СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка урока по ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок был отправлен в Москву на заочный этап "Лучшая разработка урока"

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»

Онгудайского района Республики Алтай





План-конспект урока

по теме

«Общность и своеобразие алтайского эпоса

«Маадай-Кара» и героических сказаний народов России»













Сарина Анна Васильевна - учитель алтайского языка и литературы МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа» Онгудайского района Республики Алтай.




Предмет: Алтайская литература

Класс: 9

Тема: Общность и своеобразие алтайского эпоса «Маадай-Кара» и героических сказаний народов России

Тип урока: урок построения системы знаний

Использование современных технологий, методов: технология деятельностного метода, проектная технология, кейс технологии (casestadies), приемы технологии развития критического мышления.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, поисково-исследовательская

Цели урока:

  1. Предметные:

а) Расширить и углубить знания о героическом сказании алтайского народа «Маадай-Кара».

б) Выявить общие черты и своеобразие героических эпосов народов России.

2. Метапредметные:

а) Развивать умения сравнивать различные по содержанию тексты, выявлять сходные черты и особенности.


3. Личностные:

а) Воспитывать уважительное отношение к фольклору, литературе, культуре своего народа и народов России.



ХОД УРОКА:

  1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Учитель: - Јакшылар, балдар! / Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на уроке.

Звучит горловое пение алтайцев

Беседа с учащимися:

Вопросы:

- Какие чувства, ассоциации вызывает у вас звучание алтайского горлового пения?

- Назовите алтайских сказителей? Что вы можете сказать о них?

Звучит горловое пение разных народов – тувинцев, якутов, русских.

- Чем отличается алтайское горловое пение от других видов исполнения?

- Прокомментируйте каждое исполнение: что общего?

- Как вы думаете, имеют ли сходные черты эпические сказания разных народов?

- Что может их отличать друг от друга?

Учащиеся высказывают предположения.

- Как вы думаете, каким образом можно доказать ваши предположения?

- Таким образом, ребята, давайте сформулируем цель нашего урока.


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального обучения в пробном действии. (5 мин.)

Учитель:

Предлагаю вам тест-игру «Своя игра». В этой игре 4 раздела.

Цель: систематизация и обобщение изученного материала.

Работа в группах: 3 группы работают по карточке. (Приложение №1).

Обучающимся предлагаются тематические группы вопросов разной степени сложности.


  1. Кай ла кайчылар (сказание и сказители);

  • 10 баллов – Кижиниҥ кӧксинеҥ чыгып турган јоон ӱн? ( Вид особого пения, сопровождающийся игрой на музыкальных инструментах). Ответ: Кай – горловое пение

  • 20 баллов - Алтай калык кай чӧрчӧкти кандый ойноткыла ойноп јат?( На каких инструментах исполняется сказание о богатырях у алтайцев?). Ответ: Икили, јадаган, топшуур – икили, ядаган, топшур

  • 30 баллов – Кай чӧрчӧктиҥ тӧзӧлгӧзине кандый айалгалар салынган? (какие исторические события положены в основу героических сказаний?) Ответ:Тӱӱкилик ӧй, албатыныҥ салымы, јуу-чак, јайым учун тартыжу -Исторические войны, судбьба народа, защита своей Родины.

  • 50 баллов – Алтай кай чӧрчӧк кандый ӱйеликтеҥ башталган?(С какого строя ведётся повествование алтайского героическго эпоса?) Ответ: Jебрен патриархально-родовой строй – Древний патриархально-родовой строй.

  • 70 баллов - Алтайдыҥ кайчыларыныҥ сӱр-jуруктарынаҥ таныгар – бу кем? Бу кӱзен сӧӧктӱ кижи 1861 jылда тулаан айда Сары-Кӧпши ӧзӧктӧ Кам-Тыт деп jерде чыккан, Кабак Тадыжековтыҥ, Сабак Бочоновтыҥ, Кыдыр Отлыков ло Jамат деп атту-чуулу кайчылардыҥ ӱренчиги,16 jаштуда кӧжӧгӧ оорудаҥ кӧрбӧс болуп калган, «Знак Почёта» орденниҥ кавалери. ( Этот человек – великий алтайский сказитель- кайчы, он из рода кӱзен, родился в 1861 годув Урочище Сары- Кӧпши, кавалер орденом Знак Почета, в 16 лет потерял зрение. Кто это?) Ответ: Николай Улагашевич Улагашев




