Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Т.Г.Шевченко»
ПРИНЯТО Решение педагогического совета МБОУ г.Астрахани « СОШ№4» от «30» августа 2021 г. № | УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ г.Астрахани « СОШ№4» __________ Приказ от 31.08.2021 г. _____ |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО от « 27 » августа 2021 г. № председатель ШМО _______________ /____________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________ /___________________/ «31» августа 2021 года |
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Школа безопасности"
2021-2022 учебный год.
Уровень общего образования
среднее общее образование, ___9 а, 9 б, 9 в________ классы
основное общее образование, __________9_____________классы
Количество часов ____9 а - 0,1 ч.; 9 б - 0,1 ч.; 9 в - 0,1 ч.___
Учитель ________Столыпина О.А.___________________________________________
Рабочая программа имеет элементы программы по ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений/Под редакцией А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2016 г.__
Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа «Школа безопасности» построена так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- формировать у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработать у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Рабочая программа «Школа безопасности» изучается в 9-х классах из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа).
Программа предназначена для:
- формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
- формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;
- умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты населения;
- умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
- обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре;
- вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;
- владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов,водителя велосипеда;
- владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;
- понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.
Содержание программы внеурочной деятельности «Школа безопасности»:
1. Основы безопасности личности, общества и государства, 24 ч.
а). Безопасность дорожного движения, 7 ч.
б). Правила пожарной безопасности,8 ч.
в). Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, 6 ч.
г). Экологическая безопасность, 3 ч.
2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.10 ч.
а). Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 3ч.
б). Основы здорового образа жизни. 7ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отравлениях опасными химическими веществами и бытовой химией, отморожениях, ушибах, кровотечениях, закрытых травмах;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
- знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;
- проводить герметизацию жилища;
- уметь пользоваться простейшими противопожарными средствами.
Календарно-тематическое планирование
9 а, 9 б, 9 в
№ п/п | Дата/ план | Дата/ факт | Тема | Основное содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование |
|
1. | 06.09.2021 | | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | История создания ГИБДД. Взаимодействие УГИБДД и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. | Прохождение вводного инструктажа обучающихся по соблюдениям правил ТБ во время занятий. Изучение взаимодействия ГИБДД и отрядов ЮИД в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | Конспект, презентация. |
2. | 13.09.2021 | | Правила дорожного движения | Правила дорожного движения, их история. Краткая характеристика современного транспорта. Дорожные знаки, указатели, регулировка. | Изучение правил дорожного движения, дорожные знаки, указатели, знаки регулировки. | Конспект, презентация. |
3. | 20.09.2021 | | Действия пешеходов в различных условиях. | ПДД. Места перехода проезжей части. Движение вдоль дорог. Движение в одиночку, группами, колоннами. | Изучение правил безопасного поведения на дороге, места переходов проезжей части. Правила движения группами, колоннами, в одиночку. | Презентация |
4. | 27.09.2021 | | Виды перекрестков и правила движения на них. | Поведение пешеходов на перекрестке. Виды перекрестков. Дорожные ситуации - «ловушки» опасные для пешеходов | Изучение правил поведения пешеходов на перекрестке, виды перекрестков. Получение представления о дорожных ситуациях - «ловушках» опасных для пешеходов. | Презентация |
5. | 04.10.2021 | | Первая помощь на дороге | Оказание первой помощи при несчастных случаях на дороге. Остановка кровотечений. | Изучение оказания первой помощи. Рассмотрение различных способов остановки кровотечений | Презентация, конспект |
6. | 11.10.2021 | | Подготовка велосипеда, подготовка велосипеда к походу. | Правила для велосипедистов. Способы неполной разборки сборки велосипеда. Узлы велосипеда, требующие полной разборки. | Изучение правил для велосипедистов. Воспитание культуры безопасного поведения на дороге. Изучение возможных неисправностей велосипеда в походе и способы их устранения. | Презентация, конспект |
7. | 18.10.2021 | | Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте. | Причины дорожно-транспортных происшествий на дорогах, улицах, в общественном транспорте. | Составление памятки «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП. | Презентация, памятки по ПДД |
8. | 25.10.2021 | | Ответственность за нарушение ПДД. | Виды ответственности за нарушение ПДД. Ответственность пешеходов, водителей велосипедов, водителей транспортных средств. Административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД велосипедистами | Решение ситуационных задач по правилам дорожного движения. | Конспект, презентация |
9. | 15.11.2021 | | Огонь – друг и враг человека | Огонь – друг и враг человека. Меры предосторожности при обращении с огнем. | Изучение мер предосторожности при пользовании огнем в различных ситуациях. | Презентация, конспект |
10. | 22.11.2021 | | Три составляющих огня | Три составляющих огня. Причины и поражающие факторы огня. | Получение представления о группах возгораемости материалов. Изучение группы возгораемости материалов, причины и поражающие факторы пожаров. | Презентация, памятки |
11. | 29.11.2021 | | Огонь и человек | Правила пожарной безопасности. Дым и его опасность. | Изучение правил пожарной безопасности, правил безопасного поведения при возникновении пожара в доме | Презентация,конспект |
