СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Автономное существование человека в природе». Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - путешествие. 

Можно использовать как итоговый урок проверки знаний по теме Автономное существование человека в природе.

Просмотр содержимого документа
««Автономное существование человека в природе». Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.»


Тема урока: Итоговый урок по теме: «Автономное существование человека в природе». Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

6-й класс

Учитель: Пядухова Светлана Александровна

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся, полученные по теме «Автономное существование человека в природе».

Задачи:

  • Развить практические навыки и умения в пользовании необходимыми предметами в экстремальных условиях;

  • Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия экстремальной ситуации;

  • Способствовать развитию речи и мышления учащихся (анализ ситуаций, обобщение умение делать выводы);

  • Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта – познавательного интереса к предмету ОБЖ;

  • Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы;

  • Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.

Форма проведения: урок – путешествие.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, карточки с вопросами и заданиями, бруски (для практического задания), картинки с изображением жестяных банок, древесного угля, камней, песка, земли, древесной коры (для изготовления фильтра для воды), парашюты бумажные.


Ход урока

Организационный момент:

Дети при входе в класс, делятся на группы. У каждого на столе лежат бумажные парашюты различного цвета, маршрутные листы индивидуальные, маршрутные листы командные, бруски (для практического задания). Проводится проверка готовности учащихся к уроку.


Учитель:

Добрый день, ребята, и уважаемые гости.

Наш урок мне хотелось бы начать небольшим стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся новому дню и друг другу.

А теперь я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Познакомить учащихся с правилами урока:

Сегодня мы будем работать как в парах, так и командой, поэтому предлагаю сразу выбрать капитанов. 1 ряд – это первая команда, 2 ряд – это вторая команда и 3 ряд – это третья команда.

Команды выбирают капитанов.

Готовы?

Таким образом у нас сегодня 3 команды – и 3 капитана: ________________________


Каждый правильный ответ – балл команде, заносится в маршрутный лист команды.

В конце урока капитан вместе с командой, подсчитывает общее количество баллов, набранных командой.


Учитель:

На земле жизнь светла и прекрасна,

Все мы дети природы родной.

Но немало явлений опасных

Угрожает нам с вами порой.



Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать. Самое главное умение в жизни - это умение правильно действовать в случае любой опасности.

Проблематизация. Ребята называют тему урока.


Учитель:

А теперь давайте попробуем все вместе понять, чем же мы будем с вами заниматься на уроке? (Звучит тихая музыка, пение птиц). Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! Но оказалось, что этот остров необитаем, а у вас с собой нет средств связи с остальным миром. В этом случае у нас моментально возникает проблема выживания в природных условиях в условиях автономии.

  1. Что это такое – автономное существование?

(Примерные ответы детей)

Автономное существование - это продолжительное существование одного человека или группы лиц без пополнения запасов продовольствия и воды и без связи с внешним миром.

  1. Какие виды автономии бывают и в чем их различие?

(Примерные ответы детей)

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек по собственной воле, с определенной целью переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде.

  1. При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?

(Примерные ответы детей)

  • потеря ориентировки на местности во время похода (заблудился)

  • авария транспортных средств в условиях природной среды;

  • крупный лесной пожар;

  1. Как вы считаете, что необходимо знать и уметь человеку, чтобы правильно действовать в условиях автономного существования в природных условиях?

(Примерные ответы детей)

- уметь ориентироваться на местности;

- сооружать временные жилища;

- добывать огонь и разводить костер;

- обеспечить себя водой и питанием.

Учитель:

Ребята, а как вы думаете какая тема нашего урока:

Итоговый урок по теме: «Автономное существование человека в природе».

(Дети называют цель урока)

Закрепить и обобщить знания, полученные по теме “Автономное существование человека в природе”.


Учитель:

Сегодня мы совершим с вами путешествие на самолете. Но для того, чтобы пройти в наш самолет необходимо заполнить посадочный талон (маршрутный лист у каждого на столе) и не забыть свой парашют. (Звук падающего самолета). Представьте, что неожиданно наш самолет попал в грозовой фронт и всё оборудование вышло из строя, самолет начинает падать.