  1. Баатырлар (богатыри);

  • Кай чӧрчӧктӧ тӱште болзо- канады, тӱндеболзо – нӧкӧри, антыгарлу најызы?( в алтайских эпосах есть слова «днём- крылья батыра, ночью – друг баатыра». О чем идет речь?) Ответ: Баатырдыҥ ады – богатырский конь

  • Мӧҥкӱ бай теректе баатырдыҥ jуртын корыган кандый аҥ-куштардыҥ сӱр-темдеги бар? ( Назовите птиц и животных, которые находились у векового тополя и охраняли территорию и покой могучего батыра) Ответ: эки тӱҥей кӱӱк, эки тӱҥей кара мӱркӱт, эки тӱҥей кара тайгыл, Карыш-Кулаш калтар ат – Две кукушки, черные беркуты, две черные собаки и вороной конь)

  • Баатыр каанныҥ ыйыктарын (святыни) адап беригер. ( Назовите святыни могучего богатыря в сказании «Маадай-Кара») Ответ: 70 айры кӧк талай, 7 јаан кӧк тайга, 100 будакту темир терек, 9 кырлу мӧҥӱн чакы, аҥ-кужы - Железная коновязь, вечный тополь, реки, тайга, находящиеся в его владениях.

  • Кай чӧрчӧктӧрдӧ баатырлардыҥ ӧштӱлери кандый кылык-јаҥду, бӱдӱмдӱ деп кӧргӱзилет?

  • Кай чӧрчӧктӧрдӧ баатырлардыҥ ӧштӱлери кандый кылык-јаҥду, бӱдӱмдӱ деп кӧргӱзилет?(Назовите образ отрицательных персонажей в героическом сказании . Ответ: кара сагышту каандар, Эрлик-Бий, Jеектер - образ кровожадных ханов, Эрлик – правитель Царства Мертвых, разные существа, несущие в себе зло)




  1. «Маадай-Кара» (алтайское сказание)

  • 10 баллов - Кай чӧрчӧкти кандый кайчы кайлаган, орус тилге эпосты кем кӧчӱрген? (Назовите имя сказителя, который исполнил эпос «Маадай-Кара»; кто перевел эпос на русский язык?) Ответ: Эпос исполнил сказитель А.Г.Калкин, перевёл А.И.Плитченко)

  • 20 баллов - Кӧгӱдей – Мергенниҥ ада-энезиниҥ адын адап беригер, олорды Кара-Кула олјого апарарда, кем азырап чыдаткан? (назовите имена родителей Кӧгӱдей-Мергена) Ответ: Маадай-Кара ла Алтын-Тарга, азыраган энези Алтайдыҥ ээзи ( отец – Маадай-Кара, мать – Алтын – Тарга, хозяйка Алтая - вскормила)

  • 30 баллов - Кӧгӱдей- Мерген Кара-Куланыҥ јуртына једерге кандый буудактар ӧткӧн? (Какие препятствия прошел Кӧгӱдей-Мерген прежде чем попасть во владения Кара-Кула?) Ответ: токпок тудунган эки кезер, сары корон талай, ачылар-јабылар кайалар ( победил 2 кезеров с дубинками, переплыл жёлтое море, прошел через открывающиеся закрывающиеяся скалы)

  • 50 баллов - Кӧгӱдей- Мерген кандый телекейлерде улу керектерин бӱдӱрип јӱрген? ( в каких трех мирах главный герой совершал свои героические подвиги?).Ответ: Ӱстиги ороон, Јердиҥ ӱсти, Алтыгы ороон – царство Эрлика, на Земле, царство Великого Улгеня)

  • 70 баллов - «Маадай- Кара» деп кай чӧрчоктӧ јебрен космогонический мифтердиҥ салтары кандый? ( Какова роль космогонических мифов в эпосе «Маадай-Кара»?) Ответ: Кӧгӱдей-Мерген Ӱч мыйгакка аҥдаганы, баатыр Алтын-Кӱскӱ абакайыла, алты јакшы најызыла теҥериге јылдыстар болуп уча берген ( Кӧгӱдей-Мерген охотится на Трёх Маралух – Созвездие Орион, батыр и его жена Алтын-Кӱскӱ превратились в звезды – созвездие Плеяды, Ригель)




  1. Калыктардыҥ эпозы (эпосы народов).

