СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Экология и мы" для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по воспитанию экологической культуры учащихся, предназначеная для учащихся 5 класса.

Пояснительная записка

В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают учащиеся 5 класса, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.

Актуальность программы

 Актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся.  Школьники расширяют свои знания о живой природе,   о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание.    Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране, в родном селе, в школе, в семье.

Цели.

1.Углубление экологических знаний учащихся.

2.Формирование экологической культуры учащихся

3.Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные.

  • Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
  • Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и  их воздействие на организм человека.

Воспитательные.

  • Развивать навыки коммуникативного общения.
  • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.

Развивающие.

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе   изучения экологии .
  • Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов.

Формы и основные методы работы.

1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).

2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).

3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).

4. Репродуктивные методы (выступления учащихся  во время презентаций ).

 Ожидаемый результат

1. Расширение кругозора.

2. Ведение здорового образа жизни.

3. Ответственное отношение к природе.

4.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

5. Овладение навыками научного мышления.

6. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.

7. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.

8. Умение добывать самостоятельно информацию.

 9. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

  Количество часов – 34 часов (1 час в неделю).

ПРОГРАММА: “Экология и мы” (34 ч).

 ВВЕДЕНИЕ “Основные вопросы экологии” (11ч)

 Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии.   Структура современной экологии. Охрана природы. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды.   Пути решения экологических проблем.

Раздел 1. “Экология и здоровье человека” (8 часов).

Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой.   Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Общие понятия о шуме и вибрации.   Методы борьбы с шумом и вибрациями.    Режим дня. Работоспособность. Сон.

Практикум (3 часа).

1.   Выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия.

2. Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями.

3. Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора.

Раздел 2. “ Экология питания” (9 часов).

Гигиена питания. Режим питания. Значение пищи для человека. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение . Продукты питания.  Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания. Витамины в жизни человека. 

 Практикум (2 часа).

1. Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя

2.Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела.

Раздел 3. “Экология души” (2часа).

Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности.   Наши мысли и поступки.    

  Практикум (1 час).

Составление и защита проектов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры.

 

 

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.

2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.

3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994

4. Атлас. Окружающая среда и здоровье . М., 1995.

 5. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!