью развития самореализации учебной деятельности учащихся и существующей организацией процесса обучения математики , в котором, как правило, рефлексия, контроль, оценка и коррекция учебной деятельности предполагает усвоение конкретных знаний. Названное противоречие определяет актуальность
Практическая значимость
педагогического опыта
Новизна
педагогического опыта
• подразумевает, что учащиеся осваивают культуру обучения не путем простой передачи информации, а в процессе собственной ученической деятельности;
• требует новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного (технологии демонстрационно-наглядного метода обучения) является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся .
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА
- ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
- выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
- описывать результаты, формулировать выводы;
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРАКТИКУ
- доступно учителю с любым стажем и опытом работы
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Дети приходят в школу как вопросительные знаки. А уходят как точки .
Нейл Постман, «Преподавание как подрывная деятельность»
В.В.Давыдов, " представление о т.н. деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека …выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности".
Г.В.Ф.Гегель "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат".
А. Н. Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.
В педагогике в качестве основных, ведущих выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
В психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
- С истематическое и методически правильное применение системно-деятельностного подхода на уроке биологии для формирования регулятивных УУД (саморегуляции) повышают качество образования и эффективность учебно-воспитательного процесса .
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Уроки деятельностной направленности распределяются на 4 группы:
- Уроки открытия нового знания
- Уроки рефлексии
- Уроки построения системы знаний
- Уроки развивающего контроля
Урок открытия нового знания состоит из 9 этапов
Большое внимание уделяется 1-му этапу – мотивации учебной деятельности (внутренней потребности включения ученика в учебную деятельность («ХОЧУ»).
А также 9-му этапу – рефлексии учебной деятельности (самооценка учениками своей учебной деятельности на уроке).
Эффективность и результативность педагогического опыта
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по математике
Показатель качества индивидуальной деятельности
( 5- 11 классы)по предметам Математика , Алгебра, Геометрия на основе внутреннего мониторинга
Учебный год
2017-2018
Класс
9 «В»
2018-2019
Всего сдавали
Справились с работой
12
-
2019-2020
100%
-
-
-
-
Доля учащихся, освоивших
программу
на "4" и "5" по математике
Результаты ЕГЭ по химии
Доля учащихся, освоивших
программу на "4" и "5" по алгебре
Доля учащихся, освоивших
программу на "4" и "5" по геометрии
Учебный
год
Класс
2017-2018
Всего сдавали
Справились с работой
2018-2019
Базовый уровень
2019-2020
Базовый уровень
-
-
-
11А
-
1
100%
Год
2019
Тема
2019
1.«Использованием ИКТ на уроках математики в условиях перехода на ФГОС, как способ активизации обучающихся, что способствует повышению качества образования »
Уровень
ШКОЛЬНЫЙ
выступление на ШМО
«Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено»
2020
ШКОЛЬНЫЙ
выступление на педсовете
«Рабочая программа кружка в 9 классе».
«Рабочая программа кружка в 10-11 классе».
ВСЕРОССИЙСКИЙ https://multiurok.ru/vdowina35/awards/
Авторская страница на сайте,
где осуществляется профессиональная деятельность
выводы
Процесс познания нового в результате самостоятельной деятельности захватывает, создает ситуацию успеха, т.к. ученик оценивает свои действия как собственное открытие
Ребята, проявляющие особый интерес к биологии, расширяют свои знания и во внеурочное время( о чем свидетельствуют победы на олимпиадах и конкурсах)
Опыт свидетельствует о том, что, с применением системно-деятельностного метода, ученики учатся строить логическую цепочку рассуждений, высказывать мысли вслух, общаться, отстаивать
свою точку зрения
Ребята со средними способностями с удовольствием принимают участие в школьных олимпиадах и конкурсах
Организованная система деятельного метода
Совершенствует процесс обучения биологии , в перспективе планирую разработать новые конспекты уроков с использованием деятельного метода
Повысит качество биологической подготовки школьников, что является успешной платформой для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Использование ИКТ во время урока может крепче связать теоретические вопросы с практикой.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.
- Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.
- Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред. Л.Г. Петерсон. М., 2010.
- Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
- Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.
- Л.Г. Петерсон. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009.
- Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.