СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Батыево нашествие на Русь

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

За творческий потенциаал учителя истории.

Просмотр содержимого документа
«Батыево нашествие на Русь»

Конспект урока по истории России по теме «Батыево нашествие на Русь» в 6 классе


Класс: 6 класс

Дата, номер урока, время проведения: 05.04.2019; 4 урок; 11:30

Предмет: история России

Тема урока: «Батыево нашествие на Русь»

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: Урок получения нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с периодом нашествия внука Чингисхана Батыя на территории Руси (1235-1241гг.)

Задачи урока:

Развивающие: участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; умение сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, содержащуюся в текстах;

Учебные: изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателях (отрывки из исторических источников, карты); составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походвми Батыя на территорию Руси; развивать умения читать с целью поиска конкретной информации и с целью полного понимания; объяснять причины неудач русских князей и успеха войска Батыя; осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культуре совей страны и культуре изучаемой страны; развитие способностей понимать чувства, мотивы и поступки других людей; формирование навыков работы в группе и принятию групповых решений; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты урока:

Предметные: иметь целостное представление о ситуации на Руси во второй половине XII в; иметь целостное представление о развитии Монгольской империи в XII в; определять причины неудач русских князей и успех войск Батыя на поле боя; определять схожесть и различие между русскими и монгольскими воинами; умение работать и историческими источниками и картой;

Метапредметные: развитие навыков планирование совей деятельности в течении урока; развитие навыков работы в группе;

Личностные: развитие любви к изучаемому предмету и к своей стране; уважительное отношение к историческому наследию своей страны и изучаемой страны; развитие навыков анализа; умение обобщать и делать выводы.

Оборудование:

– презентация

– раздаточный материал (исторические источники и карты по изучаемой теме)

– компьютер, электронная доска, колонки

Литература:

1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 2;

2. Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций.

3. ИСТОРИЯ РОССИИ. ХРЕСТОМАТИЯ 6—10 классы. В 2-х частях. Часть 1. Электронная форма. «Просвещение» М., 2015


Ход урока: описание в таблице

Мотивационно - целевой этап


Тема урока

– Послушайте балладу Владимира Георгиевича Зуева (Учитель зачитывает балладу)

Как прознал рязанский князь
О монгольской рати,
Помощь попросил себе
У соседей-братьев.
Но князья между собой
Власть деля и славу,
Басурманам обрекли
Братьев на расправу.
Полчища татар вдали
Растекались тучей,
Сея гибель на пути
Конницей летучей.
Князь с дружиною решил
Выступить навстречу,
Но жестоко был разбит
В поле, в лютой сече.
Подступил к Рязани враг,
Началась осада.
На защиту встало всё
Населенье града.
Приступ шёл со всех сторон
Страшною волною:
Тьмы бесчисленных татар 
Выли под стеною.
В храмах слышалась мольба:
«Господи, помилуй,
Супостата сокруши 
Праведною силой».
Дрались все, кто мог держать
Лук иль меч булатный,
Презирая смерть свою
Шли на подвиг ратный.
Женщины и старики
Стены укрепляли,
И о помощи, в слезах,
Бога умоляли.
Ах, раздробленная Русь,
По своей гордыни
Ты дозволила Орде
Поругать святыни…

– Тема нашего урока «Батыево нашествие на Русь», запишите в тетрадь.

– Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

– А на какие вопросы мы должны будем дать ответы?

(Учитель озвучивает тему урока. Учитель задает наводящие вопросы по теме урока)

Учащиеся прослушивают балладу.





































Учащиеся записывают в тетрадь тему урока. Высказывают свои предположения на проставленные вопросы учителя.

Презентация

3 мин.

3

Проблемный вопрос урока

– Как мы с вами правильно отметили, нам предстоит ответить на главный вопрос: Как и почему Батый смог завоевать большую часть русских земель?

Учащиеся записывают вопрос в тетрадь.

Презентация

1 мин.

4

Повторение пройденного материала, актуализация знаний.

Фронтальный опрос

(Учитель задает вопросы на повторение пройденного материала)

– На прошлом уроке мы изучили образование державы Чингисхана (Монгольской империи). Предлагаю вспомнить ранее изученный материал:

  1. Чем занимались монголы?

