Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского Муниципального района
Занятие
«Берегите птиц!»
Подготовила и провела:
педагог дополнительного образования
И.А.Саленко
2023
Тема: Берегите птиц!
Цель занятия: воспитание ответственного отношения к природе, к «братьям нашим меньшим».
Задачи:
образовательная: расширять представление детей о мире птиц, их важной роли в природе; познакомить с экологическим праздником «День птиц»; развивающая: развивать любознательность, мышление, интерес к изучению родного края, расширять кругозор;
воспитательная: побуждать к необходимости беречь и защищать пернатых друзей, воспитывать доброе отношение к природе.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: ноутбук, фотографии птиц, рисунки детей.
Ход занятия:
1.Тема занятия: «Берегите птиц!». Сегодня мы с вами вспомним о том, какую пользу приносят птицы; вспомним правила, которые мы должны знать, чтобы не навредить птицам; совершим виртуальную экскурсию на природу, где увидим птиц и послушаем их пение; будем разгадывать загадки , вспоминать фольклор, покормим птиц и подведём итог занятия.
1 апреля особенный день - Международный День птиц. Этому празднику уже более ста лет. Отмечается он с 1906 года. Впервые отметили его в Америке.
Оказалось, что многие люди готовы оказывать помощь птицам и стремиться сохранить исчезающие виды. В разных городах создаются организации, которые оказывают помощь птицам. Их подкармливают и защищают гнезда от разорения. Традиция эта сохраняется уже на протяжении многих лет. А чтобы о ней не забывали, 1 апреля добровольцы и все желающие привлекают внимание к проблеме сохранения и бережного отношения к пернатым друзьям. Нет на земле такого уголка, где бы ни встречались птицы. Разнообразен их внешний облик, различен образ жизни. На земном шаре насчитывается около 9 тыс. видов пернатых. Изучением птиц занимаются орнитологи. Существует целая наука орнитология, которая изучает птиц, их разнообразие, их повадки, их поведение в природе, их перелетные маршруты.
2. Давайте вспомним, какую пользу приносят птицы? Птицы играют большую роль в природе и имеют большое значение для человека. Птицы круглый год очищают леса и сады от насекомых и вредителей. – Птицы приносят большую пользу сельскому хозяйству, истребляя много семян сорных растений. – Птицы хищники истребляют грызунов, наносящих ущерб зерновым и другим культурам. – Птицы хищники уничтожают в основном больных и погибающих животных и тем приносят большую пользу. – Птицы способствуют размножению растений.
А сейчас несколько фактов. Стрижи прямо на лету могут целыми днями ловить множество мошек и комаров. – Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. – Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, улиток, жуков и их личинок, саранчу. – Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. – Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей. – Сова за год уничтожает 1200 грызунов – вредителей, то есть она сохраняет нам за год тонну хлеба. – Кукушка за сутки поедает 100 мохнатых ядовитых гусениц, которых не трогают другие птицы. – Дятел долбит клювом кору, достаёт и поедает жуков – короедов, усачей и других вредителей леса. Этот список можно продолжать. Какой мы с вами изо всего сказанного можем сделать вывод? Вывод: надо беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!
3. Птицы нас радуют своей красотой, своим пением. Видеофильм «Птицы. Пение птиц. Учим птиц. Названия птиц. Голоса птиц. Звуки птиц».
4. Игра "Птичьи разговоры". Как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов. Каждая птица издает звук по своему. Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Птицы разговаривают по- разному. Определите как:
Сорока… стрекочет
Курица … кудахчет
Воробей… чирикает
Утка… крякает
Филин, сова… ухает
Гусь… гогочет
Ворона …. каркает
Кукушка…. кукует
Петух … кукарекает
Журавль …. курлычет
Голубь...воркует
5.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –крылья мы сложим назад.
6. Знакомство с образами птиц в пословицах и поговорках. О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен, скороговорок, пословиц и поговорок. Образы птиц соответствуют поведению людей. Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки вам знакомы? Можете вы объяснить их значение?
1)Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
2)Всяк кулик своё болото хвалит.
3)На чужой сторонушке рад своей воронушке.
4)Не велика птица - синица, да умница.
5)Птичка невеличка, да коготок остёр.
6)Молодой воробей учится чирикать у старого.
7)Красна птица пером, а человек - умом.
8)Всякая птица к своей стае летит.
7. Видеоролик « Загадки про птиц для детей». А теперь мы с вами отдохнём и разгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки.)
8. Приметы. Ребята, вы знаете, что ещё существуют разные приметы, связанные с поведением птиц в природе. Давайте познакомимся с ними.
1) Синица к избе – зима на дворе.
2 ) Ворона садится перед дверью жилья -зима будет суровой.
3) Воробьи прячутся в хвост – к морозу или перед метелью.
4) Куры рано линяют – к тёплой зиме.
5) Гусь лапу поджимает – к стуже.
6) Птица хохлится – к непогоде.
9.Причины сокращения и исчезновения птиц. К сожалению, птицам грозит беда: их в природе становиться всё меньше и меньше. Они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень часто браконьеры уничтожают птиц для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого оперения, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно птиц остается все меньше и меньше. Задумались учёные: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
10.И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей) Правильно, охранять природу нужно в любом месте.
А чем же мы с вами можем помочь птицам? (Ответы детей)
1. Не разорять гнёзд, не брать яйца и птенцов из гнезда.
2. Не кричать в лесу, не включать громко музыку.
3. Не стрелять из рогатки по птицам, помогать больной или раненой птице.
4. Устраивать кормушки, искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
5. Подкармливать птиц зимой и ранней весной ,изучать птиц.
11.Рефлексия. Ребята, на какую тему было наше мероприятие? О чём мы с вами сегодня говорили и что вы должны помнить о птицах? Почему нужно охранять птиц? Наблюдайте за птицами, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят большую пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц. Сейчас мы с вами пойдём на территорию нашего учебного заведения и положим корм в кормушку, а если повезёт, понаблюдаем за птицами.
12.Интернет-ресурсы:
1)Птицы. Видео обучение. Пение птиц. Учим птиц. Названия птиц. Голоса птиц. Звуки птиц. 2)Загадки про птиц для детей.
3) Статья «Международный день птиц».
https://www.youtube.com/watch?v=Jej9zmRMF1I&t=50s
https://www.youtube.com/watch?v=3a-V04Tha0o
https://scientificrussia.ru/articles/mezhdunarodnyj-den-ptits