Просмотр содержимого документа
«Биология 5 класс. Строение клетки.»
Конспект урока по биологии в 5 классе
ФИО учителя: Яунене Светлана Олеговна
МБОУ: «Яблоневская ООШ»
Тема урока: Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Цель урока: формирование представлений о единстве живых организмов на основе знаний об их клеточном строении.
Ведущая мировоззренческая идея или ценностные ориентиры: представления о единстве живых организмов способствует целостному восприятию мира .
Планируемые образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:
формулирует правила пользования микроскопом;
выполняет лабораторную работу по алгоритму;
применяет знания о строении микроскопа;
выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
делает выводы по проделанной работе;
дает объективную оценку собственной деятельности;
обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем.
Программные требования
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении способов действий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Умение проводить простейшие наблюдения. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Определение общей цели и путей её достижения. | Овладение навыками -работы со световым микроскопом; -выполнения лабораторной работы по алгоритму; -простейшего анализа проделанной работы и формулировки выводов. |
Программное содержание: Строение клетки.
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: клетка, цитоплазма, оболочка, ядро
План изучения нового материала:
Повторение правил пользования микроскопом.
Выполнение лабораторной работы.
Сохранение результатов работы в тетради при помощи рисунка, сделать фото готового микропрепарата.
Формулирование выводов по проделанной работе.
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма урока: Урок-исследование
Технология обучения: Системно-деятельностное обучение
Оборудование: световые микроскопы, пинцеты, луковица, предметные стекла, камеры телефонов, рабочие тетради, ноутбук, проектор.
Домашнее задание: п.8,стр. 43 органоиды клеток, стр.46,значение органоидов.
Технологическая карта урока
Планируемые образовательные результаты | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Мотивирование к учебной деятельности | |
| Урок начать с анимации по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=pwymX2LxnQs Изучая материал параграфа на прошлом уроке в учебнике мы узнали строение и правила пользования световыми микроскопами, а также узнали, что все живые организмы состоят из клеток. Можно ли рассмотреть эти клетки, и убедиться в правильности утверждения авторов учебника? Можно ли рассмотреть живые клетки под световым микроскопом? Из чего лучше приготовить микропрепарат? Какие органоиды можно увидеть под микроскопом? | |
| | |
| Проговаривание алгоритма пользования микроскопом. -стёкла окуляра и объектива протирайте только специальными салфетками; -переставлять микроскоп двумя руками; -работайте с микроскопом сидя; -микроскоп устанавливайте на расстоянии 5-10 см от края стола; -добейтесь полного освещения поля зрения; -стекло с объектом кладите на предметный столик; -сбоку глядя на предметный столик, вращайте винт до опускания объектива на 5мм от стекла; -глядя в окуляр и вращая регулировочный винт, медленно поднимайте зрительную трубку, добиваясь наиболее четкого изображения. | |
III. постановка учебной задачи – 8 мин. |
- обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем - формулирует цели и задачи с помощью учителя - аргументирует свою точку зрения - планирует пред-стоящую деятель-ность с помощью учителя | Главный вопрос урока Растение состоит из клеток? Как выглядят живые клетки? Гипотезы: Чешуя лука состоит из клеток; Под микроскопом можно рассмотреть клетки кожицы чешуи лука и их органоиды. Что нужно сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения? | Устно. Фронтально Фронтально Фронтально |
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 15 мин. |
- формулирует пра-вила пользования микроскопом - выполняет лабораторную работу по инструкции аргументирует свою точку зрения | Выполнение лабораторной работы Салфеткой протрите предметное стекло. На предметное стекло пипеткой капните 1-2 капли слабого раствора йода. Снимите кусочек кожицы с внутренней стороны сочной чешуи лука. Поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте и накройте покровным стеклом. Подготовьте микроскоп к работе. Рассмотрите препарат под микроскопом при малом увеличении. Зарисуйте группу клеток. Рассмотрите отдельную клетку при большом увеличении, найдите её основные части. Зарисуйте отдельную клетку. Сохранение результатов работы в рабочей тетради. Помещаем свой микропрепарат на предметный столик цифрового микроскопа, добиваемся четкого изображения, делаем снимок. Анализ полученных изображений, при помощи таблицы. Формулирование выводов по проделанной работе. - кожица чешуи лука состоит из клеток; - клетки можно рассмотреть под световым микроскопом; - под световым микроскопом можно рассмотреть; органоиды клетки: ядро, оболочку, цитоплазму. | Фронтально В парах индивидуально Фронтально |
V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 10 мин. |
- обозначает на рисунке органоиды клетки - формулирует основное положение клеточной теории - называет основные органоиды клетки - зарисовывает строение клетки | | Взаимопроверка Фронтально В тетрадях самостоятельно |
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
- даёт объективную оценку собственной деятельности | - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Что особенно понравилось на уроке? Почему? - Что вызвало наибольшую трудность? Почему? | Фронтально |