Имя существительное
На прошлом занятии мы узнали, что для удобства имя существительное делит все слова на одушевленные и неодушевленные.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым именем существительным напиши в скобках вопрос, на который оно отвечает.
Образец: (кто?) п е тух, (что?) п е нал.
(__________) Б_рёза, (_______) с_ница, (________) т_традь, (_______) г_рох, (_______) уч_ник, (______) гор_д, (_______) за_ц, (______) к_р_ндаш, (________) с_рока, (______) п_льто, (_______) м_роз, (_______) ябл_к_.
О одушевлённых именах существительных ещё говорят собственные…
Привет! Меня зовут Катя.
Например, имя Катя принадлежит ей и никому больше!
Впиши имена собственные…
Моё имя –
Моё отчество –
Моя Фамилия –
Имена, Фамилии, отчества– это имена существительные собственные…
Привет! А я – Юля Апельсинкина.
Приятно познакомиться!
Привет! Меня зовут Катя.
А у меня дома есть хомяк, его зовут Толстик, потому что он щёки едой набивает и становится таким толстущим!
Как ты думаешь, толстик это тоже имя собственное?
И самое главное! Все имена собственные пишутся с заглавной буквы
Ну, конечно же, Юля! Клички животных это тоже имена собственные. А ещё названия городов, стран, сёл и деревень..
Вставь в предложения пропущенные слова
Бабушка доит корову ___________. Собака __________ спит в конуре. Наш кот __________ любит греться на солнышке. Своего щенка я назвал ____________. У кошки ___________ шесть котят.
Внимательно прочитай текст. Подчеркни в скобках ту букву, которую надо написать в этом слове. Вставь пропущенные буквы.
По дороге в (Д,д)еревню (П,п)етрово из села (Б,б)угры идёт (В,в)ера (П.п)авловна (Б,б)ибикова. Она ведёт (К,к)орову (З,з)орьку и (К,к)озу (Т,т)аньку. Рядом бежит (С,с)обака (Ж,ж)учка. Она лает на (Г,г)алю и (В,в)итю.
Все остальные существительные пишутся с маленькой
буквы и называются имена нарицательные.
Подчеркни нарицательные имена существительные.
Собака Жулька. Кот Барсик. Город Москва. Учитель Пётр Иванович.
А теперь , мой дорогой друг , попробуем поиграть в
такую игру: кто из нас назовет больше имён собственных?
Есть еще такая игра: хлопаешь в ладоши и
приговариваешь: " Я знаю 5 имён девочек : Маша—раз,
Таня—2…!" Потом также называешь
5 имён мальчиков , 5 кличек животных , 5 городов , 5
деревень , 5 планет , 5 фамилий и т.д. Все это имена
собственные и пишутся—не забудь—с большой буквы.
Послушайте!—раздался вдруг старческий скрипучий
голос Имени Существительного.
— Хватит вести ваши длинные
разговоры.
Давайте лучше сыграем в прятки!
Только учтите, в сказке будет много предметов. И все вам
необходимо найти. Только тогда я буду считать, что вы выиграли.
Я спрячусь в сказке, а вы сначала сказку просто прочитаете, а потом—внимательно, как сыщики, будете ее просматривать и искать меня среди других слов.
Сказка о том, как инопланетянин Фингли побывал на планете Земля
Какой же замечательный волшебник этот имя существительное!
Я так рада, что познакомилась с ним.
Погоди, ты ещё не всё о нём узнала.
Наш волшебник может превратиться в один предмет, а
может—и в несколько сразу.
Когда предметов несколько, мы говорим, что это:
Когда предмет один, мы говорим, что он:
Когда предмет один, мы говорим, что он—в единственном числе. Когда предметов несколько, мы говорим, что это—множественное число.
в единственном числе
множественное число
Данные имена существительные напиши во множественном числе.
Группа, девочка, липа, стая, земля, огород, лебедь, юноша, путь, директор, стадо, море, село, задание, облако, кушанье, платье, полотенце.
Когда предмет один, мы говорим, что он—в единственном числе. Когда предметов несколько, мы говорим, что это—множественное число.
Распредели слова в два столбика:
Единственное число
Множественное число
Моряк, лётчик, пушки, вертолёт, самолёты, пистолет, автоматы, пехота, окопы, ракета, истребители, десантники, удар, патроны.
Когда предмет один, мы говорим, что он—в единственном числе. Когда предметов несколько, мы говорим, что это—множественное число.
Ничего себе! Как интересно!
Бывают, правда, существительные, которые не имеют единственного или множественного числа.
Подбери к следующим слова подходящие по смыслу имена существительные. У существительных определите число:
Душистые __________ Здоровый _________
Высокий ___________ Умные ___________
Острый____________ Сильный _________
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркни одной чертой имена существительные
Ноч_ю выпал первый сне_. Он лёгкий, пуш_стый, мя_кий. На берё_ках снежные хлоп_я. Дети надевают шу_ки, варе_ки, ша_ки и идут на улицу. У крыл_ца бол_шой сугро_.
Проверь себя
1
Вопрос кто? Мы задаёт ____________ именам существительным, а вопрос что? - _______________ именам существительным.
Имя существительное – это часть _____ , которая обозначает _______ и отвечает на вопросы ___ ? ___ ?
Проверь себя
2
Имена существительные бывают собственные и _____________.
Имя существительные Нарицательные это -
Имя существительные собственные это -
Проверь себя
3
Какие имена существительные мы пишет с заглавной буквы?
Проверь себя
4
Когда предмет один, говорят, что он стоит в ____________ числе.
Имя существительное может превратиться в один предмет, а может в несколько.
Когда предметов много, говорят, что он стоит во _______________ числе.