СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация урока по истории России 6 класс на тему: "Батыево нашествие на Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация  урока по истории России  6 класс на тему: "Батыево нашествие на Русь" составлен в соответствии с ФГОС второго поколения. А так же конспект урока разработан в соответствии с историко-культурным стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Батыево нашествие на Русь. Аверина Ирина Анатольевна»

Аверина Ирина Анатольевна

учитель истории и обществознания

МБОУ "Волошская СШ"


Конспект урока по истории России 6 класс

на тему: "Батыево нашествие на Русь"

Цели урока:

сформировать у обучающихся понимание причин и последствий завоевания Руси монголами в середине XIII века.

Задачи:

-показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;

-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;

-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.


Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.

Тип урока: урок изучения новых знаний, умений, навыков.

Ресурсы урока:

• карта: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века; Монгольское нашествие на Русь в XIII веке.

• учебник "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,

§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016г.;

• "История России 6 класс. Рабочая тетрадь", стр.68-72. М. "Просвещение" 2016г.

• "История России. Атлас", стр. 9 - 13. М. "Просвещение" 2016г.

• "История России. Сборник рассказов" стр. 28 - 29. "Просвещение" 2016г.

Понятийный аппарат: Нашествие, ордынское иго, стан, фураж.

Основные даты: 1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.

1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.

Персоналии: Олег, Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат.


ХОД УРОКА:

I. Организационный этап.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на очередном уроке истории. Давайте сразу настроимся на работу, так как нам сегодня предстоит изучить объёмную и очень интересную тему.


II. Мотивационно - целевой этап.

1.Мотивационный этап

Вопросы обучающимся:

- Назовите период истории Древнерусского государства, который мы изучаем.

- Каким было государство в этот период?

- В чем опасность раздробленности для жителей отдельных русских земель и Руси в целом? Приведите примеры.

Работа с интерактивной картой: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века (слайд 1)

2. Этап актуализации знаний.

Просмотр фрагмента (до середины серии) фильма по историческому произведению Н.М.Карамзина "История государства Российского" (71 серия). (слайд 2)

- С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте.

Карта «Монгольские завоевания в 13 веке» в атласе стр. 20 и в презентации

(слайд 3)

Вопросы по просмотренному фрагменту фильма:

- Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан?

- Что стало причиной монгольских завоеваний?

- В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?

- Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей.

3. Целевой этап.

- Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?

- Через какое государство лежит путь в Европу?

- Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?

- Кто возглавил поход на Русь?

Назовите тему урока: "Батыево нашествие на Русь"

Определите цель нашего урока:

- познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;

- выяснить причин поражения русских городов.(3 слайд)

И в течение урока постараемся ответить на вопрос:

Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (4 слайд)


III. Этап добывания новых знаний.

Сегодня мы с вами проведем мини - исследования, работая в группах.

Рассказ учителя: После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.


"... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."


- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая  земля.


О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:

(Работа ведется в группах, группы определяет учитель до начала урока. 1- группа, слабые ученики; 2 - группа средние ученики; 3 - группа сильные ученики; индивидуальные задания сильным ученикам)

Запись в тетрадь

1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.

1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.


Задание для 1 группы:

Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимира:

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.


Задание для 2 группы:

Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".

Найти ошибки в тексте:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта

(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.


Задание для 3 группы:

Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»

Даты

События

Весной 1239г.

Второй поход Батыя на Русь

5 сентября 1240г.

Осада Киева

Весной 1241г

Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию

В конце 1242г.

Вернулись на нижнюю Волгу


Задание сильным ученикам:

1 ученик - прочитать пункт 3 "Поход на Новгород" стр.15 рассказать об осаде города Козельска, ответить на вопрос: "Почему Батый назвал город Козельск - злым городом?", найти город на карте в атласе.