  2. Как называется съезд монгольской знати, на котором обсуждались наиболее важные вопросы?

  3. Какой год считается условной датой образования государства у монголов? Что в этот год еще значительного произошло?

  4. Какие были особенности завоевательной политики монголов?

  5. В каком году было основание столицы Монгольского государства? Как она называется?

  6. Какое важное событие произошло на реке Калке?

Учащиеся отвечаю на поставленные вопросы учитель (если возникают разногласия между учениками, учитель поправляет)


3 мин.

5

План урока

– Самым серьезным испытанием для народа нашей страны было монгольское нашествие 1237-1241 гг. Сегодня на уроке мы изучим все этапы монгольского нашествия на Русь.

Запишите план нашего урока в тетради, который вы видите на экране:

  1. Вторжение в Рязанскую землю

  2. Разгром Владимирского княжества

  3. Поход на Новгород

  4. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

(Учитель открывает слайд с планом урока)

Учащиеся записывают план урока в тетради. (Вся информация наглядно представлена в презентации)

Презентация

2 мин.

6

Изучение нового материала

(1 этап плана урока)

– Итак, после битвы на Калке, в 1235 году на курултае было решено, что раздробленную Русь будет не сложно завоевать, и начали готовиться к походу. Объединенные войска под руководством Батыя отправились на запад.

Батый (Бату) Саин-хан (1207-1255) - монгольский хан, внук Чингисхана, второй сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель.

Цель Батыя: выполнить завещание своего деда – завоевать все земли вплоть до «последнего моря», «моря франков» на далеком Западе.

Несмотря на значительное влияние на ход истории, он остается Батыем Неизвестным, Батыем Забытым.

В 1236 году монголы смели Волжскую Булгарию и подчинили всю страну.

Летом 1237 года войско Батыя разгромило часть половецких племён. (Учитель показывает карту.)

Осенью того же года Батый привёл своё войско к границам Руси. (Учитель показывает карту.)

– Запишите этапы походы Батыя в тетрадь, которые вы видите на экране: Батыем было совершено 2 похода на Русь:

  • 1237-1238 гг. – поход на Северо-Восточную Русь

  • 1239-1240 гг. – поход на Южную Русь.

(Учитель показывает информацию на экране.)

– По рассмотрению и изучение самых крупных этапов нашествия монголов на территории Руси, предлагаю заполнить хронологическую таблицу, которую вы видите на экране. (Учитель показывает хронологическую таблицу на экране.) К концу нашего исследования мы проверим правильность заполнения таблицы. Есть вопросы?

– Итак, зимой 1237 года первый удар, который нанесли войска Батыя, пришелся по Рязанскому княжеству. Рязанский князь Юрий Игоревич просил помощи у великого князя владимирского, но Юрий Всеволодович направил небольшую дружину. Жителя Рязани (в обороне участвовали мужчины, женщины и дети) стойко стояли на защите города.

Шесть дней длилась осада Рязани монголами и 21 декабря была взята. Ворвавшись за стены города, войска Батыя разграбили и сожгли все дотла, жители были убиты или забраны в плен, княжеская семья и боярские семьи были перебиты. После разорения Рязанской земли Батый двинулся дальше. По преданию, была собрана дружина из уцелевших жителей города, которую возглавил Евпатий Коловрат. Дружина догнала неприятия, но все погибли в неравной битве.

– Самостоятельно ознакомитесь с документом личности Евпатия Коловрата на стр. 13 учебника. Есть вопросы по выполнению задания? Приступаем.

– Ответьте на вопросы:

1. Сколько людей смог собрать Евпатий Коловрат?

2. Что произошло во время столкновения между Евпатием и Хостоврула?

3. Что говорили монголы о Рязанцах?

Учащиеся внимательно слушают учителя, задают интересующие вопросы. Записывают нужную информацию в тетрадь. (Вся информация наглядно представлена в презентации)

















Учащиеся записываю в тетради информацию, которую видят на экране. Задают интересующие вопросы.




