СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Башкирия в русской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 9 классе. Кто из русских писателей посетил Республику Башкортостан.

Просмотр содержимого документа
«Башкирия в русской литературе»

Открытый урок в 9 классе

«Башкирия в русской литературе»


Цели урока:

1. Познакомить с произведениями русских писателей, отразивших башкирскую тему.

2. Развить речь, мышление, коммуникабельность.

3. Воспитать чувства гордости за свой край, патриотизм.

Оборудование: видеофильм, портреты русских писателей; репродукции с картин

1. «Лев Толстой в башкирских степях» - Амир Арсланов

2.«Пушкин среди башкир» - Касим Давлеткильдеев

3. Выставка книг, проектор, слайды



Ход урока.

1. Организационный момент.

Объявление темы. Нацеливание на урок.

Сегодня мы с вами познакомимся с русскими писателями, которые отразили в своем творчестве башкирскую тему ..

2. Вступительное слово учителя

- Да действительно Башкирия привлекала внимание многих людей. Из материала 7-го класса вы помните о том, что после вхождения Башкирии в Русское государство, начался наплыв разных народов на территорию нашей республики. Русских купцов поразила девственная красота башкирской природы - они стали применять земли для охоты.

Русские промышленники обнаружили в недрах башкирской земли огромные запасы полезных ископаемых и начали строить заводы и фабрики. Началась колонизация.



  1. Доклад ученика

Присоединение Башкирии к Русскому государству, сыграло важную историческую роль в развитии экономики и культуры края, открыло широкие возможности для непосредственного общения башкирского народа с русским народом, сблизило их и положило начало великой дружбе русских и башкир.

После присоединения к России в Башкирии побывало много русских ученых, путешественников, писателей. Обширный край привлекал внимание своими необъятными просторами и богатыми недрами, своеобразной этнографией и интересным местоположением - на границе Европы и Азии.

В 18 столетии организуется несколько экспедицией для исследования края. В 1734 году в составе «Башкирской экспедиции», возглавляемой И. И. Кириловым, в Уфу приезжает П. И. Рычков, впоследствии первый в России член – корреспондент Академии наук. В результате многолетнего изучения истории, природы, экономики и хозяйства Оренбургского края Рычков создал труды, имеющие большое значение для изучения прошлого Башкирии.

В 19 веке начинается литературное «освоение» Башкирии. Жизнью народов «далекой восточной окраины» интересуются крупные художники слова – А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, М. Л. Михайлов, М. Е. Салтыков – Щедрин, Г. И. Успенский, Д. Н. Мамин – Сибиряк, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Горький и другие. Русские писатели посещают Башкирию и создают яркие художественные произведения, в которых находит отражение жизнь, быт, история башкирского народа, чудесная природа края. Писатели – гуманисты с большим сочувствием относились к трудовому башкирскому народу, осуждали колониальную политику царизма и утверждали в своем творчестве идеи дружбы, равенства и братства всех народов России.

  1. Слово учителя

Немало произведений о башкирах создали русские писатели первой половины 19 века. В них отражены тяжелое положение башкир, их история, культура героическая борьба против царизма и иноземных захватчиков. Творчество А. С. Пушкина, В. И. Даля, П. М. Кудряшева и других пронизано глубоким сочувствием и искренней симпатией к башкирскому народу.

Но не о том сегодня мы будем говорить, ибо были другие люди, тоже русские, но они восхищались неповторимостью башкирского края и воспели его в своих произведениях.

Итак, началось литературное освоение Башкирии.

- Ребята, назовите русских писателей, которые отразили в свое творчестве башкирскую тему?

Предположительные ответы (А. С. Пушкин, А. М. Горький, Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Салтыков Щедрин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, А. П. Чехов, Н. А. Крашенинников, Д. Бедный ).

Александр Сергеевич Пушкин.

Великий русский поэт, которого М. Горький назвал началом всех начал, стоял у истоков литературного содружества русских и других народов.

Неоценимой заслугой поэта перед башкирским народом является то, что Пушкин был первым русским писателем, ставшим научным историографом верного соратника и сподвижника предводителя Крестьянской войны 1773-1775гг, «царя угнетенных и бесправных» Емельяна Пугачева, легендарного народного вождя Салавата Юлаева . Он рассказал всему миру о непокорном духе башкирского народа, боровшегося за свободу , счастье и независимость родной Отчизны.