Но у нас с вами есть парашюты, и мы благополучно приземлились. Однако оказались в экстремальной ситуации вынужденной автономии.

И именно сейчас, каждому из вас представится возможность применить все ранее полученные знания, проявить себя как знатоки правил поведения в экстремальной ситуации. Чтобы дойти до спасительного конца, вы должны будете пройти все сложные этапы нашего путешествия и те, кто справятся со своими заданиями, и наберет наибольшее количество баллов, получит наивысшую оценку своей работы.

Учитель:

Какие вам известны случаи вынужденного пребывания человека в условиях автономии?

(Примерные ответы детей)

Робинзон Крузо, Федор Конюхов, военный летчик Дмитрий Петров.

Мы же с вами отправимся по следам известного всем героя Робинзона Крузо.


1-й этап. Прежде чем, мы покинули самолет, нам удалось спасти 9 предметов, перечисленных в ваших маршрутных листах. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить самый жизненно важный предмет на 1-е место, а наименее важный на 9-е.

После выполнения задания самопроверка (на доске появится правильная последовательность этих 9 предметов). Ставим баллы в маршрутный лист.


После того как дети закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой ряд предметов и объяснить, почему именно эти предметы стоят на первом месте. Начинается обсуждение. Затем ряд предметов, в правильной последовательности показать на слайде.


  1. Вода.

  2. Парашют (Парашют служит сигнальным средством, так же как и карманное зеркало)

  3. Карманное зеркало.

  4. Карманный фонарик (подача сигналов ночью).

  5. Перочинный нож.

  6. Санитарный ящик.

  7. Книга о съедобных растениях

  8. Компас

  9. Соль.

2-й этап. Надо определить очередность наших действий: пронумеруйте действия в своем маршрутном листе по порядку их выполнения (расставить цифры). После того как дети закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой порядок действий и объяснить, почему именно в такой последовательности. Начинается обсуждение. После выполнения задания самопроверка (на доске появляется правильный порядок действия). Ставим баллы в маршрутный лист.


  1. удалиться на безопасное расстояние от опасного места;

  2. вынести раненных;

  3. оказать медицинскую помощь пострадавшим;

  4. оценить создавшуюся обстановку;

  5. оценить наличие запасов продовольствия;

  6. принять решение: оставаться на месте или выходить к людям;

  7. разработать план действия и приступить к его выполнению.


3-й этап. С порядком действий мы определились, составили план действия, давайте теперь определимся, куда мы пойдем, в какую сторону. Ориентироваться будем по местным признакам, вам необходимо дописать в предложении нужное слово. После выполнения задания меняемся маршрутными листами со своим соседом и проверяем товарища (на доске правильные варианты ответов). Ставим баллы в маршрутный лист.


4-й этап. Шли мы с вами достаточно долго, захотелось есть и пить, да и согреться и высушить одежду не мешало бы. Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание. Если у вас имеются спички или зажигалка, костер можно развести при любой погоде.

Учитель:

Что делать, если спичек нет?

(Примерные ответы детей)

Существует способ добывания огня — с помощью лука и палочки.

Можно при помощи огнива, кремня и трута.


Учитель:

Что можно использовать в качестве трута?

(Примерные ответы детей)

В качестве трута можно использовать сухой мох, мелко раздробленную кору, древесную пыль.

В солнечный день огонь можно добыть с помощью увеличительного стекла. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.

Учитель:

Давайте выложим макет костра (у каждой группы на столе небольшое количество брусочков), работать вы сейчас будете группой, я попрошу капитанов команд получить карточку с названием вида костра, и выложить макет костра, приступаем к работе. Проверять работу буду я, и проставлять сразу баллы в ваш командный маршрутный лист.


5-й этап. Ребята, мы с вами забыли о том, что нас могут искать, но нам необходимо быть готовым подать сигнал бедствия.

