СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный урок: «Знакомство со школьной библиотекой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила и провела: Фархутдинова Т.Н., педагог-библиотекарь МАУ «СОШ №4» города Мегиона ХМАО – Югры. 

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок: «Знакомство со школьной библиотекой»»

Библиотечный урок: «Знакомство со школьной библиотекой»

Подготовила и провела: Фархутдинова Т.Н., педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №4» города Мегиона ХМАО – Югры.

Цель: создание благоприятных условий для приобщения учащихся к чтению.

Задачи: вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, выставка детских книг.

Планируемые результаты

  • обогащение познавательной деятельности;

  • расширение кругозора детей;

  • умение сопереживать товарищу по команде;

  • повышения уровня мотивации чтения;

  • повышения числа читателей библиотеки;

УУД

  • Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к чтению.

  • Регулятивные: самостоятельно осуществлять выбор книг для чтения.

  • Познавательные: знать основные понятия, используемые в работе библиотек; иметь представление о читальном зале и абонементе.

  • Коммуникативные: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).

Форма проведения: библиотечный урок - экскурсия.

Ход урока

1.Организационный момент - вступительное слово библиотекаря

- Добрый день, ребята!

- Все готовы?

- Все готовы!

- Все здоровы?

- Все здоровы!

- Мы всё знаем?

- Мы всё знаем!

- Начинаем?

- Начинаем!


2.Актуализация знаний.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята!

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под вашим окном.

Ребята, я хочу задать вам несколько вопросов. Где можно найти много книг: рассказов и сказок, стихотворений и детских журналов? Куда ты приходишь в поисках необходимой информации? Где можно выбрать книгу по интересу, написать реферат, подготовиться к уроку, получить литературу по внеклассному чтению? А познакомиться с книжными новинками, перелистать страницы газет и журналов? Конечно же, в библиотеку. Меня зовут Татьяна Николаевна, и я работаю в этой удивительной школьной библиотеки.

А все ли ты знаешь о библиотеки ? Что обозначает это слово? (выслушать ответы детей). Библиотека (от греч. библио – книга, тека – хранилище) –– учреждение, в котором собираются, хранятся разные документы: книги, газеты, журналы, диски… Их выдают во временное пользование читателям.

2..Основной этап. Знакомство со структурой школьной библиотеки: экскурсия

Библиотекарь:  Знайте, что в нашей школьной библиотеке можно

    • посетить библиотеку самостоятельно, а также всем классом или даже всей семьей;

    • выбрать книгу по интересу, получить литературу по внеклассному чтению, в помощь учебной программе;

    • познакомиться с новыми книгами, газетами, журналами;

    • принять участие в конкурсах, викторинах,

    • найти интересных собеседников, друзей, поделиться своими впечатлениями о прочитанном.

А еще библиотеку называют «храмом знаний», «сокровищницей мудрости», «книжной кладовой». Давайте с вами совершим путешествие по Библиограду (так еще можно назвать библиотеку). Итак, абонемент. Это отдел библиотеки, в котором выдается литература на дом. Книги, взятые здесь, можно читать дома, а затем их вернуть, чтобы поменять на новые.

Ну, а если ты хочешь читать редкие или ценные книги, то для этого есть еще и специальный отдел – читальный зал, откуда нельзя брать книги домой, а можно читать их только в помещении библиотеки. Рекомендую: Всегда оставляй свои вещи в гардеробе: кроме удобства это обеспечивает сохранность библиотечного фонда. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

Библиотекарь. Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Ромашка» и познакомимся с основными правилами чтения и как нужно обращаться с книгой.

Учащиеся по очереди отрывают лепестки ромашки и читают правила.

Библиотекарь. Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

  • Нельзя книги перегибать.

  • Нельзя загибать книжные страницы.

  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.

  • Как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?

  • Нельзя писать и рисовать в книгах.

  • Нельзя читать книги во время еды.


  • Книгу надо дочитывать до конца.

  • Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

  • Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении или посмотрите значение слова в словаре.

  • Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.

  • Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения,

  • Не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.

Наше путешествие продолжается. А знаешь, откуда к нам пришло слово  «библиотекарь»? Из Древней Греции. Так в старину называли «хранителя книг». Библиотекарь занимается обслуживанием читателей: он запишет тебя в библиотеку, порекомендует интересную книгу, познакомит с книжными новинками. Интересно, а ты записан в какую-нибудь библиотеку? Если «Да», то ты – читатель. Так называют человека, который регулярно посещает библиотеку, берет литературу для чтения. Читателю выдается документ, дающий право пользования библиотекой, - формуляр читателя.

