СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Компьютер и здоровье ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Компьютер и здоровье ребенка"»

РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР


В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Однако взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? 
Чаще всего родителей беспокоит отрицательное влияние компьютера на зрение и его вредные излучения. Кроме того, многие слышали о хакерах - фанатах, полностью погруженных в компьютерный мир, общение с которым они предпочитают всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком? 

Так покупать компьютер? Или подождать? И сколько ждать? А не будет ли слишком поздно? 

У ребенка уже с раннего возраста, как только он начинает понимать ценность общения со сверстниками, появляется желание проявить себя и в работе с компьютером. Ему хочется творить, создавать что-то своими руками, строить свой мир - и чтобы никто не мешал ему, не читал нотаций. С людьми этого добиться нелегко. А с компьютером? 

                      Сравним две ситуации: 


Первая - ребенок за компьютером. Он сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не малюет карандашами и фломастерами где попало. Ребенок поглощен настолько, что даже не пристает к взрослым. Возможно, он занимается уроками (по обучающим программам) или просто с пользой развлекается (при помощи развивающих программ). 


Вторая  ситуация - компьютера нет. Зато есть масса проблем. 
Усадить ребенка за уроки, погулять с ним. Потом чем-то занять. Потом убрать все, что он разбросал, или уговорить его самому это сделать и т.д. При этом тратятся и нервы, и время - сплошная головная боль... 
И многие родители, купив своему ребенку персональный компьютер, с облегчением переводят дух: занимательность `умных машин` не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием. Но действительно ли все так просто? 

 Какие проблемы? 
Компьютерофобия. Ребенок боится, что не справится с требованиями компьютера - не только на начальном этапе освоения, но и на более позднем сроке. Ребенком овладевает необъяснимый страх, который проявляется в состояниях неуверенности, нерешительности, раздражительности. 
Родители должны обратить внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребенка. Ведь компьютерные страхи чаще возникают у детей беспокойных, неуверенных в себе и компьютер для них - `угрожающий стимул`, который может спровоцировать усиление общего состояния тревоги.


Явление противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлеченность компьютером. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом - так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит. 

Со временем этот мир начинает восприниматься как реальный. Появляется так называемый `синдром Пигмалиона`. Дети эмоциональны, впечатлительны, в отличие от взрослых нечетко различают фантазию и действительность, потому так легко и доверчиво, как в реальный мир, погружаются в жизнь компьютерных героев, со временем даже предпочитая ее жизни подлинной. 

Компьютер и Здоровье – как же они взаимосвязаны между собой? Ведь компьютер такой же предмет в доме как холодильник, телевизор, магнитофон и т.д. Но он не так безобиден, как кажется на первый взгляд. Но сегодняшние школьники не хотят верить этому, потому что вред, наносимый компьютером, не виден сразу, он проявляется медленно и постепенно. Поэтому школьникам, проводящим много времени за компьютером, необходимо знать о вредных факторах, способных нанести вред здоровью. Проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к мнению, что к основным факторам, способным нанести вред человеку, относятся: Сидячее положение в течении длительного времени. При работе за компьютером мы сидим в расслабленной позе. Однако в последствие она является вынужденной и мало приятной. В дальнейшем она грозит различного рода заболеваниями. Одни из них легко проявляются и довольно легко лечатся. А вот патологические заболевания, происходящие внутри нашего организма очень опасны. Например, сколиоз (искривление осанки) при запущенной форме грозит тем, что, искривляя позвоночник, защемляет нервную систему и происходит смещение внутренних органов. Но сколиоз не единственная болезнь, приобретенная вследствие неправильного положения за компьютером.

Безобиден ли компьютер?

На организм детей воздействуют следующие специфические факторы:

  • излучение от компьютеров;

  • изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер;

  • особенности условий зрительной работы;

  • длительность и сложность различных видов работы


Как избежать переутомления детей при занятиях на компьютере?

Здоровым детям непрерывно работать за компьютером следует не более 15 минут. Детям, отнесенным к группе риска по состоянию зрения (оба родителя — близорукие), эту длительность целесообразно сократить до 10 минут

                       

Как распознать зависимость?

  • увлечение компьютерными играми действительно мешает вашему ребенку общаться и учиться;

  • оторванный от игры, ребенок тревожится, не находит себе места, не знает чем заняться;

  • увлечение продолжается долго, намного дольше, чем время прохождения одной-двух полюбившихся игр.


Как предотвратить компьютерную зависимость?

  • Ограничивайте время компьютерных забав.

  • Постарайтесь оградить ребенка от 3 до 5 лет от компьютерных игр, так как это наиболее ответственный период развития психики ребенка.

  • Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям.

  • Сами отберите и предложите своему малышу добрые игры. Устанавливайте с ним доверительные отношения, чтобы он и взрослея советовался, во что играть на компьютере.

  • Игры, основанные на эмоционально положительных образах, способствуют творческому развитию и раскрытию психических возможностей ребенка.

  • Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками


Десять советов родителям и педагогам

Совет 1. Если вы решились на покупку компьютера, то не экономьте на здоровье детей: компьютер и видеотерминалы должны быть хорошего качества.
Совет 2. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.
Совет 3. Следует правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребенка.

Совет 4. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
Совет 5. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.

Совет 6. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.
Совет 7. Почаще проветривайте комнату.
Совет 8. С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.
Совет 9. Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья — только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
Совет 10. После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и                          общеукрепляющие упражнения.


Комплекс упражнений гимнастики для глаз

  1. Не поворачивая головы (голова прямо), делайте медленные круговые движения глазами вверх – вправо, вниз – влево и в обратную сторону. Повторите 4 – 5 раз.

  2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  3. Голову держите прямо. Поморгайте, не напрягая мышцы глаз, считая до 10. Не поворачивая головы, с закрытыми глазами посмотрите направо , затем налево и прямо. Поднимите глаза вверх, опустите вниз и переведите взгляд прямо. Повторяйте упражнение 4-5 раз.

  4. Посмотрите на кончик носа на счет 14, а потом переведите взгляд вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.

  5. Проследите глазами за рукой, медленно опуская, а затем медленно поднимая ее на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторите 10-12 раз, меняя руки.

  6. Закройте глаза. Подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливайте на верхние веки по 2-3 секунды. Затем просто посидите с закрытыми глазами еще 2-3 секунды. Повторите 3-4 раза.

  7. Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскройте глаза и посмотрите вдаль. Повторите 4-5 раз.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!