Конспект урока по истории России по теме «Батыево нашествие на Русь» в 6 классе
Класс: 6 класс
Дата, номер урока, время проведения: 05.04.2019; 4 урок; 11:30
Предмет: история России
Тема урока: «Батыево нашествие на Русь»
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: Урок получения нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с периодом нашествия внука Чингисхана Батыя на территории Руси (1235-1241гг.)
Задачи урока:
Развивающие: участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; умение сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, содержащуюся в текстах;
Учебные: изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателях (отрывки из исторических источников, карты); составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походвми Батыя на территорию Руси; развивать умения читать с целью поиска конкретной информации и с целью полного понимания; объяснять причины неудач русских князей и успеха войска Батыя; осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культуре совей страны и культуре изучаемой страны; развитие способностей понимать чувства, мотивы и поступки других людей; формирование навыков работы в группе и принятию групповых решений; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты урока:
Предметные: иметь целостное представление о ситуации на Руси во второй половине XII в; иметь целостное представление о развитии Монгольской империи в XII в; определять причины неудач русских князей и успех войск Батыя на поле боя; определять схожесть и различие между русскими и монгольскими воинами; умение работать и историческими источниками и картой;
Метапредметные: развитие навыков планирование совей деятельности в течении урока; развитие навыков работы в группе;
Личностные: развитие любви к изучаемому предмету и к своей стране; уважительное отношение к историческому наследию своей страны и изучаемой страны; развитие навыков анализа; умение обобщать и делать выводы.
Оборудование:
– презентация
– раздаточный материал (исторические источники и карты по изучаемой теме)
– компьютер, электронная доска, колонки
Литература:
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 2;
2. Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций.
3. ИСТОРИЯ РОССИИ. ХРЕСТОМАТИЯ 6—10 классы. В 2-х частях. Часть 1. Электронная форма. «Просвещение» М., 2015
Ход урока: описание в таблице
Мотивационно - целевой этап
Тема урока
– Послушайте балладу Владимира Георгиевича Зуева (Учитель зачитывает балладу)
Как прознал рязанский князь
О монгольской рати,
Помощь попросил себе
У соседей-братьев.
Но князья между собой
Власть деля и славу,
Басурманам обрекли
Братьев на расправу.
Полчища татар вдали
Растекались тучей,
Сея гибель на пути
Конницей летучей.
Князь с дружиною решил
Выступить навстречу,
Но жестоко был разбит
В поле, в лютой сече.
Подступил к Рязани враг,
Началась осада.
На защиту встало всё
Населенье града.
Приступ шёл со всех сторон
Страшною волною:
Тьмы бесчисленных татар
Выли под стеною.
В храмах слышалась мольба:
«Господи, помилуй,
Супостата сокруши
Праведною силой».
Дрались все, кто мог держать
Лук иль меч булатный,
Презирая смерть свою
Шли на подвиг ратный.
Женщины и старики
Стены укрепляли,
И о помощи, в слезах,
Бога умоляли.
Ах, раздробленная Русь,
По своей гордыни
Ты дозволила Орде
Поругать святыни…
– Тема нашего урока «Батыево нашествие на Русь», запишите в тетрадь.
– Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
– А на какие вопросы мы должны будем дать ответы?
(Учитель озвучивает тему урока. Учитель задает наводящие вопросы по теме урока)
Учащиеся прослушивают балладу.
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока. Высказывают свои предположения на проставленные вопросы учителя.
Презентация
3 мин.
3
Проблемный вопрос урока
– Как мы с вами правильно отметили, нам предстоит ответить на главный вопрос: Как и почему Батый смог завоевать большую часть русских земель?
Учащиеся записывают вопрос в тетрадь.
Презентация
1 мин.
4
Повторение пройденного материала, актуализация знаний.
Фронтальный опрос
(Учитель задает вопросы на повторение пройденного материала)
– На прошлом уроке мы изучили образование державы Чингисхана (Монгольской империи). Предлагаю вспомнить ранее изученный материал:
Чем занимались монголы?
