СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа классного руководителя с учащимися на тему ГИГИЕНЫ учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа классного руководителя с учащимися на тему ГИГИЕНЫ учащихся»

Конспект занятия на тему

« Личная гигиена – залог здоровья»

Цель: познакомить детей с основными правилами личной гигиены.

Воспитательные задачи: воспитывать стремление к обязательному соблюдению правил личной гигиены; культуру здоровья; ведение здорового образа жизни.

Развивающие задачи: способствовать развитию кругозора детей; умение мыслить ,рассуждать; делать выводы.

Образовательные задачи: формирование понятия «личная гигиена» ,ЗОЖ.

Форма занятия: беседа с элементами практической работы.

Группа детей: разновозрастная.

Методические приемы:

наглядные (использование иллюстраций) ;

-совестные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные и групповые ответы, анализ)

Оборудование: раздаточный материал : карточки с иллюстрациями, зубная нить.

Планируемый результат: углубление знаний о правилах личной гигиены; их обязательное соблюдение.

Структура: 1. Вводная часть.

2. Основная часть

3. Заключительная часть.


Ход беседы

1.Вводная часть

Организационный момент.

- Здравствуйте, дети!

– Послушайте меня и думаете, о какой составляющей ЗОЖ идет речь в этом шуточном стихотворении?

Есть такая вероятность - получить за неопрятность,
Если ты уже завшивел, и не мылся целый год,
Ты вокруг людей пытаешь, когда с ног носки снимаешь...
Ходишь ты, как скунс смердячий, и нервируешь народ.
От тебя все сторонятся и задеть тебя бояться,
Да и в транспорте уступят место лучшее всегда,
Не рискнут с тобой сближаться, так как любишь ты чесаться,
Может быть, ты это "мыло", и не видел никогда!

(Ответы детей)

Конечно, о гигиене.
- Давно ли возникла гигиена, как вы думаете? (Ответы детей)

- В древние времена люди создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье.

- Сейчас немного окунемся в историю….

В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он учился врачебной науке у мудрого кентавра Хирона, знавшего секреты лечебных трав, и со временем превзошел своего учителя. Он научился готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея.

Асклепий – бог врачевания в Древней Греции

У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей.

В греческой мифологии Гигиея- богиня здоровья. Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене. Гигиею изображали кормящей змею из чаши. Отсюда происходит один из знаков медицины — чаша со змеей.

Панацея  (Панакея) в греческой мифологии  - "всецелительница"  -  богиня, олицетворяющая исцеление от болезней. Отсюда возникло выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

2. Основная часть.

- Что же такое гигиена? 

Гигиена (от др.-греч.— «здоровье») — это область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. 

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. 

- А что же относят к правилам личной гигиены ?

(Ответы детей)

- Давайте сделаем вывод, что к правилам личной гигиены относят:

  • разумное сочетание умственного и физического труда;

  • занятия физической культурой и закаливание;

  • рациональное питание;

  • чередование труда и активного отдыха;

  • полноценный отдых.

В нее также входят вопросы гигиенического содержания тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища.


- Давайте об этом мы с Вами и сегодня поговорим более детально. Все посмотрим кожу на своих руках, мы видим ,что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.

Кожа -   это надежная защита организма.

Кожа защищает наше тело от болезней. Когда мы бегаем, нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Если не следить за чистотой кожи,  то могут возникнуть кожные заболевания.

- Давайте с Вами подробно обсудим как нужно ухаживать за кожей.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются  пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечные впадины.

Полезно ежедневное обливание холодной водой утром и вечером без намыливания. Неплохо приучить себя любое мытье тела заканчивать холодным обливанием или душем.

Кожу лица и шеи необходимо умывать утром и вечером. Кожу рук необходимо мыть с мылом, водой комнатной температуры. Кожу ног желательно мыть ежедневно вечером.

Теперь другой вопрос: Как правильно умываться и мыть руки?

( Раздаю памятки с иллюстрациями каждому ребенку, выполняем практическую работу – имитируем мытье рук)


Как правильно умываться.

- При нормальной коже надо умываться ежедневно.

- С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с  

мылом обезжиривает кожу.

- Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.

- Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.

- Надо умываться то горячей, то холодной водой.

- После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться.








Памятка

(Памятки раздаю каждому ребенку)


- В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние полости рта.

- Какова функция зубов? (Ответы учащихся.)

Главной их функцией является механическое измельчение пищи, однако зубы также участвуют в произношении человеком речи и звуков, а также являются обязательным компонентом улыбки.

- Сколько зубов у взрослого человека? (Ответы учащихся.)

Взрослый человек обычно имеет двадцать восемь зубов, а также четыре так называемых зуба мудрости, которые полноценно прорезаются не у всех, вследствие чего считаются необязательными.

- Как часто нужно обращаться к стоматологу? И как часто Вы посещаете стоматолога?  (Ответы учащихся.)