5. Доклад ученика

Картина известного художника Касыма Давлеткильдеева «Пушкин среди башкир» была одним из первых экспонатов художественного музея им. М. В. Нестерова. Картина возвращает нас в 1833 год, когда А.С.Пушкин обратился к военному графу А. И. Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива.

Александра Сергеевича интересовали не блистательные полководцы, а запрещенный «мужицкий царь» Емелька Пугачев. Разрешение было получено. Но для Пушкина этого оказалось недостаточно. Он решил провести собственное самостоятельное расследование.

В сентябре 1833г. А. С. Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта - в Н. Новгороде, Казани, Оренбурге, Уральске. На картине К. Давлеткильдеева мы являемся свидетелями того, как Пушкин беседует с башкирскими крестьянами, его интересовали две исторические личности: Емельян Пугачев и Салават Юлаев.

Впервые слова «башкирец» встречается у Пушкина в начале 20 – х годов в романтической поэме «Братья разбойники». Это один из пассивных персонажей, упоминаемых поэме. Запоминающиеся образы башкир – борцов за свободу и независимость – Пушкин создал в середине 30 – х годов в произведениях «История Пугачева» и «Капитанская дочка», посвященных изображению Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. Их написанию предшествовала большая работа по изучению печатных источников, официальных и архивных документов, а также поездка осенью 1833 года в Завололжье и Оренбуржье – места, связанные с пугачевщиной. Два дня пребывания поэта в Оренбурге были насыщены до предела. самой интересной для него была беседа с 75 – летней казачкой Ириной Афанасьевной Бунтовой в деревне Берды. Лично видевшая Пугачева, она рассказала ряд ярких эпизодов, богатых образами и бытовыми подробностями. Её рассказы почти полностью вошли в тексты пушкинских произведений о Пугачеве.

Поездка в Оренбургский край дала Пушкину богатый материал для произведений «История Пугачёва» и «Капитанская дочка» ,в которых восстание изображено как совместная борьба угнетённых народов с целью «ниспровержения престола и истребления дворянского рода».

Пушкин внимательно прислушивался к воспоминаниям старожилов, легендам и песням жителей Оренбуржья о Пугачеве, его сподвижниках и той грозной эпохе. Поэт хорошо знал, что народные предания драгоценны и незаменимы для историка, потому что дают его рассказу печать живой современности.

Показывая в «Истории Пугачёва» роль народных масс в восстании,

Значительное место уделяет Пушкин башкирам во главе с их вождём Салаватом Юлаевым. Причину активного участия башкир в восстании поэт видит в усилившемся в 18-м веке самодержавном гнёте. Он с гневом пишет о расправе над участниками восстания в 40-х годах 18 века «Казни, произведённые в Башкирии генералом князем Урусовым, невероятны. Около 130 человек были умерщвлены посреди всевозможных мучений. » « Остальных , человек до тысячи (пишет Рычков ) простили, отрезав им носы и уши» Многие из сих прощенных должны были быть живы во времена Пугачёвского бунта»

Если «История Пугачёва» написана преимущественно на основе архивных документов , то в романе «Капитанская дочка»,наряду с историческими , широко использованы также фольклорные документы и записи бесед с очевидцами Пугачёвского восстания. В романе ярко воплощены образы Пугачёва, его сподвижников, повстанцев , в частности башкир. Вот как рисует писатель образ безымянного «башкирца», схваченного с «возмутительными» листами Пугачёва. Первое же предложение настраивает на тревожный лад: «Башкирец с трудом шагнул через порог ( он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. » Облик «башкирца» обрисовывается через восприятие Гринёва, не сочувствующего повстанцам, что усиливает воздействие этого образа на читателя. «Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его ещё сверкали огнём. 

Образ безъязыкового, изувеченного башкирца имеет широкое обобщающее значение: в нём отразилось свободолюбие угнетённого народа, народа , лишённого прав, не имеющего «языка», но продолжающего борьбу за лучшую жизнь. Образом безымянного башкира-пугачёвца Пушкин как бы утверждает мысль о невозможности убить стремление к свободе и счастью.