Как называется съезд монгольской знати, на котором обсуждались наиболее важные вопросы?
Какой год считается условной датой образования государства у монголов? Что в этот год еще значительного произошло?
Какие были особенности завоевательной политики монголов?
В каком году было основание столицы Монгольского государства? Как она называется?
Какое важное событие произошло на реке Калке?
Учащиеся отвечаю на поставленные вопросы учитель (если возникают разногласия между учениками, учитель поправляет)
3 мин.
5
План урока
– Самым серьезным испытанием для народа нашей страны было монгольское нашествие 1237-1241 гг. Сегодня на уроке мы изучим все этапы монгольского нашествия на Русь.
Запишите план нашего урока в тетради, который вы видите на экране:
Вторжение в Рязанскую землю
Разгром Владимирского княжества
Поход на Новгород
Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
(Учитель открывает слайд с планом урока)
Учащиеся записывают план урока в тетради. (Вся информация наглядно представлена в презентации)
Презентация
2 мин.
6
Изучение нового материала
(1 этап плана урока)
– Итак, после битвы на Калке, в 1235 году на курултае было решено, что раздробленную Русь будет не сложно завоевать, и начали готовиться к походу. Объединенные войска под руководством Батыя отправились на запад.
Батый (Бату) Саин-хан (1207-1255) - монгольский хан, внук Чингисхана, второй сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель.
Цель Батыя: выполнить завещание своего деда – завоевать все земли вплоть до «последнего моря», «моря франков» на далеком Западе.
Несмотря на значительное влияние на ход истории, он остается Батыем Неизвестным, Батыем Забытым.
В 1236 году монголы смели Волжскую Булгарию и подчинили всю страну.
Летом 1237 года войско Батыя разгромило часть половецких племён. (Учитель показывает карту.)
Осенью того же года Батый привёл своё войско к границам Руси. (Учитель показывает карту.)
– Запишите этапы походы Батыя в тетрадь, которые вы видите на экране: Батыем было совершено 2 похода на Русь:
1237-1238 гг. – поход на Северо-Восточную Русь
1239-1240 гг. – поход на Южную Русь.
(Учитель показывает информацию на экране.)
– По рассмотрению и изучение самых крупных этапов нашествия монголов на территории Руси, предлагаю заполнить хронологическую таблицу, которую вы видите на экране. (Учитель показывает хронологическую таблицу на экране.) К концу нашего исследования мы проверим правильность заполнения таблицы. Есть вопросы?
– Итак, зимой 1237 года первый удар, который нанесли войска Батыя, пришелся по Рязанскому княжеству. Рязанский князь Юрий Игоревич просил помощи у великого князя владимирского, но Юрий Всеволодович направил небольшую дружину. Жителя Рязани (в обороне участвовали мужчины, женщины и дети) стойко стояли на защите города.
Шесть дней длилась осада Рязани монголами и 21 декабря была взята. Ворвавшись за стены города, войска Батыя разграбили и сожгли все дотла, жители были убиты или забраны в плен, княжеская семья и боярские семьи были перебиты. После разорения Рязанской земли Батый двинулся дальше. По преданию, была собрана дружина из уцелевших жителей города, которую возглавил Евпатий Коловрат. Дружина догнала неприятия, но все погибли в неравной битве.
– Самостоятельно ознакомитесь с документом личности Евпатия Коловрата на стр. 13 учебника. Есть вопросы по выполнению задания? Приступаем.
– Ответьте на вопросы:
1. Сколько людей смог собрать Евпатий Коловрат?
2. Что произошло во время столкновения между Евпатием и Хостоврула?
3. Что говорили монголы о Рязанцах?
Учащиеся внимательно слушают учителя, задают интересующие вопросы. Записывают нужную информацию в тетрадь. (Вся информация наглядно представлена в презентации)
Учащиеся записываю в тетради информацию, которую видят на экране. Задают интересующие вопросы.
Учащиеся перерисовывают хронологическую таблицу, которую видят на экране. Задают вопросы, если что-то не понятно.