Учащиеся перерисовывают хронологическую таблицу, которую видят на экране. Задают вопросы, если что-то не понятно.

(Учащиеся заполняют хронологическую таблицу по ходу всего урока)





















Учащиеся самостоятельно изучают историческую справку на стр. 13 учебника. При необходимости задают интересующие вопросы.

Предположительные ответы учащихся (с возможным зачитыванием из документа):

Презентация
































14 мин.

7

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Учащиеся выполняю физминтку, предложенную учителем.


1 мин.

8

Изучение нового материала

(2-4 этап плана урока)

– Теперь вы разделитесь на 3 группы по темам: Разгром Владимирского княжества; Поход на Новгород;

Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Самостоятельно изучите дополнительный исторический материал, который лежит у вас на столах, так же вы получили мини карту «Нашествие Батыя на Русь». Ваша задача: ответить на вопросы после исторического материала и помочь вашим одноклассникам (которые изучают другую тему) заполнить нашу таблицу и ответить на главный вопрос нашего урока: Как и почему Батый смог завоевать большую часть русских земель?

– Есть вопросы? Необходимую информацию конспектируйте в тетрадь. Приступаем к работе.

(Учитель заранее разложил на столах учащихся раздаточный исторический материал и мини карту «Нашествие Батыя на Русь» Учитель отвечает на вопросы, которые возникли учеников. При необходимости помогает с выполнением задания.)

Учащиеся делятся на 3 группы. На столах у учащихся есть весь необходимый раздаточный материал, также на экране они могут видеть карту «Нашествие Батыя на Русь». Задают вопросы, если что-то не понятно.

Для успешного выполнения задания, учащиеся делают конспекты в своих тетрадях.














Презентация (Приложение №8)

Раздаточный материал

(Приложение №9-11)












6 мин.

9

Проверка выполнения задания

(2-4 этап плана урока)

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

– Первая группа, пожалуйста, кто готов?

– Вторая группа, пожалуйста, кто готов?

– Третья группа, пожалуйста, кто готов?

(Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости поправляет ответы учеников, если возникли спорные моменты учитель и учащиеся решают их. На экране представление изображения штурмов монголов русских городов)

– Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

Учащиеся каждых групп по очереди отвечают на поставленные вопросы по своим темам, пользуясь своими записями. При затруднении ответа ученик может обратиться за помощью к другим участникам групп или учитель помогает ученику. Учащиеся могут дискутировать, если возникают разногласия по тому или иному вопросу.

Предположительные ответы учащихся

Презентация

7 мин.

10

Итоги урока. Рефлексия

– Вот наш урок подходит к концу, давайте проверим, как вы заполнили хронологическую таблицу. Предлагаю вам посмотреть на экран, где вы можете увидеть примерный вариант, что у вас могло получиться. (Учитель показывает слайд, на котором изображен примерный вариант заполнения таблицы)

– Кто хочет зачитать, что получилось?

(Учитель выбирает 1-2 учащихся, которые зачитывают их варианты)

– Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

– Проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Ответьте на вопросы:

1. В чем была сила Войска Батыя?

2. Почему монголам не удалось выполнить завещание Чингисхана?

– И в завершение нам нужно дать ответ на главный вопрос, поставленный в начале нашего урока: Как и почему Батый смог завоевать большую часть русских земель?

Учащиеся смотрят на экран с презентацией, где видят примерный вариант заполнения таблицы и сверяют со своими записями.



Желающие учащиеся (1-2 ученика) зачитывают их варианты заполнения таблицы.


Учащие отвечают на поставленные вопросы учителя.




Учащие отвечают на поставленные вопросы учителя.



Презентация

5 мин.

11

Домашнее задание

1. Прочитать § 16

2. Составить рассказ от имени участника обороны городов от монголов (любой город на выбор)

(При необходимости учитель отвечает на вопросы учащихся)

Учащиеся записывают домашнее задание. Задают интересующие вопросы.

Презентация

1 мин.

12

Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок.

– Урок окончен. Всем спасибо за работу! Все молодцы!

(Учитель выставляет оценки; прощается с учащимися)

Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока с учителем. Прощаются с учителем.

Презентация

1 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!