Учитель:

Давайте вспомним с помощью чего можно подать сигнал бедствия.

(Примерные ответы детей)

  1. Нужно зажечь костер, сделать так, чтобы было много дыма, его будет далеко видно.

  2. Можно бегать и кричать, размахивать руками. Лучше, если в руках будет что-то яркое, блестящее.

  3. Нужно знать особые сигналы бедствия, международные коды.

У каждого есть свое предложение, которое надо закодировать определенными символами, ИСПОЛЬЗУЯ при этом международные коды.

Учитель:

А теперь команды должны выложить знак сигнала бедствия. Я попрошу капитанов команд получить карточку с заданием, приступаем к работе. Проверять работу буду я, и проставлять сразу баллы в ваш командный маршрутный лист.

Международные сигналы бедствия можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев.

6-й этап. И снова мы будем работать плечо к плечу с товарищами, и искать себе пропитание, ведь нам нужны силы для продолжения путешествия. Думаю, что для вас не составит труда найти нетрадиционную пищу в лесу, в маршрутных листах необходимо соединить стрелочками, то, что вы считаете, можно есть.


После того как дети закончат работу, учитель просит кого-либо из детей прочитать свои варианты и объяснить, почему именно это можно употреблять в пищу. Начинается обсуждение. Учитель объясняет, что можно употреблять в пищу, а что нет и почему. Работа по презентации.

После выполнения задания меняемся маршрутными листами со своим соседом и проверяем товарища (на доске правильные варианты ответов). Ставим баллы в маршрутный лист.

7-й этап. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего человек не может существовать достаточно долго? (Без воды)

Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человека, и она необходима всегда. Человеку в сутки требуется в среднем 1,5-2л., а в жарких районах - 4-6 л. и более.


Учитель:

Можно ли использовать для питья воду из водоемов?

(Примерные ответы детей)

Только родниковую и воду из высокогорных чистых ручьев.

Остальную перед употреблением необходимо очистить и прокипятить.

Учитель:

Чем воду можно продезинфицировать?

(Примерные ответы детей)

Марганцовкой, сделать бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; Можно использовать йод (две-три капли йода на 1 л воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение 1 ч)

Учитель:

Какие способы добычи воды вы знаете?

(Примерные ответы детей)

Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например береза. Можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камешек и туго завязав мешок у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые бу­дут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого нужно с вечера уложить куч­ку мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем собе­рется вода.

Учитель:

У вас на столах лежат карточки, на которых изображены предметы, вы должны выбрать из них те которые вам пригодятся, чтобы сделать фильтр для очистки воды. Оценивать работу буду я, и проставлять сразу баллы в ваш командный маршрутный лист.

8-й этап. И вот уже скоро станет темно, нам надо построить себе временное укрытие. Работа в маршрутных листах, соединить стрелками названия и изображения укрытий. А теперь давайте проверим себя. Не забывайте, что место для временного укрытия должно быть сухим и, по возможности, находиться недалеко от водоема!

Учитель:

Ребята, мы с вами подходим к завершению урока, и нам нужно правильно оценить все, что у нас с вами получилось. Давайте вместе подведем черту.

Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях

автономного существования?

(Примерные ответы детей)

(Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении, но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега и т. д., обеспечивать себя питьевой водой, разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, что можно использовать в пищу).

Учитель:

Ребята! Мы с вами хорошо поработали на уроке. Я хочу поблагодарить вас за урок и надеюсь, что все, чему мы с вами научились, вы не забудете.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

Придумать кроссворд на тему: «Автономное пребывание в природе»

Спасибо! До скорой встречи!















«Колодец»

«Шалаш»

«Звездный»

«Таёжный»

«Нодья»

  1. Не имею возможности к передвижению.

  2. Нужны пища и вода.

  3. Да.

  1. Нужны медикаменты.

  2. Здесь можно безопасно совершить посадку.

  3. Нет.


  1. Требуется карта и компас.

  2. Укажите направление следования.

  3. Да.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!