Закрепление изученного:

Ребята, а сейчас мы проведем библиотечную игру « что вы знаете о книге?». В игре участвуют три команды; побеждает та, которая наберет большее количество баллов.

В игре 4 конкурса. За каждый правильный ответ -:1 балл.

1 конкурс: «В школьной библиотеке»


Вопросы первой команде:

1. Отдел библиотеки, где производится выдача литературы на дом (Абонемент)

2. Полоска из картона, которая вкладывается в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу (Закладка)

3. В библиотечных книгах в кармашках лежит... (Книжный формуляр)


Вопросы второй команде:

1. Куда мы спешим, если нам хочется почитать интересную книгу или дополнительный материал для урока? (Библиотека)

2. Как называется в библиотеке «тихая комната»? (Читальный зал)

3. Как называется тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (Читательский формуляр)


Вопросы третьей команде:

1. Что нам особенно нужно для занятий в читальном зале? (Тишина)

2. Как называется человек, читающий книги для себя? (Читатель)

3. На какой срок выдают книги в школьной библиотеке? (15 дней)


2 конкурс: «Как выбрать книгу»


Вопросы первой команде:

1. Как называется «книжкин дом» в библиотеке? (Стеллаж)

2. Как обычно «живут» (т.е. расположены) книги на полке? (Корешком наружу)

3. Как выбирать книги на полке? (Не нарушая порядок расстановки)


Вопросы второй команде:

1. Как называется «книжкина квартира» в библиотеке? (Полка)

2. Можно ли переставлять книги с полки на полку? (Нельзя)

3. Что помогает читателю при выборе книги? (Полочные разделители)


Вопросы третьей команде:

1. Сколько «этажей» у стеллажа в нашей библиотеке? (6)

2. Книги на полке обращены обложкой к тебе. Что это? (Книжная выставка)

3. Выбирая книгу, на что нужно обратить внимание. (Обложка, где указаны автор, название книги; проверить наличие иллюстраций в книге, объем книги, шрифт)

3 конкурс: «Как создают книгу»

Вопросы первой команде:

1.Где начинается жизнь книги? (В лесу)

2.Как в старину изготовляли книги? (Писали от руки пером)

3.Я называю профессии людей. Вы выбираете ту, которая нужна в типографии: учитель, печатник, токарь.

Вопросы второй команде:

1. Куда приводит «голубая дорога» стволы деревьев! (На бумажный комбинат)
2.Как называется современная «книжная фабрика»? (Типография)

3.Назовите машину, которая делает переплет книге и человека, который управляет ею

(Переплетная, переплетчик)

Вопросы третьей команде:

1.Что делают из «деревянного теста» на бумажном комбинате? (Бумагу)

2.Я называю профессии людей, вы выбираете одну из них, которая нужна в типографии: повар, наборщик, парикмахер.


4 конкурс: «Книжкина больница»

Вопросы первой команде:

1.Показать, где обложка книги.

2.Что нужно для лечения книги (клей, ножницы, бумага, карандаш)

3.Если из книжки выпадает страница. Что делать? (Показать и рассказать)


Вопросы второй команде:

1.Показать переплет книги.

2.Если в книжке порвана страница. Что делать? (Показать и рассказать)

3.Если в книге сильно помята страница. Что делать? (Показать и рассказать)


Вопросы третьей команде:

1.Показать корешок книги.

2.Если у книги отрывается обложка. Что делать? (Показать и рассказать)

3.При каком условии не придется лечить книги? (Если бережно к ним относиться)


4.Подводятся итоги. 

Итог:

  • Библиоте́ка (греч. «книга» и «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу

  • Библиотекарь - работник библиотеки

  • Абонемент - отдел библиотеки, в котором книги выдаются на дом

  • Библиотечный читальный зал - форма обслуживания читателей, предусматривающая выдачу произведений печати и других документов для работы в помещении библиотеки, специально оборудованном для читателей и работы с документами

  • Читатель - тот, кто занимается чтением произведений, и к кому обращены эти произведения

  • Формуляр читателя - библиотечная учетная карточка, в которой занесены реквизиты книги или издания

Рефлексия

Библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы справились с ответами на все вопросы. Наше путешествие подходит к концу. Приходите в библиотеку, и вы обязательно сможете выбрать понравившуюся вам книгу!

Спасибо всем за работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!