Окружающий мир 3 класс
Тема. Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности
Цели:. 1. Познакомить обучающихся с правилами безопасности на железной дороге.
2. Дать представление о понятии «Зоны повышенной опасности»
3. Познакомить учащихся с назначением и устройством поездов и железных
дорог
Воспитывать у учащихся нормы поведения на железной дороге.
Оборудование: 1 Рисунки учащихся.
2 Слайды железнодорожного транспорта.
3. Видеоролик Ход урока 1 Организационный момент и сообщение целей урока.
- Сегодня мы поговорим: о безопасном поведении пассажиров железнодорожного транспорта. Сделаем вывод - Зачем нужны поезда? И как правильно вести себя на железной дороге?
- Послушайте загадку:
В поле лестница лежит,
дом по лестнице бежит,
друг за другом уцепились,
и помчались в путь далёк,
лишь оставили дымок.
«Поезд»
2 Беседа по теме:
- Сейчас нет людей, которые никогда не видели и не ездили на поезде. А было время, всего лишь 200 лет назад, когда даже не слышали об этом. В 1778 году англичанин Уатт изобрёл паровой двигатель. В паровой машине для нагрева воды сжигали уголь или дрова. Вода закипала и превращалась в пар. У водяного пара была большая сила. Эта сила могла двигать огромные предметы. Паровая машина Уатта качала воду и вертела
колёса. Позже другой англичанин Джордж Стефенсон поставил паровую машину на рельсы. Так в 1814 году появилась железная дорога, по которой покатились паровозы.
Представьте себе деревянные колёса с металлическими ободьями громко стучащие по рельсам. Пар с шипением и свистом вырывается из трубы. Но вагоны катились за паровозом плавно и быстро, в два раза быстрее, чем бегала самая быстрая лошадь.
У нас в России первый паровоз построили на Урале. Талантливые изобретатели «самоучки» отец и сын Черепановы в 1834 году. А первая железная дорога была построена между С.- Петербургом и Царским Селом, чтобы по ней могла ездить царская семья в свой загородный дворец. Длина дороги была чуть меньше километра. Но вскоре
железные дороги стали строить по всей России.
- Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Хвост огромный, стальной.
«Поезд»
Учитель: Ребята, зачем нужны поезда?
-На каких поездах вы ездили?
- Давай вспомним устройство поезда. Что идёт вначале?
- Локомотив.
- Локомотив - это силач, который тянет за собой огромный
хвост – это вагоны.
- Какие бывают поезда?
- Пассажирские, грузовые.
- Как называют людей, что ездят на поездах?
3. Отгадывание загадок
Учитель : Послушайте загадки и скажите, какие ещё
бывают поезда.
1 Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая?
«Электричка»
2 Я зашёл в зелёный дом.
Больше суток пробыл в нём.
Оказался этот дом,
В дальнем городе другом
«Поезд дальнего следования»
3 Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землёй.
«Поезд метро»
Учитель: Поезда ходят не только по земле, но и под землёй. Этот вид транспорта
называется метро. Метро имеется в крупных городах: Москве,
С-Петербурге, Новосибирске и т. д. К поездам метро людей доставляет
лестница чудесница «Эскалатор»
Физкультминутка.
- Загудел паровоз
И вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу.
Далеко их укачу.
4. Словарная работа
А сейчас мы познакомимся со словами,
которые используют на железной дороге.
- На доске слова:
локомотив, туннель, рельсы, шпалы, вагоны, шлагбаум, железнодорожный переезд.
Безопасность на железной дороге
Беседа
Мы много говорили о железнодорожном транспорте. А теперь поговорим о безопасности на железной дороге.
- Каждый человек в среднем один-два раза в год едет куда-нибудь на поезде. Поезда -достаточно безопасный вид транспорта, но всё же нужно быть готовым к возможным опасным ситуациям, чтобы не растеряться в трудную минуту и действовать правильно.
Нужно запомнить и соблюдать правила безопасности на ЖД.
2) Зоны повышенной опасности
- железнодорожные пути;
-переезды;
-посадочные платформы;
-вагоны.
3) Правила поведения на железнодорожном транспорте.
Железнодорожный транспорт особенно опасен, потому что локомотив и вагоны поезда больше и тяжелее многих машин, движущихся по асфальту.
- Ни в коем случае нельзя перебегать железнодорожные пути
перед приближающимся поездом!
- Переходить железнодорожные пути следует по надземному,
подземному переходам или по деревянному настилу.
- Не ходите по железнодорожным путям!
- Не стойте у края платформы!
- Если вам надо перейти на другую сторону железной дороги, не пролезайте под колесами стоящего поезда.
- Обращайте внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам.
- Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии - когда нет близко идущего подвижного состава.
- При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры.
- На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов.
- Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы.
4) Посмотр видеоролика о правилах на железной дороге.
https://www.youtube.com/watch?v=1449B3eXXT8
6. Закрепление новых знаний
1) Какие меры личной безопасности надо соблюдать на железной дороге?
1 Быть внимательными при переходе через железнодорожные пути.
2 Не перебегать перед идущем поездом.
3 Нельзя играть в близи железнодорожного полотна.
4 Не влезать на крышу поезда. Убьёт током!
Вывод: Нельзя ходить по железной дороге без старших.
Помнить правила безопасности.
Знакомство с знаками о железной дороге
1 . Знак "Переход через ж/д пути",
2. Знак "Берегись поезда"
3. Знак "Ходить по ж/д пути запрещено"
7. Итог урока
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Какие бывают поезда?
- Как правильно вести себя при переходе через железную дорогу?
- Какие правила пассажиров железнодорожного транспорта вы запомнили?
8. Домашнее задание
- Выучить правила безопасности на ЖД
- Нарисуйте эти знаки в тетради и подпишите их названия.
1. Знак "Переход через ж/д пути",
2. Знак "Берегись поезда"
3. Знак "Ходить по ж/д пути запрещено"
Правила поведения на железнодорожном транспорте.
Железнодорожный транспорт особенно опасен, потому что локомотив и вагоны поезда больше и тяжелее многих машин, движущихся по асфальту.
- Ни в коем случае нельзя перебегать железнодорожные пути
перед приближающимся поездом!
- Переходить железнодорожные пути следует по надземному,
подземному переходам или по деревянному настилу.
- Не ходите по железнодорожным путям!
- Не стойте у края платформы!
- Если вам надо перейти на другую сторону железной дороги, не пролезайте под колесами стоящего поезда.
- Обращайте внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам.
- Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии - когда нет близко идущего подвижного состава.
- При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры.
- На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов.
- Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы.
Правила поведения на железнодорожном транспорте.
Железнодорожный транспорт особенно опасен, потому что локомотив и вагоны поезда больше и тяжелее многих машин, движущихся по асфальту.
- Ни в коем случае нельзя перебегать железнодорожные пути
перед приближающимся поездом!
- Переходить железнодорожные пути следует по надземному,
подземному переходам или по деревянному настилу.
- Не ходите по железнодорожным путям!
- Не стойте у края платформы!
- Если вам надо перейти на другую сторону железной дороги, не пролезайте под колесами стоящего поезда.
- Обращайте внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам.
- Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии - когда нет близко идущего подвижного состава.
- При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры.
- На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов.
- Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы.