Просмотр содержимого документа
«Беседа о видах транспорта»
Транспорт
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой. |
Мотоцикл |
Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином... |
Автобус |
Не летает, но жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука, Два блестящих огонька. |
Машина |
Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. |
Метро |
Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, Мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая? |
Электричка |
Что ж, дружочек, отгадай, Только это не трамвай. Вдаль по рельсам быстро мчится Из избушек вереница. |
Поезд |
С края на край Режет черный каравай, Бездорожье не преграда, Нет дороги – и не надо: Сам себе кладет под ноги Две широкие дороги. |
Трактор |
Поднимает великан Много груза к облакам. Там, где встанет он, потом Вырастает новый дом. |
Подъемный кран |
Рукастая, зубастая, Идет-бредет по улице, Идет и снег грабастает, А дворник только щурится, А дворник улыбается: Снег без него сгребается. |
Снегоуборочная машина |
Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет быстроходный... |
Вертолет |
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
Самолёт
Автобус, словно жук большой,
С утра мотор заводит свой.
И нас везет по мостовой
Он на работу и домой.
И. Ищук
Все знают, как выглядит автобус, и, конечно, ездили в нем.
Слово «автобус» произошло от «омнибус» – так называлась небольшая повозка на конной тяге. Обычно омнибус ждал пассажиров на Площади коммерции во французском городе Нанте, рядом со шляпным магазином, на вывеске которого было написано Омнес Омнибус (по-латыни «все для всех»). Так в обиход вошло выражение «пойти к омнибусу», «сесть на омнибус».
ТРОЛЛЕЙБУС
Я троллейбус, транспорт умный,
Быстрый и почти бесшумный.
Я по рельсам не стучу,
Я колесами кручу,
Без бензина обхожусь,
Я весь день для вас тружусь.
Вот беда! Отключен свет, —
Мне без света хода нет.
М. Манакова
Слово «троллейбус» происходит от двух английских слов: «троллей» – тележка и «бас» – колесный вид транспорта, перевозящий людей. Какое отношение к троллейбусу имеет тележка? Оказывается, первая троллейбусная линия состояла из двух электрических параллельных проводов, подвешенных на высоте, по которым катила небольшая тележка-токосъемник. От нее тянулись провода к транспортной тележке-карете, на которой был установлен электрический двигатель. Такая конструкция была разработана инженером Сименсом в 1882 году.
В троллейбусе-тележке размещались всего несколько человек. Провода располагались достаточно близко друг от друга и при сильном ветре нередко соприкасались, что приводило к коротким замыканиям. Длина первой экспериментальной троллейбусной линии была 540 метров. Позднее, в 1909 году, конструкцию усовершенствовал инженер Шиманн, токоприемник приобрел вид штанги с роликом на конце и в таком виде дошел до наших дней.
САМОЛЕТ
Наблюдая за птицами, парящими в небе, человеку всегда хотелось научиться летать. Первые попытки подняться в воздух люди делали много веков назад. Они пытались подражать птицам, мастерили крылья из перьев и воска. Смельчаки забирались на высокие башни и спрыгивали вниз. К сожалению, все эти попытки заканчивались неудачно. Человек не мог махать крыльями как птица, значит, нужно было искать другие возможности полета – создавать летательные аппараты.
В 1799 году Джордж Кэли предложил модель самолета, у которого были неподвижные крылья. Началась работа по созданию подобного летательного аппарата. Первый успешный полет пассажирского самолета прошел в 1853 году, а первый управляемый полет летательного аппарата с двигателем был совершен братьями Райт в 1903 году.
Название – самолет – говорит само за себя. Это такой аппарат, который может взлетать в воздух, лететь в нужном направлении и успешно садиться на твердую поверхность (землю, палубу корабля) либо на воду. Двигатели самолета бывают реактивными и винтовыми. На большие грузовые самолеты устанавливают несколько двигателей, а на легких самолетах обходятся одним.