  1. Слово учителя

Вывод: Итак, А.С. Пушкин неслучайно интересовался положением башкирского народа. Он мечтал о том «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

  1. Доклад ученика



Сергей Тимофеевич Аксаков

Особенно много писал о Башкирии уроженец Уфы С. Т. Аксаков. Его отец был прокурором Уфимского земского суда. Детство будущего писателя прошло в Башкирии, и в последующие годы он был тесно связан с родным краем. В двух своих трилогиях- охотничьей («Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника») и автобиографической («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания») Аксаков дал превосходное описание башкирской природы и реалистически отразил быт провинциального русского дворянства.

Непревзойдённый мастер в описании природы, Аксаков не был равнодушным созерцателем красивого пейзажа: писатель показал, каким резким контрастом на фоне роскошной природы казались «исхудалые, как зимние мухи, башкирцы» и их «наполовину передохшие от голода табуны и стада». Несмотря на то , что Багров имел немало положительных качеств, он , как и всякий помещик, привык к неограниченной власти, был жесток с крестьянами и дворовыми и требовал безропотного повиновения всех членов семьи. С беспощадной правдивостью пишет Аксаков об обычаях уфимского дворянства 18 века: «В те времена в Уфимском наместничестве было самым обыкновенным делом покупать киргизят и калмычат обоего пола у родителей и родственников; покупаемые дети делались крепостными слугами покупателя».

В «Детских годах Багрова-внука» много страниц посвящено изображению дворянских гнёзд; поместий , уфимского дома, в котором прошло детство писателя.

Вот как описывает он отцовское поместье: «Превосходная земля с лишком семь тысяч десятин , в тридцати верстах от Уфы по реке Белой, со множеством озёр, из которых одно было длиною около трёх верст, была куплена за небольшую цену». Не умалчивает автор и о том , что с этой земли согнали две деревни, чтоб сделать её дворянским поместьем. О беззастенчивом ограблении башкир повествуется в главе «Сергеевка» помещики скупают по дешевке башкирские земли и перегоняют на них своих крепостных. Правдиво показал Аксаков жестокость самодура Куролесова, который издевался над крепостными, избивал и безнаказанно убивал их, придумывая специальные орудия пыток.

Аксакова сильно тревожило происходившее уже в то время истребление башкирских лесов. Ещё в юношеских стихах он воспевал изумительную природу Башкирии -её красивые горы , необъятный простор степей, величественные леса и прелестные прозрачные озёра. А в стихотворении 1830 года «Послание в деревню» явственно звучит тревога за сохранность экологической среды:

И люди набегут толпами,

Твоё приволье полюбя

И не узнаешь ты себя

Под их нечистыми руками!

Сомнут луга , порубят лес,

Взмутят и воды – лик небес!

Имя С. Т. Аксакова особенно близко и дорого для нас жителей Башкортостана. Башкиры свято чтут и помнят имя великого русского писателя: в 1991 году открылся Мемориальный дом –музей С. Т. Аксакова. В этом доме в 1795-1797 годах жила семья Аксаковых. Каждый год проводятся Дни С. Т. Аксакова , научные конференции, выставки.

Очень интересно проходят литературно- музыкальные вечера посвящённые С. Т. Аксакову, концерты старинной и классической музыки. Народные праздники Масленица , Рождество собирают в Дом-музей всех любителей и поклонников этого замечательного человека. А Аксаковский Сад излюбленное место отдыха всех уфимцев. В этом парке всегда многолюдно и весело зимой и летом , осенью и весной.



8 ДОКЛАДЧИК

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой впервые побывал среди башкир в 1862 году. Он основал здесь небольшое имение, в которое думал насовсем переселиться из Ясной поляны. Толстой не раз бывал среди башкир и после, изучал их обычаи, организовывал сабантуи, лечился кумысом, дружил с крестьянами.

Наш земляк, известный художник Амир Арсланов одну из своих лучших картин посвятил пребыванию Л.Н. Толстого в Башкирии.

Репродукция «Лев Толстой в башкирских степях». Эпически спокойный пейзаж подчеркивает неразрывную связь изображенных на картине людей с землей , умение их жить в ладу с природой . Эти люди одеты просто , держатся естественно . В центре Лев Толстой . Он ничем не отличается от двух своих собеседников , пожилых башкир. Скорбно лицо писателя, который близко к сердцу принимал беды и своего, и других народов.

