СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биография Н.Г. Чернышевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биография Н.Г. Чернышевского

Просмотр содержимого документа
«Биография Н.Г. Чернышевского»

Николай Гаврилович Чернышевский Жизнь  творчество  роман «Что делать?»

Николай Гаврилович Чернышевский

  • Жизнь
  • творчество
  • роман «Что делать?»

биография Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника. В детстве стал «пожирателем книг». 1836 – 42 духовное училище 1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.

биография

  • Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.
  • В детстве стал «пожирателем книг».
  • 1836 – 42 духовное училище
  • 1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.

1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.
  • 1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.
затем возвращается в Саратов и становится учителем словесности в гимназии. Он не штудировал учебник литературы – «Риторику» Команского, а читал сочинения Жуковского, Лермонтова, Пушкина, и «критически» разбирал их.
  • затем возвращается в Саратов и становится учителем словесности в гимназии.
  • Он не штудировал учебник литературы – «Риторику» Команского, а читал сочинения Жуковского, Лермонтова, Пушкина, и «критически» разбирал их.

Вспоминают, как обсуждали «Ревизора» и «Обыкновенную историю». Диспут – основная форма урока. Литературу связывали с жизнью. Об Акакии Акакиевиче: «о смешных людях  прочитайте и увидите, захочется ли вам смеяться над ним? Не сошелся с начальством, ведь он учил свободно мыслить, говорил о свободе , об отмене крепостного права…
  • Вспоминают, как обсуждали «Ревизора» и «Обыкновенную историю». Диспут – основная форма урока. Литературу связывали с жизнью.
  • Об Акакии Акакиевиче: «о смешных людях прочитайте и увидите, захочется ли вам смеяться над ним?
  • Не сошелся с начальством, ведь он учил свободно мыслить, говорил о свободе , об отмене крепостного права…
Личная жизнь Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена». Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.

Личная жизнь

Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».

Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.

1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.

1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.

Работа над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»

Работа над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»

В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической эстетики в России. Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь. Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть» Жизнь выше искусства – главная мысль.

В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.

  • Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.
  • Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»
  • Жизнь выше искусства – главная мысль.
Цель искусства — воспроизведение жизни, её объяснение, «приговор о явлениях ее»; искусство должно быть «учебником жизни» . Эстетическое учение Ч. наносило сильнейший удар аполитичной теории «искусства для искусства». При этом эстетические вопросы для Ч. были только «полем битвы», его диссертация провозглашала принципы нового, революционного направления.
  • Цель искусства — воспроизведение жизни, её объяснение, «приговор о явлениях ее»; искусство должно быть «учебником жизни» .
  • Эстетическое учение Ч. наносило сильнейший удар аполитичной теории «искусства для искусства». При этом эстетические вопросы для Ч. были только «полем битвы», его диссертация провозглашала принципы нового, революционного направления.
1861г. Статьи по поводу освобождения крестьян. Возможное участие в организации «Земля и воля». 1862. статьи о студенческих волнениях (новые правила запрещали студенческие корпорации, вводили обязательную плату за обучение. Демонстрации. Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.  «... Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей»
  • 1861г. Статьи по поводу освобождения крестьян. Возможное участие в организации «Земля и воля».
  • 1862. статьи о студенческих волнениях (новые правила запрещали студенческие корпорации, вводили обязательную плату за обучение. Демонстрации.
  • Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.

«... Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей»

Тюремное заключение в Петропавловской крепости

Тюремное заключение в Петропавловской крепости

Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.

Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.

1864 суд и «гражданская казнь» Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда. В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.

1864 суд и «гражданская казнь»

Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.

В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.

Герцен писал: «Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»

Герцен писал:

«Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»

1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет) Следующее свидание будет через 17 лет 1870. 7 лет каторги прошли. 71 приговор – пребывание в Вилюйском остроге.

1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет)

  • Следующее свидание будет через 17 лет
  • 1870. 7 лет каторги прошли.
  • 71 приговор – пребывание в Вилюйском остроге.
Русские революционеры предпринимали смелые попытки вырвать Ч. из сибирской изоляции (Г. А. Лопатин в 1871, И. Н. Мышкин в 1875). В 1881 Исполком «Народной воли» в переговорах со «Священной дружиной» выдвигал освобождение Ч. первым условием прекращения террора. Только в 1883 Ч. был переведён в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 получил разрешение жить на родине.

Русские революционеры предпринимали смелые попытки вырвать Ч. из сибирской изоляции (Г. А. Лопатин в 1871, И. Н. Мышкин в 1875). В 1881 Исполком «Народной воли» в переговорах со «Священной дружиной» выдвигал освобождение Ч. первым условием прекращения террора. Только в 1883 Ч. был переведён в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 получил разрешение жить на родине.

Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил. Впервые искусство к чему-то обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Иск–во – популярно написанная наука. Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться. Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.

Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил.

Впервые искусство к чему-то обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Иск–во – популярно написанная наука.

Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.

Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.

Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа живет сама по себе, а по писателю - бедная обстановка заставляет душу быть бедной. Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.

Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа живет сама по себе, а по писателю - бедная обстановка заставляет душу быть бедной.

Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.

Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни. диалектика души

Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.

диалектика души

«Что делать?»

«Что делать?»

2. Сюжет явный тайный Отказ от богатства Средства для революции Чтение книг с «проклятиями» Стипендиаты в других городах Знакомство с революционными идеями Будущие революционеры Отказ от любви Режим питания Нужно быть свободным для дела Спит на гвоздях Понадобится физические силы Готовность терпеть мучения Особенный человек Вождь, руководитель народа

2. Сюжет

явный

тайный

Отказ от богатства

Средства для революции

Чтение книг с «проклятиями»

Стипендиаты в других городах

Знакомство с революционными идеями

Будущие революционеры

Отказ от любви

Режим питания

Нужно быть свободным для дела

Спит на гвоздях

Понадобится физические силы

Готовность терпеть мучения

Особенный человек

Вождь, руководитель народа

другие сны рассматриваются так же

другие сны рассматриваются так же

Что делать?

Что делать?

Ответ романа

Ответ романа

Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.) Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью. По Чернышевскому новые люди – носители новой религии - -религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога. «Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», - Белинский.

Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)

Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.

По Чернышевскому новые люди – носители новой религии - -религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога.

«Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», - Белинский.

В древнем Риме новыми людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые первые в своем роду достигли консульской должности (плебеи). Разночинцы – плебеи. Весь мир для них столь же новый, как они сами, в этом мире они должны освоиться. Этот мир нужно изучить (опыт, полигон). И в первую очередь испытывается сам человек (Базаров, Рахметов, Раскольников). Все, что непрочно, поддается давлению новых людей, - всё это ложное и обречено; и, соответственно, наоборот.

В древнем Риме новыми людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые первые в своем роду достигли консульской должности (плебеи).

Разночинцы – плебеи.

Весь мир для них столь же новый, как они сами, в этом мире они должны освоиться. Этот мир нужно изучить (опыт, полигон). И в первую очередь испытывается сам человек (Базаров, Рахметов, Раскольников). Все, что непрочно, поддается давлению новых людей, - всё это ложное и обречено; и, соответственно, наоборот.

зло тоже полезно. Грань между добром и злом в «Что делать?» стирается. «Отлично дурно, следовательно, отлично», - из последней главы романа. В религии деяния дух святой – прогресс. Достоевский эти понятия пересматривает. " width="640"

В мире нет ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью. =зло тоже полезно.

Грань между добром и злом в «Что делать?» стирается. «Отлично дурно, следовательно, отлично», - из последней главы романа.

В религии деяния дух святой – прогресс.

Достоевский эти понятия пересматривает.

не хватает любви. Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший. Розальская – Лопухова - Кирсанова растительная тематика " width="640"

Символика имен

Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.

Надежда (пропавшая сестра). =не хватает любви.

Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший.

Розальская – Лопухова - Кирсанова

растительная тематика

Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза. Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны. Аль – алая, красная роза. Последние главы романа «Что делать? Пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.

Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.

Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны.

Аль – алая, красная роза.

Последние главы романа «Что делать? Пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.

Розальская становится Лопуховой. Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух же стойкое растение – выживет везде.

Розальская становится Лопуховой.

Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух же стойкое растение – выживет везде.

у Достоевского хрустальный дворец превращается в кабак Кирсанов – Хирсанов (хризантема, на русском – златоцвет)

у Достоевского хрустальный дворец превращается в кабак

Кирсанов – Хирсанов (хризантема, на русском – златоцвет)

На этом изучение романа закончим.

На этом изучение романа закончим.

Домашнее задание Читать Легенду о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского Учить лекцию о мировоззрении Н.Г.Чернышевского (индивидуально) подготовить доклад о мировоззрении Ф.М. Достоевского.

Домашнее задание

  • Читать Легенду о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского
  • Учить лекцию о мировоззрении Н.Г.Чернышевского
  • (индивидуально) подготовить доклад о мировоззрении Ф.М. Достоевского.
Связь романов Чернышевского «Что делать?» и Достоевского «Преступление и наказание» Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена высокою идеею… Идея получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления. Чернышевский.

