СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Белки, их строение и свойства

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Белки, их строение и свойства»

Класс: 10

Учитель: Луговская А.В.

Тема: Белки, их строение и свойства.

Цель: Сформировать представление о белках как органических соединениях, полимерах, мономерами которых являются аминокислоты; дать общее преставление об аминокислотах, познакомить с 20 аминокислотами, входящими в состав белка; показать особенности первичной, вторичной, третичной и четвертичной структур белка, рассмотреть основные свойства белков.

Задачи:

- Образовательные: изучить строение и свойства белков, углубить и расширить знания об органических соединениях, раскрыть особенности структур белковых молекул.

- Развивающие: развивать самостоятельную деятельность у обучающихся, развивать умение планировать свою деятельность.

- Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, научить уважительно относится к мнению окружающих, четко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Основные понятия: белки, полимеры, пептидная связь, аминокислоты, денатурация, ренатурация, деструкция.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко – Биология 10-11 классы, электронное приложение к учебнику.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Проверка знаний /проведение биологического диктанта по темам Липиды и Углеводы/

  1. Предмет молекулярной биологии, изучающий строение и функции входящих в состав живых организмов органических веществ – белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и т.д. составляет …………….. уровень организации живой материи.

  2. …………………. и ……………….. служат важнейшими источниками энергии, необходимой для жизнедеятельности организмов, и строительным материалом клетки.

  3. Углеводы состоят из ………………, …………….. и………………. .

  4. Простые углеводы – это …………………. .

  5. Сложные углеводы – это ………………… .

  6. Группа жироподобных веществ, нерастворимых в воде – это ………… .

  1. Изучение нового материала:

  1. Известный философский вопрос: что появилось первым? Яйцо? Курица?

Курица и яйцо – живые объекты. А что такое жизнь? Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо раскрыть тайну веществ, лежащих в ее основе, т.е ответить на вопрос «Что такое белок?» Подведение к теме.

Тема сегодняшнего урока: Белки, их строение и свойства.

А значить целью нашего урока будет?... Обучающиеся называют цель урока.

  1. Ни одно вещество ученые не изучали так долго, как белки, прежде чем удалось разгадать тайну их строения.

Из каких основных элементов состоят белки? (углерод, водород, кислород и азот).

В белках также присутствуют сера, фосфор и др. элементы. (какие?)

Белки являются полимерами (вспомнить определение), мономерами белка являются аминокислоты. Из 20 существующих аминокислот построено все разнообразие белковых молекул всех известных живых существ на Земле, от вирусов до нас с вами.

Рассмотрим строение аминокислоты(записываем в тетрадь):



Аминокислоты бывают: заменимые (образуются в организме человека) и незаменимые (не синтезируются в организме человека и попадают только с продуктами питания, пример с гречневой кашей).

Как соединяются аминокислоты в белковой молекуле? Чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к учебнику.



Дополнительная информация: Полная химическое название самого большого белка содержит 189 819 букв и считается самым длинным словом в любом языке. Нужно 150 минут, чтобы его произнести.

Структура белков. (использовать учебник и электронное приложение к нему)

- Первичная (последовательность аминокислот в полипептидной цепи – пептидная связь);

- Вторичная (пространственная конфигурация в виде спирали, или гармошки – водородная связь);

- Третичная (пространственная конфигурация в виде глобулы, или шара – дисульфидная, ковалентная, ионная, водородная связь);

- Четвертичная (совокупность нескольких третичных структур).Пример – молекула гемоглобина( демонстрация модели).

Исходя из предыдущего материала осталось рассмотреть какими свойствами могут обладать белки.

Свойства белков:

1)Химические свойства белков определяют разнообразные функциональные группы, которые входят в состав их молекул:

- СООН (кислотные свойства) и NН2 (основные свойства)

В целом, аминокислоты проявляют амфотерные свойства.

2) Денатурация – нарушение структуры белка, изменение физических, химичес-

ких и биологических свойств (при изменении t°, облучении, резком изменении рН среды)


Денатурация

Обратимая Необратимая

(если не разрушена первичная структура) (разрушена все структуры)

Ренатурация – процесс восстановления естественной структуры белка.

  1. Закрепление нового материала. Тестирование (самопроверка).

1. Какие соединения являются мономерами молекул белка:

А. глюкоза

Б. глицерин

В. аминокислоты

Г. жирные кислоты.

2. Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белка:

А. 20

Б. 30

В. 100

Г. 200.

3. Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга:

А. радикал

Б. карбоксильная группа

В. жирная кислота

Г. аминная группа.

4. Посредством какой химической связи соединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры:

А. дисульфидная

Б. пептидная

В. водородная.

5. Какие структуры молекул белка способны нарушаться при денатурации, а затем вновь восстанавливаются:

А. первичная

Б. вторичная

В. третичная

Г. четвертичная.

Беседа.

  1. Каков элементный состав белковой молекулы?

  2. Что такое пептиды?

  3. Как образуются структуры белковой молекулы?

  4. Что такое денатурация и ренатурация белков?

Выводы по уроку(формулируют сами учащиеся):

  • белки – это высокомолекулярные органические соединения, биополимеры, состоящие из мономеров - альфа-аминокислот

  • аминокислоты соединяются в полипептидную цепочку за счёт пептидной связи

  • аминокислоты заменимые и незаменимые

  • белки могут быть простыми и сложными

  • четыре структуры белка (первичная, вторичная, третичная и четвертичная)

  • денатурация – это утрата белковой молекулой своей структурной организации

  • ренатурация - процесс восстановления структуры белка

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: выучить параграф учебника, конспект в тетради. Подготовить материал на тему «Функции белков» (по желанию)









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!