Лев Николаевич Толстой неоднократно бывал в башкирских степях, и долгие годы общался с башкирами. Первая поездка к башкирам относится к 1862 году. Тогда здоровье Толстого было сильно расшатано, и доктор Андрей Бернс, будущий тесть писателя, посоветовал ему ехать на кумыс в башкирские степи. Толстой решил последовать совету врача и, смеясь, говорил своим знакомым: «Не буду ни газет, ни писем получать, забуду, что такое книга, буду валяться на солнце брюхом вверх, пить кумыс да баранину жрать! Сам в барана обращусь, вот тогда выздоровлю!»

27 мая 1862 года приехал в Самару и оттуда направился в башкирское кочевье на речке Каралык. Ехавший с писателем его яснополянский ученик впоследствии вспоминал, что все башкиры, от старого до малого, полюбили Толстого; он умел находить общий язык и со стариками, и с молодежью, шутил и смеялся, принимал участие во всех башкирских играх.

В первый приезд Толстой пробыл на Каралыке полтора месяца, здоровье его за это время значительно улучшилось, и в середине июля он выехал в Москву.

В последующие два десятилетия Лев Николаевич часто приезжал к башкирам, с интересом изучал быт и фольклор народа. Вторично Толстой приехал 15 июня 1871 года. В тот же день он писал своей жене Софье Андреевне, что «башкирцы» его узнали приняли радостно. В том же письме он с огорчением сообщал, что у башкир «совсем не так хорошо, как было прежде. Землю у них отрезали лучшую, они стали пахать и большая часть не выкочевывает из зимних квартир».

В последующие годы он бывал в башкирских степях почти ежегодно. Последняя поездка относится к 1883 году. А всего он приезжал к башкирам 10 раз и подолгу жил среди них. Вместе с ним частенько ездили жена Софья Андреевна с детьми, другие родственники, яснополянские ученики, слуги.

Дружбу с башкирами Толстой сохранил на многие годы. Более

двадцати лет поддерживал он связь с Мухаметом Рахматуллиным, приготовлявшим ему кумыс. Рахматуллин был культурным и интеллектуальным человеком. Он знал арабский язык, коран, хорошо говорил по-русски.

В своих многочисленных письмах Толстой восторженно отзывался о башкирах: наивные дети степей нравились писателю своей честностью, добротой, отзывчивостью, духовным богатством. Он, в частности писал: «Край здесь прекрасный, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа… Если бы начать описывать, то я написал бы 100 листов, описывая здешний край и мои занятия». В одном из писем к жене Лев Николаевич сообщает о своем намерении побывать в Уфе. «Поездка же в Уфу интересна мне потому, - пишет он,- что дорога туда идет по одному из самых глухих и благодатнейших краев России».

Знакомство с жизнью башкирского народа нашло отражение не только в письмах Толстого, но и в его рассказах «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно».

В рассказе «Ильяс» Толстой говорит о присущем только для башкир гостеприимстве: « И всех принимал и всех кормил и поил Ильяс. Кто бы ни пришел всем был кумыс, всем был чай и шерба, и баранина. Приедут гости, сейчас бьют барана или двух, а много наедет гостей, бьют и кобылу». Не оставит башкир и соседа в беде, потому что испокон веков башкиры жили сообща, дружно. Когда обеднел Ильяс, сосед Мухамедшах протянул руку помощи старикам, вспомнив «хлеб-соль Ильясову».

Еще на одну особенность характера башкир указал автор: уважительное отношение мужчин к женщине. Шам-Шемаги не только трудолюбивая, стойкая, преданная жена, она равная мужу, с чувством собственного достоинства, умная спутница жизни своего мужа.

В рассказе «Много ли человеку земли нужно» перед нами предстает типично башкирский пейзаж: степь, шиханы и лощина, словом, башкирская земля, так приглянувшаяся алчному Пахому.

Зависть взяла его, когда увидел, что «Бабы кумыс болтают и сыр делают, а мужики только и знают – кумыс и чай пьют, баранину едят да на дудках играют. Гладкие все, веселые, все лето празднуют. Народ совсем темный и по-русски не знают, а ласковый».

У писателя кочевники наивные, потому что они радуются подаркам Пахома, как дети. Еще башкиры выступают как народ приветливый, гостеприимный, беспечный в отношении к материальным благам, поэтому они с охотой предлагают Пахому землю.

