Программа по воспитанию экологической культуры учащихся, предназначеная для учащихся 5 класса.
Пояснительная записка
В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают учащиеся 5 класса, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся. Школьники расширяют свои знания о живой природе, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране, в родном селе, в школе, в семье.
Цели.
1.Углубление экологических знаний учащихся.
2.Формирование экологической культуры учащихся
3.Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные.
- Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
- Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и их воздействие на организм человека.
Воспитательные.
- Развивать навыки коммуникативного общения.
- Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
- Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.
Развивающие.
- Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе изучения экологии .
- Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов.
Формы и основные методы работы.
1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).
2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).
3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).
4. Репродуктивные методы (выступления учащихся во время презентаций ).
Ожидаемый результат
1. Расширение кругозора.
2. Ведение здорового образа жизни.
3. Ответственное отношение к природе.
4.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.
5. Овладение навыками научного мышления.
6. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.
7. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.
8. Умение добывать самостоятельно информацию.
9. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Количество часов – 34 часов (1 час в неделю).
ПРОГРАММА: “Экология и мы” (34 ч).
ВВЕДЕНИЕ “Основные вопросы экологии” (11ч)
Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Структура современной экологии. Охрана природы. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем.
Раздел 1. “Экология и здоровье человека” (8 часов).
Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Общие понятия о шуме и вибрации. Методы борьбы с шумом и вибрациями. Режим дня. Работоспособность. Сон.
Практикум (3 часа).
1. Выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия.
2. Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями.
3. Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора.
Раздел 2. “ Экология питания” (9 часов).
Гигиена питания. Режим питания. Значение пищи для человека. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение . Продукты питания. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания. Витамины в жизни человека.
Практикум (2 часа).
1. Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя
2.Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела.
Раздел 3. “Экология души” (2часа).
Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Наши мысли и поступки.
Практикум (1 час).
Составление и защита проектов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры.
Литература
1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.
2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.
3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994
4. Атлас. Окружающая среда и здоровье . М., 1995.
5. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.