(Учащиеся заполняют хронологическую таблицу по ходу всего урока)
Учащиеся самостоятельно изучают историческую справку на стр. 13 учебника. При необходимости задают интересующие вопросы.
Предположительные ответы учащихся (с возможным зачитыванием из документа):
Презентация
14 мин.
7
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Учащиеся выполняю физминтку, предложенную учителем.
1 мин.
8
Изучение нового материала
(2-4 этап плана урока)
– Теперь вы разделитесь на 3 группы по темам: Разгром Владимирского княжества; Поход на Новгород;
Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Самостоятельно изучите дополнительный исторический материал, который лежит у вас на столах, так же вы получили мини карту «Нашествие Батыя на Русь». Ваша задача: ответить на вопросы после исторического материала и помочь вашим одноклассникам (которые изучают другую тему) заполнить нашу таблицу и ответить на главный вопрос нашего урока: Как и почему Батый смог завоевать большую часть русских земель?
– Есть вопросы? Необходимую информацию конспектируйте в тетрадь. Приступаем к работе.
(Учитель заранее разложил на столах учащихся раздаточный исторический материал и мини карту «Нашествие Батыя на Русь» Учитель отвечает на вопросы, которые возникли учеников. При необходимости помогает с выполнением задания.)
Учащиеся делятся на 3 группы. На столах у учащихся есть весь необходимый раздаточный материал, также на экране они могут видеть карту «Нашествие Батыя на Русь». Задают вопросы, если что-то не понятно.
Для успешного выполнения задания, учащиеся делают конспекты в своих тетрадях.
Презентация (Приложение №8)
Раздаточный материал
(Приложение №9-11)
6 мин.
9
Проверка выполнения задания
(2-4 этап плана урока)
– Давайте проверим, как вы справились с заданием.
– Первая группа, пожалуйста, кто готов?
– Вторая группа, пожалуйста, кто готов?
– Третья группа, пожалуйста, кто готов?
(Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости поправляет ответы учеников, если возникли спорные моменты учитель и учащиеся решают их. На экране представление изображения штурмов монголов русских городов)
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
Учащиеся каждых групп по очереди отвечают на поставленные вопросы по своим темам, пользуясь своими записями. При затруднении ответа ученик может обратиться за помощью к другим участникам групп или учитель помогает ученику. Учащиеся могут дискутировать, если возникают разногласия по тому или иному вопросу.
Предположительные ответы учащихся
Презентация
7 мин.
10
Итоги урока. Рефлексия
– Вот наш урок подходит к концу, давайте проверим, как вы заполнили хронологическую таблицу. Предлагаю вам посмотреть на экран, где вы можете увидеть примерный вариант, что у вас могло получиться. (Учитель показывает слайд, на котором изображен примерный вариант заполнения таблицы)
– Кто хочет зачитать, что получилось?
(Учитель выбирает 1-2 учащихся, которые зачитывают их варианты)
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
– Проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Ответьте на вопросы:
1. В чем была сила Войска Батыя?
2. Почему монголам не удалось выполнить завещание Чингисхана?
– И в завершение нам нужно дать ответ на главный вопрос, поставленный в начале нашего урока: Как и почему Батый смог завоевать большую часть русских земель?
Учащиеся смотрят на экран с презентацией, где видят примерный вариант заполнения таблицы и сверяют со своими записями.
Желающие учащиеся (1-2 ученика) зачитывают их варианты заполнения таблицы.
Учащие отвечают на поставленные вопросы учителя.
Учащие отвечают на поставленные вопросы учителя.
Презентация
5 мин.
11
Домашнее задание
1. Прочитать § 16
2. Составить рассказ от имени участника обороны городов от монголов (любой город на выбор)
(При необходимости учитель отвечает на вопросы учащихся)
Учащиеся записывают домашнее задание. Задают интересующие вопросы.
Презентация
1 мин.
12
Подведение итогов урока
Выставление оценок за урок.
– Урок окончен. Всем спасибо за работу! Все молодцы!
(Учитель выставляет оценки; прощается с учащимися)
Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока с учителем. Прощаются с учителем.
Презентация
1 мин.