Не остался вне внимания автора обычай башкир закончить дела до заката солнца. Это в рассказе тот момент, когда Пахом всеми силами пытается до заката солнца захватить как можно больше земли. Обычай этот бытует и ныне.

Таким образом, , живший подолгу среди башкир, в своих рассказах правдиво показал жизнь и быт кочевников.

Более ста лет тому назад писал из Башкирии: «Меня здесь все знают и очень уважают» Разумеется, это было сказано по конкретному случаю и о тех людях, с которыми он близко общался.

В ту пору среди башкир было мало образованных людей, действительно знавших Толстого-художника и ценивших его замечательные произведения. Сегодня же мы с чувством законной гордости можем сказать, что Толстого действительно знают и уважают во всей нашей многонациональной стране.

Вывод: Л.Н. Толстой отмечал открытость души башкирской, их гостеприимство, простоту. И любя их он называл «башкиры мои».



9 ДОКЛАДЧИК

Антон Павлович Чехов

Имя Антона Павловича Чехова – великого писателя, врача и гуманиста евразийского континентального масштаба, тесно связано с нашим краем. Не раз проявляя искреннюю деятельную доброту о башкирах, сердечно заботился он о помощи разным несчастным и голодающим, а в пользу чахоточных (туберкулезников) содействовал учреждениям, которые работали в их пользу. Он помогал отдельным лицам, попавшим в наши края по болезни и впавшим в нужду, и делал все это так, что «левая рука не ведала, что совершала правая».

Если вспомнить историю, то Антону Павловичу посоветовал для поправки здоровья поехать на Волгу, а затем в степи Башкирии лечиться кумысом ни кто иной, как Лев Толстой. Чехов был медиком по образованию и сразу понял всю актуальность предложения для своего пошатнувшегося здоровья.

Так он оказался в Башкирии. Всего один месяц жил великий писатель в Аксеново и уехал оттуда окрепшим, поправившимся. Кумыс и благодатный башкирский климат сделали то, что не могли сделать лучшие заграничные курорты.

Слава о кумысе и его свойствах особенно быстро распространялась в XIX веке. Первым врачом, описавшим кумысолечение, был Н. В. Постников. В трех словах ему удалось выразить сущность действия кумыса на организм человека: «nutrit, roborat, etalterat – питает, укрепляет, обновляет».

В башкирских степях, словно самой природой предназначенных для выпаса многочисленных табунов коней, изготовления кумыса, Чехов встретил то, что можно условно назвать мостиком между прошлым и настоящим, тем, который позволяет узнать настоящий вкус того продукта, который принес нашим краям заслуженную известность.

А. П. Чехов лечился кумысом в 1901 году в Андреевском санатории, который ныне стал санаторием им. Чехова
Судьба башкирского народа, беззастенчиво обираемого разного рода «урывателями», не могла не затронуть великого гуманиста Чехова
Кроме того, он, как и Л. Н. Толстой, приезжал «на кумыс» в санаторий Аксенов и имел возможность лично ознакомиться с бедственным положением местного населения — русских и башкир. Чехов резко негативно откликнулся о тактике умалчивания истинного положения дел в Башкирии, проводимой газетой «Уфимские губернские ведомости».

Любимым местом отдыха Чехова была лесистая гора с крутым спуском. На ней находился самодельный, врытый в землю стол и такой же стул. Тут порой целыми днями он и сидел. Читал книги, просматривал свежую почту, писал письма друзьям. 
В Альшеевском районе сохранились памятные чеховские места. Это, во-первых, домик, в котором жили Антон Павлович и Ольга Леонардовна. Рядом – бюст А.П.Чехова. на крутой горе, где он отдыхал, построена беседка.  Деревни, в которых бывал писатель, носят те же названия…
В Уфе есть улица Чехова в Калининском районе, в Максимовке. Название улице дано 17 сентября 1937 года.

  1. Слово учителя
    Вывод: А.П. Чехов не просто пользовался дарами благодатной башкирской земли - он болел душой за народ, страдал вместе с ним из-за несправедливости и верил, что когда-нибудь наступит хорошая жизнь и для башкир.

  2. ДОКЛАДЧИК

Владимир Иванович Даль

Известный русский лексикограф, этнограф и писатель Владимир Иванович Даль был связан с Башкирией многолетней административной службой.