    • 10 баллов - Алтай калыктыҥ «Маадай-Кара» деп чӧрчӧгинде Кӧгӱдей-Мерген албатызын кемнеҥ јайымдаган?( от власти каких персонажей освободил герой свой народ?)Ответ: Эрлик-Бийдеҥ, бака кептӱ баатырларынаҥ, јылан кептӱ алмыстарынаҥ – от власти Эрлика, от его подчиненных

    • 20 баллов - Jуруктарда кандый эпостордыҥ јеектери? (Рассмотрите иллюстрации и назовите из каких они эпосов?) Ответ: Былины – Соловей-Разбойник, «Гэсэр» - Архан-Шудхэр, Манас – Коҥырбай, «Одиссея» - Медуза Горгона


    • 30 баллов – Манасчылар деп кандый эпосты куучындап турган улусты айдар? (Кто такие манасчи? Рассмотрите картинку внимательно). Ответ: То же самое , что и «кайчы» у алтайцев, манасчы – у киргизов.

    • 50 баллов - Храпя летели кони в сторону заката,
      Огню и Слову поклонялись поколенья.
      Молчание хранит Гэсэриада
      О тайнах своего происхожденья.
      Но всадников потомки помнят мудро,
      Откуда льется свет добра старинный:
      Великий голос кочевого утра,

Уста бессмертные улигершина.

Вопрос: Прочитайте отрывок, догадайтесь - как называются у бурят сказители эпоса? С каким алтайским словом у вас ассоциируется это слово? Ответ: улигер ле улигершин -

(улигеры – сказание о богатырях, улигершины – сказители, ассоциируется со словом «ӱлгер»)

    • 70 баллов - В.В.Радлов, Л.П.Потапов, А.В.Анохин, Н.К.Дмитриев, В.М. Жирмунский - бу шиҥжӱчилердиҥ ады-јолы алтай фольклористикада нениҥ учун јарлу?( скажите, что объединяет этих ученых?) Ответ: Эти ученые внесли огромный вклад в изучение эпосов тюркского народа, изучили, собрали, систематизировали материал по фольклору)



Учащиеся по очереди называют стоимость вопроса, зачитывают вопрос и отвечают.

Итоги игры. Ученик озвучивает результаты, показывает итоговую таблицу. Вы с легкостью решили вопросы 3-х первых разделов, а почему таблица ответов не показывает правильные ответы в задании «С»?

Например: Вопрос стоимостью 50 баллов: Как называется знаменитый героический эпос бурятского народа, и кто его исполняет? (обучающиеся затрудняются). Или вопрос стоимостью 30 баллов: Кого называют «манасчы»?

Обсуждаются вопросы, на которые учащиеся не смогли ответить?

- Скажите, пожалуйста, почему мы не смогли ответить именно на эти вопросы?


3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебных задач учащимися. (4 мин.)

Ответы обучающихся:

- Мы не знаем эпосы других народов, мы не знакомы с содержанием эпосов, с культурой другого народа….

- У нас имеются нерешенные вопросы?

-Да, имеются.

-Мы можем их попытаться устранить? Как мы можем решить задание «С»?

-Да, можем, но мы нуждаемся в дополнительной информации.

-Подумайте, как сформулируем тему нашего урока?(Учащиеся формулируют тему урока.

- Я предлагаю такую тему «Общность и своеобразие алтайского эпоса «Маадай-Кара» и героических сказаний народов России»

- Сейчас я вам вручаю пакеты с заданиями, в них очень много дополнительной информации, вы должны ознакомиться с этой информацией, выбрать нужное, заполнить данные таблицы, если нужно вам, можете обратиться за помощью к Интернет-ресурсам. (Приложение №2).


4. Построение проекта выхода из затруднения.(5 мин.)

Учитель выполняет функцию консультанта, корректора.

Учащиеся вскрывают пакеты, знакомятся с информацией, обращаются к хрестоматии, к Интернет-ресурсам, задача – заполнить таблицу. По истечении 4-5 минут в целях учитель предлагает видеофизминутку(№4). Текст физминутки:

- Отвлекитесь, пожалуйста, от работы, дорогие ребята. Мы сейчас отдохнём. Посмотрите на экран, это гимнастика для наших глаз, следите за стрелочкой. (Ребята выполняют упражнения для глаз). Спасибо. Теперь давайте продолжим работу.


После этого работа в группах возобновляется.


