Пояснительная записка
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Программа «Азбука безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Азбука безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цель:
развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;
формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи
Обучающие: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; развитие лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе.
Программа рассчитана на учащихся 11–17 лет. Срок реализации программы «Азбука безопасности» – один год, рассчитана она на 108 часов. Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса «Азбука безопасности» учащийся должен знать:
возможные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера на территории города и района;
способы действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действия в условиях автономии; уметь:
применять своевременные меры по предупреждению и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций;
оказывать доврачебную помощь пострадавшим;
обеспечивать личную безопасность в быту, на рабочем месте и в местах большого скопления людей;
действовать в условиях автономии;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности:
Программа состоит из 7 тем, логически связанных между собой. В соответствии с ними определяется и тематика практических занятий.
Для освоения знаний и умений учащимися на занятиях кружка используются следующие методы:
1) по видам деятельности:
объяснительно-иллюстративный: способствует усвоению новых знаний;
репродуктивный: направлен на развитие практических навыков;
проблемного изложения и частично-поисковый: направлен на развитие умения самостоятельно действовать; 2) по источникам информации:
словесный: объяснение, инструкция, лекции, беседы;
демонстрационный: использование плакатов, фотографий и иллюстраций;
практический: основан на формировании практических умений и навыков при ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании первой медицинской помощи.
Программа «Азбука безопасности» составлена на основе действующей типовой программы дополнительного образования Российской Федерации, рекомендованной для школьных кружков.
Учебно-тематический план
| Название темы | Общее кол-во часов | Теоретич. часть (ч) | Практич. часть (ч) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1,5 | 1,5 | |
| Автономное существование | 22,5 | | |
2 | Понятие об автономном существовании человека | 1,5 | 1,5 | |
3 | План действия | 1,5 | 1,5 | |
4 | Сигналы бедствия | 3 | 1,5 | 1,5 |
5 | Жилище | 3 | 1,5 | 1,5 |
6 | Добывание огня | 3 | 1,5 | 1,5 |
7 | Добывание пищи и воды | 4,5 | 3 | 1,5 |
8 | Лечение заболеваний. Лекарственные растения | 4,5 | 3 | 1,5 |
| Пожарная безопасность | 13,5 | | |
9 | Пожар | 1,5 | 1 | 0,5 |
10 | Средства пожаротушения | 3 | 1 | 2 |
11 | Природные пожары | 3 | 2 | 1 |
12 | Действия при пожаре | 3 | | 3 |
13 | Проведение тренировки при ЧС «Пожар» | 3 | | 3 |
| Электробезопасность | 9 | | |
14 | Электрический ток как опасный и вредный фактор | 3 | 2 | 1 |
15 | Меры предосторожности при использовании электрических приборов | 3 | 2 | 1 |
16 | Оказание первой помощи при поражении электротоком | 3 | 1 | 2 |
| Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера | 15 | | |
17 | Действия при ЧС природного характера | 3 | 2 | 1 |
18 | Действия при ЧС техногенного характера | 3 | 2 | 1 |
19 | Действия при ЧС социального характера | 6 | 4 | 2 |
20 | Проведение тренировки при ЧС «Землетрясение» | 3 | | 3 |
| Психология поведения людей в экстремальных ситуациях | 9 | | |
21 | Психика человека в экстремальных ситуациях | 3 | 1,5 | 1,5 |
22 | Самовоспитание и самосовершенствование личности | 3 | 1,5 | 1,5 |
23 | Психическое саморегулирование и самоанализ | 3 | 1,5 | 1,5 |
| Правила оказания первой медицинской помощи | 24 | | |
24 | Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях | 3 | 1 | 2 |
25 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика | 3 | 1 | 2 |
26 | Первая медицинская помощь при черепномозговой травме и повреждении позвоночника | 3 | 1 | 2 |
27 | Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза | 3 | 1 | 2 |
28 | Первая медицинская помощь при травматическом шоке | 3 | 1 | 2 |
29 | Экстренная реанимационная помощь | 3 | 1 | 2 |
30 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | 3 | 1 | 2 |
31 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности | 3 | 1 | 2 |
| Топография | 15 | | |
32 | Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и военном деле. | 1,5 | 1,5 | |
33 | Топографические условные знаки | 3 | 1 | 2 |
34 | Рельеф местности и его изображение на картах | 1,5 | 0,5 | 1 |
35 | приборы для ориентирования на местности | 1,5 | 0,5 | 1 |
36 | Топографические карты | 1,5 | 0,5 | 1 |
37 | Определение расстояния на местности и на карте | 1,5 | 0,5 | 1 |
38 | Азимут | 1,5 | 0,5 | 1 |
39 | Ориентирование на местности | 1,5 | 0,5 | 1 |
40 | Изготовление картосхем маршрута | 1,5 | 0,5 | 1 |
Содержание программы
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Актуальность и причины введения дисциплины. Роль и место курса в обучении. Особенности изучения дисциплины. Понятийная база курса. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Раздел 1. Автономное существование
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия.
Определение времени дня.
Подача сигналов бедствия.
Оборудование жилища.
Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Раздел 2. Пожарная безопасность
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома.
Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях. Проведение тренировки при ЧС «Пожар».
Раздел 3. Электробезопасность
Основные неблагоприятные последствия, которые могут наступить вследствие поражения электрическим током.
Действие электрического тока на организм человека. Величина тока и напряжения. Продолжительность воздействия тока. Сопротивление тела. Путь тока через тело человека.
Меры предосторожности при использовании электрических приборов.
Симптомы поражения электрическим током. Первая и неотложная помощь при поражении электрическим током.
Раздел 4. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, действия в этих ситуациях
Сущность, виды и причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, темпу развития и по природе происхождения.
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера.
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона. Правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Проведение тренировки при ЧС
«Землетрясение».
Раздел 5. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Раздел 6. Правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.
Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза.
Экстренная реанимационная помощь.
Первая медицинская помощь при травматическом шоке.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Раздел 7. Топография
Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.
Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.
Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту.
Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута.
Итоговое занятие (2ч)
Методическое обеспечение программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности преподавателя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у школьников предварительные представления об изучаемом объекте или явлении. Для этой цели учитель использует объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, наглядных пособий, видеофильмов, что помогает создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых объектах, явлениях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются компасы, штативы, цветные таблицы и карты.
Библиографический список
Волович В.Г. Академия выживания. – М.: Толк, 1995.
Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М: Знание, 1990.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.
Гражданская оборона / Под ред. А.Т. Алтунина. – М.: Воениздат, 1982.
Кантемиров Н.П. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. – Тирасполь, ПГИРО, 2007.
Кантемиров Н.П. Начальная военная подготовка. – Тирасполь, 2004.
Лифлянский В.Г., Закревский В.В., Андронова М.Н. Лечебные свойства пищевых продуктов. – М.: Терра, 1996.
Поляков В.В., Сербаринов Е.А. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. – М., 1992.
Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. – М.: Воениздат, 1990.
10.Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. – М: ВИМИТ, 1993.
11.Справочник лекарственных растений. – М., 1999.
12.Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. Ч. 2. – М.: МЧС, 1995.
13.Чрезвычайные ситуации и защита от них / Сост. А. Бондаренко. – М., 1998.