В.А. Жуковский познакомил Даля с влиятельным генералом В.А. Перовским, назначенным весной 1833 года оренбургским военным губернатором. По приглашению В.А. Перовского в июле того же года В.Даль приехал в Оренбург в качестве чиновника особых поручений при губернаторе, и вскоре совершил продолжительную поездку по обширному Оренбургскому краю, в состав которого тогда входила и Башкирия, и часть Казахстана. Возвращение В. Даля из этой поездки совпало с прибытием в Оренбург А.С. Пушкина. Было это 18 сентября 1833 года. В.Даль вернулся из поездки пораженный его беспредельными просторами. Восторженно отзывался Даль о крае. «Во всю жизнь свою я искал случая поездить по Руси», - писал В. Даль в автобиографии. За восемь лет службы в Оренбурге он вдоль и поперек изъездил этот край. Здесь В. Даль создал большинство своих беллетристических произведений: «Были и небылицы», «О поверьях, суевериях, предрассудках русского народа», «О русских пословицах» и много других повестей и рассказов из жизни русских, башкир и казахов. Интересуясь жизнью и фольклором народностей обширного Оренбургского края, В. Даль собирал также произведения башкирского устно-поэтического творчества. Во время своих многочисленных поездок по Оренбуржью он внимательно слушал башкирские песни.

Любовно описывает В. Даль сказочную Башкирию, особенно восхищают его загадочные пещеры и овеянные легендами башкирские озера Асли и Кандры. Башкирские мотивы встречаются во многих его произведениях: в повести из жизни казахского народа «Бикей и Маляуна», в рассказах «Майна», «Охота на волков» и других. Но самым замечательным произведением В. Даля на башкирскую тему является творческая обработка эпического сказания о Зая-Туляке и Хыу-хылу – «Башкирская русалка», впервые напечатанная в январском номере журнала «Москвитянин» за 1843 год. В этом произведении повествуется о большой любви легендарного батыра Зая-Туляка и русалки, дочери владыки озер Асли и Кандры.

Деятельность В. Даля по изучению жизни, истории и духовной культуры башкирского народа явилась заметным вкладом в литературу о Башкирии и способствовала пробуждению интереса к ней писателей и ученых.

В Оренбург Даль приехал малоизвестным чиновником по особым поручениям при военном губернаторе, а уехал знаменитым писателем. Особую славу ему составят такие произведения, как «Осколок льда», «Майна», «Биккей и Мауляна», «Уральский казак», «Башкирская русалка», написанные на местном материале. Даль как бы заново открыл Оренбургский край, своим произведением и привлёк к нему обострённое внимание общественности, прежде всего литературной. Башкирия занимала значительное место в творчестве В. Даля. Писатель знал башкирский язык, прекрасно изучил башкирскую природу и башкирские обычаи, собирал башкирские предания и сказки.

В. Даль был не только писателем, но и собирателем фольклора. В деле собирания и издания сказок существовало две линии: с одной стороны, тенденция к изданию литературно обработанных сказок, с другой – стремление к изданию текстов подлинно народных. В.Даль был представителем первого направления. Он совершенно сознательно перерабатывал народные сказки и издавал их. В руках Даля было огромное собрание сказок, записанных им и другими лицами.

Писатель восхищен красотой Башкирской земли, он видит ее в двух ракурсах – как ученый и как художник слова. Даль как бы заново открыл Оренбургский край, Башкирию, своими произведениями привлек к ним обостренное внимание всей России 19-20 вв.

  1. Итог урока

Учитель: Значение русской литературы огромно. Произведения русских классиков отразили самые различные стороны башкирской действительности. Удивляет и трогает тот факт: народ, не имевший даже своей письменности, был уже воспет в великой литературе. Действительно, благодаря произведениям русских классиков о Башкирии, другие народы получили возможность познакомиться с жизнью башкирского народа, их произведения способствуют дальнейшему сближению и взаимообогащению национальных культур.

Так в августе 1965 года, в день открытия Монумента Дружбы аксакалы республики дали такой наказ своим детям: «Мы завещаем нашим потомкам: пока текут воды Агидели, пока стоят горы Урала, пока матери кормят грудью своих детей - быть верными знамени дружбы и братства с русским народом, осененному общей славой. На том стоит и будет стоять наша республика, на том стоит и стоять будет ее столица Уфа».

  1. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Мой любимый край- Башкортостан».

14.Оценки.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!