5. Реализация построенного проекта.(7 мин.)

- Дорогие ученики, давайте прослушаем ответ 1 группы:

(дается образец ответа только 1 группы)


Народы

Название эпосов

Лицо, передающее содержание эпосов

Главные герои эпосов, их имена, происхождение, Родина

Главные враги героев произведений

Польза для своего народа

1

Алтайцы


«Маадай-Кара»

кайчы

Цитата на стр.114, гл герои – Маадай-Кара, сына назвала хозяйка Алтая Кӧгӱдей-Мерген, Родина - Алтай

Кара-Кула, Эрлик-Бий,

Спасение народа от рабства, дал свободу, освободил людей в том мире, и в этом мире

2

Русские


«Илья Муромец»

гусляры

Илья Муромец


Полчища татар, Идолище, Соловей-разбойник

Защищал Русь, сначала силой, потом - молитвами


Также прослушиваются ответы других групп.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(10 мин.)

- Сейчас проведем работу с текстом героического эпоса «Маадай-Кара».

(Предлагается работа на интерактивной доске)

На экране выставлен отрывок из героического эпоса «Маадай-Кара», прочитайте, подумайте и выполните задания.


Баатыруулга карганагым

Алтанэкитарылгалу

Алмар-чалмаралыпберди.

Ала койыпбукийерде,

Бирјериндејуурылгакјок,

Бирјериндетартылгакјок,

Кап тар ӧйдӧҥболбойайтты.

Јетенэкикӱнјаркынду

Кӱмӱштанабутопчыл

Қӱнјакыдыбербейкайтты.

Ала койып бу кийерде,

Бир јеринде јуурылгак јок,

Бир јеринде тартылгак јок.

Кап тар ӧйдӧҥол дор болды.

Айгатӱҥейчолмонду

Алтын кӱлербубӧругин

Ала койыполкийерде,

Кап тар ӧйдӧҥол дор болды.

Кӱнгетӱҥейбучолмонду

Кӱлер алтын курын берди.

Алып оны курчанарда,

ӧптӧр ӧйдӧҥ болбой кайтты.

Алтан сегис бу чилбилӱ

Алтын кӱлер тон ло берди.

Ала койып бу кийерде, ӧй лӧ болды.

Алтан кулаш ак ӱлдӱди

Алып бербей эмди кайтты.

Элебийтен кӧк јыдады

Эмди алып бербей кайтты.

Ала койып бу jӱктенди.

Јетен эки бу текпелӱ

Темир јаа бербей кайтты .

Ойто локайра бу коргӧжин

кӧбӧҥ јалду кӧк тор боро

ат эрјине отоп турды.

Тӧрт кулакту, кӧбӧҥ јалду

Кӧк тор боро ады болды.

Эки кулак теҥери чийген

Эки туйгак јерди чийген,

Отоп јӱрбей эмди кайтты….


Старушка быстро подошла

Кошму с повозки убрала

На ней как лунная гора

В сплошном сиянье серебра

Одежда новая лежит, оружие мощное блестит.

Тут принялась старушка

Одежды сыну подавать,

И впору было всё ему

Сынку-алыпу моему

Богато-крепкие штаны

С застежками светлей луны,

Рубаха, что белее дня

С застежками светлей огня

И шапка с лунною звездой,

С узорной вязью золотой

Не велики, и не тяжки

Подбиты златом сапоги,

И пояс медно-золотой

С горящей солнечной звездой,

Не велика и не мала

Как раз доха ему была.

Затем взялась старушка-мать

Оружие сыну подавать.

И оказалось, что опять

По силам было все ему

Сынку-алыпу моему.

Непритупляющийся меч

Не тяготил могучих плеч

И пика, огненно-светла

По силам юноше была.

Железный богатырский лук

Не отягчил могучих рук

В саадаке каждая стрела

Сподручна юноше была.

И Когудей-Мерген взглянул туда

Туда, откуда несся гул

Откуда доносился гром.

Отмечен золотым тавром

И лунным отличен тавром

Пасется темно-сивый конь,

Прекрасный белогривый конь,

Чьи уши небо бороздят,

Чьи уши небо бороздят,

Чьи очи звездами горят,

Светлы, как месяц золотой

Из-под ступающих копыт

Земля до облака летит….



Работа в группах.

Работают три группы. Каждой группе предлагается ряд вопросов.

