СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология. Презентация на категорию.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример презентации для учителя сдающего на категорию по предмету биология.

Просмотр содержимого документа
«Биология. Презентация на категорию.»

Тема: «Применение системно-деятельностного метода на уроках биологии как средство формирования познавательных УУД»

Тема:

«Применение системно-деятельностного метода на уроках биологии как средство формирования познавательных УУД»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА

В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с требованиями ФГОС обучение в современной школе должно быть направлено на формирование человека, способного к самоопределению и самореализации, а не только на усвоение суммы знаний. • Задания ГИА в 9-х и 11-х классах во второй части и частично в первой части предполагают умение применить знания в практических, жизненных ситуациях, умение рассуждать, анализировать, применять знания в нестандартной ситуации, а не пользоваться готовым алгоритмом. • Системно-деятельностный метод можно применять для любого УМК по любому предмету. При этом учителю не надо отказываться от приемов и методов обучения, проверенных и отточенных годами, нужно органично вписать в новое. Противоречия Противоречие между потребностью развития самореализации учебной деятельности учащихся и существующей организацией процесса обучения математики , в котором, как правило, рефлексия, контроль, оценка и коррекция учебной деятельности предполагает усвоение конкретных знаний. Названное противоречие определяет актуальность
  • В соответствии с требованиями ФГОС обучение в современной школе должно быть направлено на формирование человека, способного к самоопределению и самореализации, а не только на усвоение суммы знаний.
  • Задания ГИА в 9-х и 11-х классах во второй части и частично в первой части предполагают умение применить знания в практических, жизненных ситуациях, умение рассуждать, анализировать, применять знания в нестандартной ситуации, а не пользоваться готовым алгоритмом.
  • Системно-деятельностный метод можно применять для любого УМК по любому предмету. При этом учителю не надо отказываться от приемов и методов обучения, проверенных и отточенных годами, нужно органично вписать в новое.

Противоречия

Противоречие между потребностью развития самореализации учебной деятельности учащихся и существующей организацией процесса обучения математики , в котором, как правило, рефлексия, контроль, оценка и коррекция учебной деятельности предполагает усвоение конкретных знаний. Названное противоречие определяет актуальность

Практическая значимость

педагогического опыта

Новизна

педагогического опыта

подразумевает, что учащиеся осваивают культуру обучения не путем простой передачи информации, а в процессе собственной ученической деятельности;

требует новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного (технологии демонстрационно-наглядного метода обучения) является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся .

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА

  • ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель; 
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
  • выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
  • описывать результаты, формулировать выводы;

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРАКТИКУ

  • доступно учителю с любым стажем и опытом работы
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук Дети приходят в школу как вопросительные знаки. А уходят как точки . Нейл Постман, «Преподавание как подрывная деятельность» В.В.Давыдов,

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Дети приходят в школу как вопросительные знаки. А уходят как точки .

Нейл Постман, «Преподавание как подрывная деятельность»

В.В.Давыдов, " представление о т.н. деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека …выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности".

Г.В.Ф.Гегель "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". 

А. Н. Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. В педагогике в качестве основных, ведущих выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции.

А. Н. Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.

В педагогике в качестве основных, ведущих выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

В психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ С истематическое и методически правильное применение системно-деятельностного подхода на уроке биологии для формирования регулятивных УУД (саморегуляции) повышают качество образования и эффективность учебно-воспитательного процесса .

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

  • С истематическое и методически правильное применение системно-деятельностного подхода на уроке биологии для формирования регулятивных УУД (саморегуляции) повышают качество образования и эффективность учебно-воспитательного процесса .
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Уроки деятельностной направленности распределяются на 4 группы:  Уроки открытия нового знания Уроки рефлексии Уроки построения системы знаний Уроки развивающего контроля Урок открытия нового знания состоит из  9 этапов Большое внимание уделяется 1-му этапу – мотивации учебной деятельности (внутренней потребности включения ученика в учебную деятельность («ХОЧУ»). А также 9-му этапу – рефлексии учебной деятельности (самооценка учениками своей учебной деятельности на уроке).

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Уроки деятельностной направленности распределяются на 4 группы:

  • Уроки открытия нового знания
  • Уроки рефлексии
  • Уроки построения системы знаний
  • Уроки развивающего контроля

Урок открытия нового знания состоит из 9 этапов

Большое внимание уделяется 1-му этапу – мотивации учебной деятельности (внутренней потребности включения ученика в учебную деятельность («ХОЧУ»).

А также 9-му этапу – рефлексии учебной деятельности (самооценка учениками своей учебной деятельности на уроке).

