Школьная библиотека и ученик XXI века.
Школьная библиотека – это не просто учебные и воспитательные процессы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь она сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Общая забота школы заключается в том, чтобы в наших библиотеках каждый читатель, будь то первоклассник или выпускник, нашли свою книгу, получил необходимый совет, оказались в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности…
Одной из главных работ библиотеки является библиотечные выставки.
Книжная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати, а также других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали их внимание. Выставка является традиционной наглядной формой представления книг читателю. Она должна быть оригинальным произведением библиотечного творчества, средством пропаганды литературы. Тема выставки должна быть актуальна и интересной, учитывать возраст читателя, для которого она готовится.
По времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические.
Выставки, организованные в школьных библиотеках разнообразны по форме и содержанию, готовятся и меняются постоянно.
Они готовятся для того, чтобы «раскрыть» книжный фонд библиотеки, сделать его более доступным для читателя.
Примером в школьной библиотеке могут служит постоянно – действующие выставки заботливо созданные библиотекарями.
Постоянные выставки – посвященные наиболее крупным событиям, происходящим в стране и мире.
- Уголок, посвященный родному краю
- «Знакомься новая книга»
- «Государственная символика» - эта выставка посвящена государству в котором мы проживаем
Эпизодические выставки – срок действия этих выставок на время праздников или юбилеев.
Пример учащиеся могут используют образовательную среду школы для самообразования.
- Выставка кукол, может дать темы для создания рефератов, исследовательских работ.
- Использования учащимися выставочных моделей знаменитых сооружений в миниатюре (для научно – исследовательской деятельности).
- Так же в школьной библиотеке может работает выставка «Забытые издания» (книги, изданные в начале прошлого века).
Основными требованиями , предъявляемыми к выставочной работе, является комфортность, наглядность, доступность, оперативность.
Работа школьной библиотеки включает в себя проведение литературных и информационных выставок. Огромную роль в работе библиотеки играет наглядность, самой распространённой формой реализации которой является книжные выставки и тематические полки.
Неоценимую помощь в изучении школьных программ оказывают ребятам выставки словарей, энциклопедий, художественной литературы. На этих выставках ребята всегда найдут дополнительную литературу по интересующим вопросам при подготовке к тому или иному уроку, написании рефератов, докладов.
Школьная библиотека ведет работу среди учащихся выпускных классов по профессиональной ориентации. На таких тематических выставках дети могут найти информацию о учебных заведениях.
В оформлении школьной библиотеке должны принимать участия и учащиеся школы, оформление стендов с рисунками, аппликацией, поделками из различных материалов.
Библиотека – это культурная жизнь школы. Нужно постараться создать условия для воспитания человека культуры – свободного, нравственного, интеллигентного, творческого.
Библиотека – единственное место неформального общения, где можно полистать журналы на перемене, пошептаться с подружкой, поделится своими проблемами, зайти за компанию с приятелем, увидеть, что - то, зачем захочется вернутся. Часто это единственная возможность сменить обстановку. В какой –то степени библиотека – это место психологической разгрузки.
«Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится общение с героями наших дней.