СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (на основе авторской программы А.А. Плешакова, УМК "Школа России") 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (на основе авторской программы А.А. Плешакова, УМК "Школа России") 4 класс. На изучение всего курса « Окружающий мир»  в начальной школе отводится 232 часа, из них в 4 классе - 64 часа.   Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Экология для младших школьников» - 10 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (на основе авторской программы А.А. Плешакова, УМК "Школа России") 4 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по окружающему миру А.А.Плешакова с использованием УМК Плешакова А. А. «Окружающий мир», входящего в состав образовательной системы « Школа России».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ

№ 53.

На изучение всего курса « Окружающий мир» в начальной школе отводится 232 часа, из них в 4 классе - 64 часа. Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Экология для младших школьников» - 10 часов.



1.Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической национальной принадлежности;

  • формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в т.ч. с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».


Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе:

ученик научится:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных и раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России;

  • оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране;

  • удовлетворять познавательный интерес, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

  • рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края.

  • читать простейший план местности;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупой, термометром, компасом);

  • называть и показывать основные, изображения на физической карте (для начальной школы);

  • рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);

  • выполнять основные правила гигиены человека;

  • ухаживать за растениями, птицами, другими животными, имеющимися на пришкольном участке.







Ученик получит возможность научиться:

  • понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувство гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире


Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ

по адаптированной программе


Учащиеся должны знать:

  • названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных, подлежащих особой охране;

  • сезонные изменения в природе своей местности;

  • полезные ископаемые, имеющие большое значение в хозяй­стве родного края;

  • основные виды труда людей по использованию природы род­ного края;

  • о труде людей по охране природы своего края;

  • названия важнейших органов человека;

  • способы сохранения и укрепления здоровья.

Учащиеся должны уметь:

  • читать простейший план местности;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупой, термометром, компасом);

  • называть и показывать основные, изображения на физической карте (для начальной школы);

  • рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);

  • выполнять основные правила гигиены человека;

  • ухаживать за растениями, птицами, другими животными, имеющимися на пришкольном участке.

2. Содержание программы


Основные задачи реализации содержания:

формирование уважительного отношения к семье, поселку, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.



Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практическая работа (1 ч.)

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край – часть большой страны (10 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. "Экскурсии в природные сообщества родного края" (3 ч.)

Практические работы (3 ч.) Проекты (по выбору учащихся).

Страницы всемирной истории (4 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (17 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь –страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII –XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья –собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI –XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I –царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Практическая работа (1 ч)

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. 

Практическая работа (1 ч) Проекты (по выбору учащихся).


Экскурсии: к памятникам истории и культуры.

Практические работы (6 ч.) Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком; изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.


Работа с информацией (ИКТ компетенция)

Поиск и представление информации. Работа на компьютере. Составление, запись и выполнение поиска информации.

Содержание модуля (10 ч)

Экология планеты Земля (4 ч)

Что означает «Экология планеты Земля». Мир вокруг нас. Конкурс рисунков на тему «Цвети, Земля». КВН на тему «Я – житель планеты Земля»

Экология города (2 ч)

Я и город. Родная земля. Викторина «Экология города»

Дом, где я учусь (4 ч)

Я и школа. Упражнение «Экологическая этика». Составление икебан (конкурс)

Викторина «Что я знаю об экологии»



3. Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Земля и человечество (9 часов)

1

Мир глазами астронома

1

Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы. Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, моделировать изучаемые созвездия, работать с терминологическим словариком.

2

Планеты Солнечной Системы

1

3

Звёздное небо – Великая книга Природы

1

4

Мир глазами географа

1

5

Мир глазами историка

1

6

В.м. «Экология для младших школьников» Вводное занятие. Экологическая тропинка. Мир вокруг нас.

1

7

Когда и где? История – путешествие в глубь веков.

1

Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников Интернета и готовить сообщения о них.

8

Мир глазами эколога

1

9

Сокровища земли под охраной человечества

1

Природа России (11 часов)

10

Равнины и горы России

1

Работать по физической карте России.

11

В.м. «Экология для младших школьников»

Природа моей жизни Конкурс рисунков на тему «Цвети, Земля!»

1

12

Моря, озёра и реки России

1

Работать по физической карте России, моделировать характерные цепи питания, рассказывать об освоении природных богатств в разных природных зонах , готовить сообщения на заданную тему.

13

Природные зоны России

1

14

Зона арктических пустынь

1

15

Тундра

1

16

Леса России.

1

17

Лес и человек

1

18

Зона степей

1

19

Пустыни

1

20

У Чёрного моря

1

Родной край – часть большой страны (10 часов)

21

Наш край. Поверхность нашего края (экскурсия).