Специалисты советуют делать это два раза в год (частота посещений доктора зависит от того, в каком состоянии находятся зубы пациента).

- Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов по гигиене полости рта.

Вопрос 1. Что такое кариес?

Вопрос 2. Надо ли чистить молочные зубы?

Вопрос 3. Как правильно чистить зубы?

Вопрос 4. Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы?

Вопрос 5. Жевательная резинка заменяет чистку зубов?


Ответ 1.

Кариес — это сложный патологический процесс, который протекает в твердых тканях зуба и приводит к их разрушению. 


Ответ 2.

Надо. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов.

Ухаживать за зубками надо начинать сразу, как только появляется предмет ухаживания. Первые прорезавшиеся зубки рекомендуется чистить силиконовой щеточкой, которая одевается на палец взрослого. А с 8-10 месяцев уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку. Для детей разработаны специальные щетки с толстой ручкой (чтобы удобнее было держать в кулачке), они яркие, и призывают ребенка еще и поиграть, ведь именно в игре рождается дружба.


Ответ 3. 

Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубы Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы. (предлагаю детям воспользоваться зубной нитью). Также полезно использовать ополаскиватели для полости рта.

(Памятки раздаю каждому ребенку)


Ответ 4. 

Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Взрослым тоже рекомендуют щетки с небольшими головками, которые соответствуют размеру 1,5-2 зубов.

Ответ 5. 

Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо…) в течение 5-10 минут. При более длительном жевании все полезные эффекты жевательной резинки заканчиваются, и начинаются вредные.

Вывод: Зубная щетка – индивидуальный предмет для каждого. Зубы чистить 2 раз в день: утром и перед сном. Полоскать рот после каждого приема пищи. Посещать стоматолога 1 раз в полгода.


- Теперь поговорим о правилах ухода за волосами.


Гигиена волос:

Мыть волосы по мере загрязнения. В конце мытья ополоснуть волосы в прохладной воде. Не использовать фен для сушки. Иметь свою личную расческу. Стрижка волос также является необходимым условием ухода за волосами. Мальчикам рекомендуется стричь волосы один раз в 3—4 недели, девочкам — по мере необходимости.

Полезен также ежедневный массаж головы. Поль Брэгг в книге «Ваши волосы и ваше здоровье» рекомендует: «Для того, чтобы волосы были здоровыми, необходимо, чтобы для вас стали ритуалом утренний и вечерний массаж кожи головы подобно чистке зубов.

(Детям предлагается сделать легкий массаж головы друг другу)

- И в конце теоретической части нашей беседы давайте вспомним о гигиене нательного белья, одежды, обуви и спального места.

Гигиена нательного белья, одежды, обуви

Содержать одежду и обувь в чистоте; менять нижнее белье ежедневно; не давать никому свою личную одежду и не пользоваться чужой; одевать вещи соответственно погодным условиям; выбирать одежду из качественных натуральных тканей.

Гигиена спального места:

Своевременно менять постельное белье; иметь одежду для сна; в спальне должен быть чистый и свежий воздух; поддерживать оптимальный режим влажности; спальное место должно быть удобным и комфортным.

3.Заключительная часть.

- Вот и наша беседа подошла к концу, давайте проверим, как Вы внимательно слушали и что запомнили.

Вопросы для проверки:

Вопрос № 1 Что такое личная гигиена?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Вопрос № 2 Почему необходимо мыть руки перед едой?

Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Вопрос № 3 Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.

Вопрос № 4 Зачем надо коротко стричь ногти?

Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Вопрос № 5 Сколько раз в день необходимо умываться?

Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Вопрос № 6 Как часто нужно мыть все тело и голову?

Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Вопрос № 7 Как часто нужно мыть руки?

Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.

Вопрос № 8 Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Вопрос № 9 Как часто надо мыть ноги?

Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).

Подведение итогов.

- Итак, сегодня мы вспомнили об одной составляющей ЗОЖ – личной гигиене. Вспомнили основные правила ухода за кожей, зубами, волосами.

Беседу я хотела бы закончить словами выдающегося ученого Ильи Ильича Мечникова: « Лица, желающие сохранить, сколько возможно долее умственные силы и совершить по возможности полный цикл жизни, должны вести очень умеренный образ жизни и следовать правилам рациональной гигиены» 

Личная гигиена человека играет большую роль в определении его места в обществе. Чтобы достичь успеха, надо не только иметь хорошие знания, но и соблюдать личную гигиену: содержать тело и одежду в чистоте, придерживаться принципов правильного питания, иметь полноценный отдых и выполнять необходимые для поддержания здоровья, физические нагрузки.

Внешний вид показывает, насколько каждый индивидуум придерживается принципов гигиены. Опрятность одежды, обуви, здоровый цвет лица, чистая кожа, спортивная фигура – являются залогом успешной и продолжительной жизни человека.
- Мне ребята, хочется пожелать вам следующее:
Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для каждого из вас – главнейшее условье!
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас, и сердце добрым будет!
- Спасибо за внимание!Мне было очень приятно с вами работать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!