2 ученик - работа с историческим документом "Повесть о разорении Рязани Батыем" - Евпатий Коловрат, прочитать документ, ответить на вопрос: "Почему, по вашему мнению, монголо - татары не казнили уцелевших пленных воинов из отряда Евпатия Коловрата Батый не казнил?" (ответ найти в сборнике рассказов стр. 28)

IV. Контрольно-оценочный этап.

В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся находят на интерактивной карте захваченные города и прикрепляют значок - пламя, остальные находят этот город у себя в атласе. (5 - 8 слайды)

Новые слова (записать в тетрадь)

Стан - лагерь.

Фураж - корм для лошадей, скота.


Особое внимание уделить проверке индивидуального задания:


1. Жители города Козельска защищали свой город до конца, т.к. они горячо любили свой город, свою малую Родину. Они проявили героизм, патриотизм, мужество, непоколебимую силу воли, сражаясь плечом к плечу с защитниками города. (9 слайд)

2. Подвиг Евпатия Коловрата, на примере которого воспитывались многие поколения русских людей, стал образцом воинской доблести, мужества, героизма и беззаветного служения своему Отечеству и народу. Ему поставлен памятник в городе Рязани. (10 слайд)

Вывод:

Геройски защищались русские города.

- 6 дней продержалась под натиском татар Рязань,

10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!

3 месяца мужественно сражались киевляне.

А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь? (ответы учеников)

Подведем итоги нашего исследования.

Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (ответы обучающихся)

- Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ)  и слабые стороны русских (показ)

Сильные стороны татар:

1. Численное превосходство;

2.  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3.  Военно-тактическое превосходство.

Слабые стороны Руси

1.  Феодальная раздробленность;

2.  Отсутствие единой армии;

3. Техническая отсталость русских дружин.


После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

V. Рефлексия.

А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

Меня поразило…..

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Я восхищался…..


VI. Домашнее задание.

1 уровень на "3" - работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.

2 уровень на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу

3 уровень на "5" - рабочая тетрадь стр. 10 задание 3 - рассмотрите миниатюру из летописи "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). Найдите на миниатюре монгольских воинов; защитников города и ответьте на вопросы.





Просмотр содержимого презентации
«Батыево нашествие»

Русские княжества и земли в конце XII - XIII века

Русские княжества и земли в конце XII - XIII века

Батыево нашествие на русь Цели урока:  - познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь; - выяснить причин поражения русских городов.    

Батыево

нашествие на русь

Цели урока:

- познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;

- выяснить причин поражения русских городов.

 

 

Проблемный вопрос :  Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?

Проблемный вопрос : Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли?

Заполнить пропуски в тексте  (1 группа) : Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань . В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович  попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря  монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата  еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.  

Заполнить пропуски в тексте (1 группа) :

  • Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань . В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

 

Найти ошибки в тексте  2 группа:    Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238)  года подошел к Новгороду (Владимиру) . При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта  (7 февраля).  Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович ) попытался собрать войско на реке Калке (Сить),  но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238)  года.  

Найти ошибки в тексте 2 группа:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру) . При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта

(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович ) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.

 

Заполнить таблицу: Даты События Весной 1239г. Второй поход Батыя на Русь 5 сентября 1240г. Осада Киева Весной 1241г. Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию. В конце 1242г. Вернулись на нижнюю Волгу

Заполнить таблицу:

Даты

События

Весной 1239г.

Второй поход Батыя на Русь

5 сентября 1240г.

Осада Киева

Весной 1241г.

Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию.

В конце 1242г.

Вернулись на нижнюю Волгу

Козельск – «злой город»

Козельск – «злой город»

Евпатий Коловрат Памятник в Рязани

Евпатий Коловрат

Памятник в Рязани

Сильные стороны татар:  Численное превосходство;  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;  Военно-тактическое превосходство. Слабые стороны Руси
  • Сильные стороны татар:
  • Численное превосходство;
  • Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;
  • Военно-тактическое превосходство.
  • Слабые стороны Руси
  •   Феодальная раздробленность;
  • Отсутствие единой армии;
  • Техническая отсталость русских дружин;

 

Презентацию выполнила учитель истории и обществознания МБОУ «Волошская СШ»  Аверина Ирина Анатольевна

Презентацию выполнила учитель истории и обществознания МБОУ «Волошская СШ» Аверина Ирина Анатольевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!