1

Работать с картой. Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану. Готовить сообщение и представлять его классу. Моделировать цепи питания. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, растениеводства.

22

Водные богатства нашего края

1

23

Наши подземные богатства

1

24

Земля – кормилица

1

25

Жизнь леса

1

26

Жизнь луга

1

27

Жизнь в пресных водоёмах. Экскурсия к водоёму.

1

28

Растениеводство в нашем крае

1

29

Животноводство в нашем крае

1

30

В.м. «Экология для младших школьников»

КВН на тему «Я – житель планеты Земля»

1

Страницы всемирной истории (4 часа)

31

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий.

1

Работать с « лентой времени». Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Работать с терминологическим словариком.

32

Средние века: время рыцарей и замков

1

33

Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

34

В.м. «Экология для младших школьников» Я и город.

1

Страницы истории России (17 часов)

35

Во времена Древней Руси

1

Работать по иллюстрациям в учебнике и с терминологическим словариком.

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

- работать с терминологическим словариком.

Рассказывать по иллюстрациям учебника о Москве Ивана Калиты;

- выполнять задания из ЭП к учебнику;

- работать с терминологическим словариком.

Составлять план рассказа о Куликовской битве;

- рассказывать о поединках богатырей.

36

Страна городов

1

37

Из книжкиной сокровищницы Древней Руси

1

38

Трудные времена на Русской земле

1

39

Русь расправляет крылья

1

40

Куликовская битва

1

41

Иван Третий

1

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

- выполнять задания из ЭП к учебнику.

Работать с терминологическим словариком.

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета дополнительную информацию, - работать с терминологическим словариком.

42

Мастера печатных дел. Патриоты России

1

43

В.м. «Экология для младших школьников» Родная земля. Викторина «Экология города»

1

44

Пётр Великий

1

45

Михаил Васильевич Ломоносов

1

46

Екатерина Великая

1

47

Отечественная война 1812 года

1

48

В.м. «Экология для младших школьников»

Дом, где я учусь. Я и школа

1

Составлять план рассказа о событиях начала ХIХ - ХХ века и рассказывать о них по плану. Работать с терминологическим словариком и ЭП, знакомиться с картинами на космическую тему.

49

Страницы истории ХIХ века. Россия вступает в ХХ век

1

50

В.О. война и Великая Победа.

1

51

Страна, открывшая путь в космос

1

Современная Россия (9 часов)

52

Основной закон страны и права человека

1

Работать с картой . Различать права и обязанности гражданина.

53

В.м «Экология для младших школьников» Упражнение

« Экологическая этика».

1

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

54

Мы – граждане России

1

55

Такие разные праздники

1

56

Путешествие по России

1

57

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест

1

Выполнять тесты с выбором ответа из ЭП к учебнику.

Викторина

58

В.м. «Экология для младших школьников» Викторина « Что я знаю об экологии»

1

59

В.м. «Экология для младших школьников»

Составление икебан

( конкурс)

1

60

В.м. «Экология для младших школьников»

Экологический букварь.

1

Резервные уроки (4 часа)

61

Резервный урок 1 Входной мониторинг образовательных достижений Проверочная работа Тест

1

Тест

62

Резервный урок 2 Административная контрольная работа за 2 четверть Тест

1

63

Резервный урок 3 Проверочная работа по теме « Страницы истории России» Тест

1

64

Резервный урок 4. Промежуточная аттестация. Тест

1

Итого: 64 часа


4.Формы контроля знаний:

  • предварительный (входной) контроль (тест)

  • текущий контроль (устный опрос, фронтальный устный опрос, наблюдение, творческая работа, проектная работа, рисунок, взаимоконтроль, самоконтроль)

  • тематический контроль (сообщение, самостоятельная работа, проверочная работа)

  • периодический контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;

  • итоговый контроль. Промежуточная аттестация за учебный год (тест)


5.Учебно-методическое обеспечение программы

1. Окружающий мир 4 класс (1-2 часть) Учебник для общеобразовательных учреждений. Плешаков А.А., Москва: « Просвещение» 2014

2. Рабочая тетрадь 4 класс (1-2) Плешаков А. А., Москва. «Просвещение» 2017

3. Зеленые страницы Плешаков А. А. Книга для учащихся начальных классов. – Москва: «Просвещение» 2012

4. От земли до неба Плешаков А. А. Атлас-определитель для учащихся начальных классов

Москва: «Просвещение» 2015

5.Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс


6. Список литературы

  1. ФГОС НОО

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе Система заданий в 2-х частях



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!