Задание для 1 группы:

О чем текст? Восстановите сюжет алтайского эпоса «Мадаай-Кара»? К какой части относится данный отрывок? Какой устойчивый мотив здесь описан? Попробуйте написать синквейн из основных ключевых слов.


Задание 2 группы: Охарактеризуйте особенности текста героического сказания. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте? Какую функциональную нагрузку они несут?

Задание 3 группы: Составить минипроект «Образ Кӧгӱдей-Мергена». (работа с текстом). Сравните бурятского Гэсэра и Кӧгӱдей-Мергена кольцами Венна, что общего в образе героев?

Обсуждение материала. Подведение итогов.


7. Включение в систему знаний и повторение. (8 мин.)

Работа по иллюстрациям (№6) и отрывками из других эпосов народов России.

Учитель предлагает описать собирательный образ идеального героя – баатыра. Ученики сравнивают описания и иллюстрации богатырей.

Затем выбрав разных богатырей, обучающиеся описывают образ своего героя-баатыра, мотивируют свой выбор.

На иллюстрациях Манас (кирг), Кӧгӱдей-Мерген(алт), Илья-Муромец (рус), Гэсер(бурят).

Примерный ответ ученика 1 группы:

- Наша группа среди многих баатыров узнает своего героя – Кӧгӱдей-Мергена.

Вопрос для всего класса:

- Есть ли сходные черты в описании богатырей? Какие?

- Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в текстах?

- В чем отличие?

- Давайте, вспомним исполнение эпических сказаний разных народов, которые мы услышали в начале урока. Вспомните свои предположения.

- Какие выводы мы можем сделать. Ваши предположения подтвердились?

Учащиеся высказывают свое мнение.

8. Рефлексия и итог учебной деятельности на уроке.(4 мин.)

-А теперь, проведем самооценку работы на уроке; опираясь на алгоритм, попытайтесь оценить работу групп: 1 группа оценивает 2, 2 группа – 3, а 3 группа – 1.

Алгоритм оценки работы групп:

А) Достаточно ли активно, продуктивно работала группа в течение всего урока?

Б) Какие недочеты вы заметили при ответе?

В) Какие моменты работы группы вам запомнились?

Г) Что бы вы посоветовали своим товарищам?

Д) Удалось ли группе раскрыть все задачи?

Е) Над чем нам надо еще поработать?



- А теперь откройте дневники и запишите задание на дом:

Выучить наизусть отрывок из сказания на странице 124, нарисовать к данному отрывку иллюстрацию и защитить его. Спасибо за работу.

Урок заканчивается девизом и прослушиванием горлового пения (прил №1). До свидания. Удачи.









Приложение№1

Таблица для заполнения результатов игры «Своя игра»


Разделы игры

1 группа


1 2 3 4 5

2 группа


1 2 3 4 5

3 группа


1 2 3 4 5

1. Кай лакайчылар – Сказание и сказители

+















2. Баатырлар - Богатыри






+










3. «Маадай - Кара»











+





4. Калыктардыҥэпозы - Эпосы народов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


-

-

-

-


Приложение №2

Для 1 группы:


Народы

Название эпосов

Лицо, передающее содержание эпосов

Главные герои эпосов, их имена, происхождение, Родина

Главные враги героев произведений

Польза для своего народа

1

Алтайцы


«Маадай-Кара»





2

Русские


«Илья Муромец»






Для 2 группы:

Микрогруппа должна иметь доступ к просмотру презентации «Гэсэр» (№3)


Народы

Название эпосов

Лицо, передающее содержание эпосов

Главные герои эпосов, их имена, происхождение, Родина

Главные враги героев произведений

Польза для своего народа

1

Буряты


«Гэсэр»





2

Киргизы


«Манас»







Задание для 3 группы

(Микрогруппа должна иметь доступ к Интернет-ресурсам)


Народы

Название эпосов

Лицо, передающее содержание эпосов

Главные герои эпосов, их имена, происхождение, Родина

Главные враги героев произведений

Польза для своего народа

1

Средневековый эпос Франции, Германии



«Легенда о Робин Гуде»





2

Эпос Греции

«Илиада и Одисея»








Телефоны: раб. 8-(388- 45) 22-5-79, моб.тел. 89136913898

Электронный и почтовый адреса: [email protected]

649440, Республика Алтай, Онгудайский район, с. Онгудай, пер.Мира, д.3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!