12. | 06.11.2021 | | Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. | Противопожарный режим дома и в школе. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. | Рассмотрение мер пожарной безопасности дома и в школе. | Конспект, наглядный материал |
13. | 13.12.2021 | | Опасности на кухне | Потенциальные опасности на кухне. ППБ при использовании газовых и электрических плит. | Рассмотрение потенциальных опасностей в доме, изучают ППБ при использовании газовых и электрических плит. | Презентация, памятки |
14. | 27.12.2021 | | Твои действия при пожаре | Занятие - практикум «Твои действия при пожаре». | Отработка практических навыков « Мои действия при пожаре» | Презентация |
15. | 10.01.2022 | | Эвакуация из горящего здания | Практическое занятие» эвакуация из горящего здания». | Отработка практических навыков по эвакуации из горящего здания. | Презентация |
16. | 17.01.2022 | | Противопожарное оборудование | Виды противопожарного оборудования. | Изучение различных видов противопожарного оборудования, правила пользования огнетушителями различных видов. | Конспект, наглядный материал |
17. | 24.01.2022 | | Техногенные опасности | История аварий и катастроф, их причины. Потенциально опасные объекты, характерные для региона проживания. | Изучение причин техногенных ЧС, классификацию. Получение представления о потенциально опасных объектах Астраханской области. | Презентация, конспект |
18. | 31.01.2022 | | Пожары и взрывы | Поражающие факторы взрыва. ПБП при взрывах. Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро- и взрывоопасные объекты. Последствия пожаров на взрывоопасных объектах экономики. | Получение представления о поражающих факторах взрыва, особенностях взрыва. Изучение ПБП при взрывах. | Презентация, памятки |
19. | 07.02.2022 | | Опасные химические вещества и опасные объекты. | Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы | Рассмотрение опасных химических веществ и опасных объектов. Практическая работа: «Правила личной безопасности на случай возникновения химической аварии в нашем регионе» | Презентация, конспект |
20. | 14.02.2022 | | Обеспечение химической защиты населения | Последствия химических аварий, воздействие на человека. | Получение представления о последствиях химических аварий и их влиянии на человека. | Презентация, конспект |
21. | 21.02.2022 | | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | ПБП при химических авариях. Герметизация помещения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. | Изучение ППБ при химических авариях, герметизация помещения. | Презентация, конспект |
22. | 07.03.2022 | | Средства индивидуальной защиты. Эвакуация. | Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. Комплектование минимально необходимого набора документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. | Изучение средств индивидуальной защиты и подготовку к эвакуации. | Презентация, конспект |
23. | 14.03.2022 | | Экология Астраханской области | Краткая характеристика экологической обстановки в России. Экология Астраханской области. | Получение представления о экологической обстановке в России. Изучение экологии Астраханской области. | Презентация, конспект |
24. | 21.03.2022 | | Экологическая безопасность | Обеспечение экологической безопасности при проживании на территории со сложной экологией. | Изучение основных правил обеспечения экологической безопасности при проживании на территории со сложной экологией. | Презентация, конспект, практические задания |
25. | 04.04.2022 | | Проблемы экологии в городах | Изучение проблемы больших и малых городов | Изучение литературы, содержащей информационный материал, связанный с ПДК и другими нормативными актами. | Презентация, наглядный материал |
26. | 11.04.2022 | | Первая помощь при ожогах | Первая помощь при химических и термических ожогах. | Изучение правильного оказания первой помощи при химических и термических ожогах. | Презентация, наглядный материал |
27. | 18.04.2022 | | Отравление бытовой химией | Первая помощь при отравлениях бытовой химией. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. | Изучение правильного оказания первой помощи при бытовых отравлениях. | Презентация, наглядный материал |
28. | 9.04.2022 | | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. | Запись своего понимания здоровья человека и указание критериев, по которым можно оценить его уровень. | Конспект, практические задания |
29. | 25.04.2022 | | Индивидуальное здоровье человека | Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. | Изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека. Формирование привычки здорового образа жизни. | Презентация, памятки |
30. | 04.05.2022 | | Репродуктивное здоровье | Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Режим дня. Профилактика переутомления. | Объяснение общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обоснование значения здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | Презентация, наглядный материал |
31. | 11.05.2022 | | Здоровый образ жизни | Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие здорового образа жизни. Движение – естественная потребность организма. | Развитие умения вести здоровый образ жизни. Изучение факторов, оказывающих влияние на здоровье человека | Презентация, конспект |
32. | 16.05.2022 | | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. | Изучение факторов, которые положительно влияют на здоровье человека, основных неинфекционных заболеваний; причины их возникновения и профилактика. | Презентация, памятки |
33. | 23.05.2022 | | Вредные привычки и их влияние на здоровье | Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. | Продолжить формирование понимания о пагубном воздействии наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. | Конспект, наглядный материал |
34. | 30.05.2022 | | Безопасность на летних каникулах | Соблюдение правил безопасности на летних каникулах | Закрепление полученных знаний | Презентация, памятки |
Библиографический список:
1. Приказ Министерства образования и науки Астраханской области от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».Данная рабочая программа скорректирована с учетом модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Материал учебников предметной линии под редакцией Н.Ф.Виноградовой 7-9 классы ФГОС.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009№373» от 26.10.2010 № 1241 ( зарегистрирован в Минюсте РФ 04.02.2011№ 19707) ( далее – приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28.12.2010 № 2106 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.22011 № 19676); ( далее – приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106);