Эффективность и результативность педагогического опыта Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по математике Показатель качества индивидуальной деятельности ( 5- 11 классы)по предметам Математика , Алгебра, Геометрия на основе внутреннего мониторинга Учебный год 2017-2018 Класс 9 «В» 2018-2019 Всего сдавали Справились с работой 12 - 2019-2020  100% - - -  - Доля учащихся, освоивших  программу на

Эффективность и результативность педагогического опыта

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по математике

Показатель качества индивидуальной деятельности

( 5- 11 классы)по предметам Математика , Алгебра, Геометрия на основе внутреннего мониторинга

Учебный год

2017-2018

Класс

9 «В»

2018-2019

Всего сдавали

Справились с работой

12

-

2019-2020

100%

-

-

-

-

Доля учащихся, освоивших

программу

на "4" и "5" по математике

Результаты ЕГЭ по химии

Доля учащихся, освоивших

программу на "4" и "5" по алгебре

Доля учащихся, освоивших

программу на "4" и "5" по геометрии

Учебный

год

Класс

2017-2018

Всего сдавали

Справились с работой

  2018-2019

Базовый уровень

2019-2020

Базовый уровень

-

-

-

11А

-

1

100%

Год 2019 Тема 2019 1.«Использованием ИКТ на уроках математики  в условиях перехода на ФГОС, как способ активизации обучающихся, что способствует повышению качества образования » Уровень ШКОЛЬНЫЙ  выступление на ШМО «Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено» 2020 ШКОЛЬНЫЙ  выступление на педсовете «Рабочая программа кружка в 9 классе». «Рабочая программа кружка в 10-11 классе».  ВСЕРОССИЙСКИЙ  https://multiurok.ru/vdowina35/awards/ Авторская страница на сайте, где осуществляется профессиональная деятельность

Год

2019

Тема

2019

1.«Использованием ИКТ на уроках математики в условиях перехода на ФГОС, как способ активизации обучающихся, что способствует повышению качества образования »

Уровень

ШКОЛЬНЫЙ

выступление на ШМО

«Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено»

2020

ШКОЛЬНЫЙ

выступление на педсовете

«Рабочая программа кружка в 9 классе».

«Рабочая программа кружка в 10-11 классе».

ВСЕРОССИЙСКИЙ https://multiurok.ru/vdowina35/awards/

Авторская страница на сайте,

где осуществляется профессиональная деятельность

выводы Процесс познания нового в результате самостоятельной деятельности захватывает, создает ситуацию успеха, т.к. ученик оценивает свои действия как собственное открытие  Ребята, проявляющие особый интерес к биологии, расширяют свои знания и во внеурочное время( о чем свидетельствуют победы на олимпиадах и конкурсах) Опыт свидетельствует о том, что, с применением системно-деятельностного метода, ученики учатся строить логическую цепочку рассуждений, высказывать мысли вслух, общаться, отстаивать  свою точку зрения Ребята со средними способностями с удовольствием принимают участие в школьных олимпиадах и конкурсах

выводы

Процесс познания нового в результате самостоятельной деятельности захватывает, создает ситуацию успеха, т.к. ученик оценивает свои действия как собственное открытие

Ребята, проявляющие особый интерес к биологии, расширяют свои знания и во внеурочное время( о чем свидетельствуют победы на олимпиадах и конкурсах)

Опыт свидетельствует о том, что, с применением системно-деятельностного метода, ученики учатся строить логическую цепочку рассуждений, высказывать мысли вслух, общаться, отстаивать

свою точку зрения

Ребята со средними способностями с удовольствием принимают участие в школьных олимпиадах и конкурсах

Организованная система деятельного метода Совершенствует процесс обучения биологии , в перспективе планирую разработать новые конспекты уроков с использованием деятельного метода Повысит качество биологической подготовки школьников, что является успешной платформой для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Использование ИКТ во время урока может крепче связать теоретические вопросы с практикой.

Организованная система деятельного метода

Совершенствует процесс обучения биологии , в перспективе планирую разработать новые конспекты уроков с использованием деятельного метода

Повысит качество биологической подготовки школьников, что является успешной платформой для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Использование ИКТ во время урока может крепче связать теоретические вопросы с практикой.

Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010. Л.Г. Петерсон.  Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред.  Л.Г. Петерсон.  М., 2010. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон.  Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов.  Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008. Л.Г. Петерсон.  «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009. Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.

Список литературы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.
  • Л.Г. Петерсон.  Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.
  • Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред.  Л.Г. Петерсон.  М., 2010.
  • Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон.  Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
  • Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов.  Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.
  • Л.Г. Петерсон.  «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009.
  • Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!