Связь романов Чернышевского «Что делать?» и Достоевского «Преступление и наказание»

Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена высокою идеею… Идея получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления.

Чернышевский.

Повторение. Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества? (оно должно стать учебником жизни, но не просто учить, а выносить приговор над жизнью. Искусство лишь доходчивее науки.) Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов?

Повторение.

  • Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества?
  • (оно должно стать учебником жизни, но не просто учить, а выносить приговор над жизнью. Искусство лишь доходчивее науки.)
  • Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов?
Ответ: этого требовала сама жизнь. Литература разочаровалась в «лишних людях», требовался герой – боец. (Чернышевский – стр.6 – 8)  - Что нового несли с собой герои романа «Что делать?» Какую надежду они вселяли в изверившихся современников? (Ч. – стр.9 – 14) «Подлинное счастье состоит в удовлетворении всех подлинных запросов человека. «Будет время, когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне, это мы с тобою знаем: но мы оба одинаково твердо знаем, что время еще не пришло…»» - Как расценить эти слова Кирсанова?

Ответ: этого требовала сама жизнь. Литература разочаровалась в «лишних людях», требовался герой – боец. (Чернышевский – стр.6 – 8)

- Что нового несли с собой герои романа «Что делать?» Какую надежду они вселяли в изверившихся современников? (Ч. – стр.9 – 14)

«Подлинное счастье состоит в удовлетворении всех подлинных запросов человека. «Будет время, когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне, это мы с тобою знаем: но мы оба одинаково твердо знаем, что время еще не пришло…»» - Как расценить эти слова Кирсанова?

Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла. Смотрите, какая светлая мечта: «Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести». Разве можно с этим спорить?  - да.  - Почему?

Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла.

Смотрите, какая светлая мечта:

«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».

Разве можно с этим спорить?

- да.

- Почему?

Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки? Чернышевский сказал много правильного, красивого, создал хрустальный дворец будущего, но не сказал, как переносить из будущего в настоящее свои мечты. Что призвано объединить людей по Чернышевскому? Цель, идея, светлого будущего.

Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?

  • Чернышевский сказал много правильного, красивого, создал хрустальный дворец будущего, но не сказал, как переносить из будущего в настоящее свои мечты.
  • Что призвано объединить людей по Чернышевскому?
  • Цель, идея, светлого будущего.

Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?   Бедная обстановка делает душу бедной. Достоевский был в коне не согласен с мировоззрением Чернышевского. Прочитаем «Легенду о великом Инквизиторе».

Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?

  • Бедная обстановка делает душу бедной.
  • Достоевский был в коне не согласен с мировоззрением Чернышевского.
  • Прочитаем «Легенду о великом Инквизиторе».
Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь? Сказать открыто или намекнуть. Таких намеков в романе Ф.М. Достоевского предостаточно.

Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь?

  • Сказать открыто или намекнуть.
  • Таких намеков в романе Ф.М. Достоевского предостаточно.

Связь романов Достоевского и Чернышевского Где происходит тайное свидание Веры Павловны Розальской с Лопуховым, когда она готова сбежать из дома? (Конногвардейский бульвар) Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», после прочтения письма от матери выходит на улицу, на Конногвардейский бульвар. Какова фабула первой части романа Чернышевского? Студент спасает бедную девушку из пошлой обстановки, затем девушка спасает других. Кирсанов способствует «рождению» «особенного» человека – Рахметова.

Связь романов Достоевского и Чернышевского

  • Где происходит тайное свидание Веры Павловны Розальской с Лопуховым, когда она готова сбежать из дома?
  • (Конногвардейский бульвар)
  • Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», после прочтения письма от матери выходит на улицу, на Конногвардейский бульвар.
  • Какова фабула первой части романа Чернышевского?
  • Студент спасает бедную девушку из пошлой обстановки, затем девушка спасает других. Кирсанов способствует «рождению» «особенного» человека – Рахметова.
«Что делать?» Конногвардейский бульвар Место действия «Преступление и наказание» Студент Лопухов Конногвардейский бульвар Девушка – подросток – Вера Павловна Фабула и герои Раскольников Жирный господин – Сторешников спаситель жертва Девочка-подросток Жирный господин насильник спаситель жертва насильник

«Что делать?»

Конногвардейский бульвар

Место действия

«Преступление и наказание»

Студент Лопухов

Конногвардейский бульвар

Девушка – подросток – Вера Павловна

Фабула и герои

Раскольников

Жирный господин – Сторешников

спаситель

жертва

Девочка-подросток

Жирный господин

насильник

спаситель

жертва

насильник


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!