Тема: «С чего начинается Родина…»
Цель:
образовательная – углубить значения Родины в жизни каждого человека;
воспитательная - воспитывать чувство любви и уважение к Родине, своему городу, близким людям;
развивающая - развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать у обучающихся понимание себя, своих близких как части родины;
коррекционная – контролировать произношение звуков [С – С’]
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организация начала занятия.
приветствие;
проверка готовности к уроку;
психолого-эмоциональный настрой учащихся.
2. Фонетическая зарядка.
фразы на слух: Я живу в Донецкой Народной Республике. Город Донецк – столица Донецкой Народной Республики.
речевой материал: [С – Сˊ], са-ся, со-сё, су-сю, сэ-се, сы-си, ось-ос.
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
Тема урока: «С чего начинается Родина…»
Задачи: 1. выработать способность выразительного чтения стихотворения; 2. правильно формулировать свою мысль; 3. активно учавствовать в обсуждении темы; 4. понять, что в чем заключается понятие Родина для каждого человека.
4. Изучение нового материала.
4.1 Вступительное слово.
С чего начинается Родина? Родина - это дом, в котором мы живем, и деревья, и песни соловья, и полянка в лесу, и река, протекающая рядом. Это место, где мы родились, где живём со своими родителями, со своими друзьями. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился и вырос.
Предлагаю вам прочесть стихотворение З. Александрова «Родина»:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
4.2. Практическое задание.
1)Упражнение «Подумаем о Родине».
Проблемный вопрос: как нужно заботиться о Родине?
Задание: послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей Родине, а в случае каком – нет? Если вы согласны, то поднимайте руку, если нет – покачиваете головой в стороны.
Высказывания:
- человек вернулся из леса с букетом ландышей;
- сажает возле дома деревья;
- моет машину в реке;
- отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;
- выбросил мусор в канаву возле дома;
- после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;
- возле дома посадил цветы;
- подошёл к дереву и сломал ветку.
2) Мнение «Для любимой Родины».
Вступительное слово.
О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Давайте поиграем с вами в игру, смысл которой заключается в том, чтобы соединить начало и конец пословицы.
Родной край – (сердцу рай);
Нет в мире краше (Родины нашей);
Родина – мать, (чужбина – мачеха);
Одна у человека мать, (одна у него и Родина);
Родная земля (и в горсти мила);
Народы нашей страны (дружбой сильны);
Если дружба велика, (будет Родина крепка);
Всякому мила (своя сторона);
3) Упражнение «Моя Родина».
Задание: «Закройте глаза, расслабьтесь и задайте себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…
Откройте глаза и ответьте на вопросы: что такое для меня Родина?».
Беседа по вопросам:
1. Что ты видел?
2. Какие ощущения испытал?
3. Что такое Родина в твоём понимании?
4. Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?
4) Игра «Мои ассоциации».
Цель: развитие ассоциативного мышления.
А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово.
Пример: Родина, Донецк, площадь им.Ленина, р.Кальмиус, река, Донецкая Народная Республика, и т.д.
5. Закрепление нового материала.
Итак, ребята, любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или
городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему. Мне бы очень хотелось, чтобы все вы берегли, любили и ценили нашу с вами Родину.
6. Подведение итогов. Оценивание.
- Какой была тема урока?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вы поняли или не поняли?
- Как нужно относиться к своей Родине?