СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука безопасности.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Азбука безопасности.»

Пояснительная записка

Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.

Программа «Азбука безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Азбука безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Цель:

  • развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;

  • формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Задачи

Обучающие: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; развитие лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе.

Программа рассчитана на учащихся 11–17 лет. Срок реализации программы «Азбука безопасности» – один год, рассчитана она на 108 часов. Ожидаемый результат изучения курса

В результате изучения курса «Азбука безопасности» учащийся должен знать:

  • возможные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера на территории города и района;

  • способы действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действия в условиях автономии; уметь:

  • применять своевременные меры по предупреждению и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • оказывать доврачебную помощь пострадавшим;

  • обеспечивать личную безопасность в быту, на рабочем месте и в местах большого скопления людей;

  • действовать в условиях автономии;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности:

  • для избегания попадания в стрессовые ситуации; – правильных действий при попадании в ЧС.

Программа состоит из 7 тем, логически связанных между собой. В соответствии с ними определяется и тематика практических занятий.

Для освоения знаний и умений учащимися на занятиях кружка используются следующие методы:

1) по видам деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный: способствует усвоению новых знаний;

  • репродуктивный: направлен на развитие практических навыков;

  • проблемного изложения и частично-поисковый: направлен на развитие умения самостоятельно действовать; 2) по источникам информации:

  • словесный: объяснение, инструкция, лекции, беседы;

  • демонстрационный: использование плакатов, фотографий и иллюстраций;

  • практический: основан на формировании практических умений и навыков при ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании первой медицинской помощи.

Программа «Азбука безопасности» составлена на основе действующей типовой программы дополнительного образования Российской Федерации, рекомендованной для школьных кружков.

Учебно-тематический план


Название темы

Общее кол-во часов

Теоретич.

часть

(ч)

Практич.

часть

(ч)

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1,5

1,5

Автономное существование

22,5

2

Понятие об автономном существовании человека

1,5

1,5

3

План действия

1,5

1,5

4

Сигналы бедствия

3

1,5

1,5

5

Жилище

3

1,5

1,5

6

Добывание огня

3

1,5

1,5

7

Добывание пищи и воды

4,5

3

1,5

8

Лечение заболеваний. Лекарственные растения

4,5

3

1,5

Пожарная безопасность

13,5

9

Пожар

1,5

1

0,5

10

Средства пожаротушения

3

1

2

11

Природные пожары

3

2

1

12

Действия при пожаре

3

3

13

Проведение тренировки при ЧС «Пожар»

3

3

Электробезопасность

9

14

Электрический ток как опасный и вредный фактор

3

2

1

15

Меры предосторожности при использовании электрических приборов

3

2

1

16

Оказание первой помощи при поражении электротоком

3

1

2

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

15

17

Действия при ЧС природного характера

3

2

1

18

Действия при ЧС техногенного характера

3

2

1

19

Действия при ЧС социального характера

6

4

2

20

Проведение тренировки при ЧС «Землетрясение»

3

3

Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

9

21

Психика человека в экстремальных ситуациях

3

1,5

1,5

22

Самовоспитание и самосовершенствование личности

3

1,5

1,5

23

Психическое саморегулирование и самоанализ

3

1,5

1,5

Правила оказания первой медицинской помощи

24

24

Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях

3

1

2

25

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика

3

1

2

26

Первая медицинская помощь при черепномозговой травме и повреждении позвоночника

3

1

2

27

Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза

3

1

2

28

Первая медицинская помощь при травматическом шоке

3

1

2

29

Экстренная реанимационная помощь

3

1

2

30

Первая медицинская помощь при остановке сердца

3

1

2

31

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности

3

1

2


Топография

15



32

Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и военном деле.

1,5

1,5


33

Топографические условные знаки

3

1

2

34

Рельеф местности и его изображение на картах

1,5

0,5

1

35

приборы для ориентирования на местности

1,5

0,5

1

36

Топографические карты

1,5

0,5

1

37

Определение расстояния на местности и на карте

1,5

0,5

1

38

Азимут

1,5

0,5

1

39

Ориентирование на местности

1,5

0,5

1

40

Изготовление картосхем маршрута

1,5

0,5

1

Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ



Актуальность и причины введения дисциплины. Роль и место курса в обучении. Особенности изучения дисциплины. Понятийная база курса. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Раздел 1. Автономное существование



Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия.

Определение времени дня.

Подача сигналов бедствия.

Оборудование жилища.

Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Раздел 2. Пожарная безопасность



Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома.

Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях. Проведение тренировки при ЧС «Пожар».

Раздел 3. Электробезопасность



Основные неблагоприятные последствия, которые могут наступить вследствие поражения электрическим током.

Действие электрического тока на организм человека. Величина тока и напряжения. Продолжительность воздействия тока. Сопротивление тела. Путь тока через тело человека.

Меры предосторожности при использовании электрических приборов.

Симптомы поражения электрическим током. Первая и неотложная помощь при поражении электрическим током.

Раздел 4. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, действия в этих ситуациях


Сущность, виды и причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, темпу развития и по природе происхождения.

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера.

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона. Правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Проведение тренировки при ЧС

«Землетрясение».

Раздел 5. Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

Раздел 6. Правила оказания первой медицинской помощи


Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.

Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза.

Экстренная реанимационная помощь.

Первая медицинская помощь при травматическом шоке.

Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Раздел 7. Топография



Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.

Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.

Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту.

Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута.

Итоговое занятие (2ч)

Методическое обеспечение программы

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности преподавателя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.

Словесные методы создают у школьников предварительные представления об изучаемом объекте или явлении. Для этой цели учитель использует объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, наглядных пособий, видеофильмов, что помогает создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых объектах, явлениях.

Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются компасы, штативы, цветные таблицы и карты.















Библиографический список

  1. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: Толк, 1995.

  2. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М: Знание, 1990.

  3. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.

  4. Гражданская оборона / Под ред. А.Т. Алтунина. – М.: Воениздат, 1982.

  5. Кантемиров Н.П. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. – Тирасполь, ПГИРО, 2007.

  6. Кантемиров Н.П. Начальная военная подготовка. – Тирасполь, 2004.

  7. Лифлянский В.Г., Закревский В.В., Андронова М.Н. Лечебные свойства пищевых продуктов. – М.: Терра, 1996.

  8. Поляков В.В., Сербаринов Е.А. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. – М., 1992.

  9. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. – М.: Воениздат, 1990.

10.Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. – М: ВИМИТ, 1993.

11.Справочник лекарственных растений. – М., 1999.

12.Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. Ч. 2. – М.: МЧС, 1995.

13.Чрезвычайные ситуации и защита от них / Сост. А. Бондаренко. – М., 1998.




Скачать

© 2020 171 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!