Тема урока: Итоговый урок по теме: «Автономное существование человека в природе». Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
6-й класс
Учитель: Пядухова Светлана Александровна
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся, полученные по теме «Автономное существование человека в природе».
Задачи:
Развить практические навыки и умения в пользовании необходимыми предметами в экстремальных условиях;
Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия экстремальной ситуации;
Способствовать развитию речи и мышления учащихся (анализ ситуаций, обобщение умение делать выводы);
Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта – познавательного интереса к предмету ОБЖ;
Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы;
Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
Форма проведения: урок – путешествие.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, карточки с вопросами и заданиями, бруски (для практического задания), картинки с изображением жестяных банок, древесного угля, камней, песка, земли, древесной коры (для изготовления фильтра для воды), парашюты бумажные.
Ход урока
Организационный момент:
Дети при входе в класс, делятся на группы. У каждого на столе лежат бумажные парашюты различного цвета, маршрутные листы индивидуальные, маршрутные листы командные, бруски (для практического задания). Проводится проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:
Добрый день, ребята, и уважаемые гости.
Наш урок мне хотелось бы начать небольшим стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся новому дню и друг другу.
А теперь я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Познакомить учащихся с правилами урока:
Сегодня мы будем работать как в парах, так и командой, поэтому предлагаю сразу выбрать капитанов. 1 ряд – это первая команда, 2 ряд – это вторая команда и 3 ряд – это третья команда.
Команды выбирают капитанов.
Готовы?
Таким образом у нас сегодня 3 команды – и 3 капитана: ________________________
Каждый правильный ответ – балл команде, заносится в маршрутный лист команды.
В конце урока капитан вместе с командой, подсчитывает общее количество баллов, набранных командой.
Учитель:
На земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожает нам с вами порой.
Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать. Самое главное умение в жизни - это умение правильно действовать в случае любой опасности.
Проблематизация. Ребята называют тему урока.
Учитель:
А теперь давайте попробуем все вместе понять, чем же мы будем с вами заниматься на уроке? (Звучит тихая музыка, пение птиц). Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! Но оказалось, что этот остров необитаем, а у вас с собой нет средств связи с остальным миром. В этом случае у нас моментально возникает проблема выживания в природных условиях в условиях автономии.
Что это такое – автономное существование?
(Примерные ответы детей)
Автономное существование - это продолжительное существование одного человека или группы лиц без пополнения запасов продовольствия и воды и без связи с внешним миром.
Какие виды автономии бывают и в чем их различие?
(Примерные ответы детей)
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек по собственной воле, с определенной целью переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде.
При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
(Примерные ответы детей)
потеря ориентировки на местности во время похода (заблудился)
авария транспортных средств в условиях природной среды;
крупный лесной пожар;
Как вы считаете, что необходимо знать и уметь человеку, чтобы правильно действовать в условиях автономного существования в природных условиях?
(Примерные ответы детей)
- уметь ориентироваться на местности;
- сооружать временные жилища;
- добывать огонь и разводить костер;
- обеспечить себя водой и питанием.
Учитель:
Ребята, а как вы думаете какая тема нашего урока:
Итоговый урок по теме: «Автономное существование человека в природе».
(Дети называют цель урока)
Закрепить и обобщить знания, полученные по теме “Автономное существование человека в природе”.
Учитель:
Сегодня мы совершим с вами путешествие на самолете. Но для того, чтобы пройти в наш самолет необходимо заполнить посадочный талон (маршрутный лист у каждого на столе) и не забыть свой парашют. (Звук падающего самолета). Представьте, что неожиданно наш самолет попал в грозовой фронт и всё оборудование вышло из строя, самолет начинает падать.
Но у нас с вами есть парашюты, и мы благополучно приземлились. Однако оказались в экстремальной ситуации вынужденной автономии.
И именно сейчас, каждому из вас представится возможность применить все ранее полученные знания, проявить себя как знатоки правил поведения в экстремальной ситуации. Чтобы дойти до спасительного конца, вы должны будете пройти все сложные этапы нашего путешествия и те, кто справятся со своими заданиями, и наберет наибольшее количество баллов, получит наивысшую оценку своей работы.
Учитель:
Какие вам известны случаи вынужденного пребывания человека в условиях автономии?
(Примерные ответы детей)
Робинзон Крузо, Федор Конюхов, военный летчик Дмитрий Петров.
Мы же с вами отправимся по следам известного всем героя Робинзона Крузо.
1-й этап. Прежде чем, мы покинули самолет, нам удалось спасти 9 предметов, перечисленных в ваших маршрутных листах. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить самый жизненно важный предмет на 1-е место, а наименее важный на 9-е.
После выполнения задания самопроверка (на доске появится правильная последовательность этих 9 предметов). Ставим баллы в маршрутный лист.
После того как дети закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой ряд предметов и объяснить, почему именно эти предметы стоят на первом месте. Начинается обсуждение. Затем ряд предметов, в правильной последовательности показать на слайде.
Вода.
Парашют (Парашют служит сигнальным средством, так же как и карманное зеркало)
Карманное зеркало.
Карманный фонарик (подача сигналов ночью).
Перочинный нож.
Санитарный ящик.
Книга о съедобных растениях
Компас
Соль.
2-й этап. Надо определить очередность наших действий: пронумеруйте действия в своем маршрутном листе по порядку их выполнения (расставить цифры). После того как дети закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой порядок действий и объяснить, почему именно в такой последовательности. Начинается обсуждение. После выполнения задания самопроверка (на доске появляется правильный порядок действия). Ставим баллы в маршрутный лист.
удалиться на безопасное расстояние от опасного места;
вынести раненных;
оказать медицинскую помощь пострадавшим;
оценить создавшуюся обстановку;
оценить наличие запасов продовольствия;
принять решение: оставаться на месте или выходить к людям;
разработать план действия и приступить к его выполнению.
3-й этап. С порядком действий мы определились, составили план действия, давайте теперь определимся, куда мы пойдем, в какую сторону. Ориентироваться будем по местным признакам, вам необходимо дописать в предложении нужное слово. После выполнения задания меняемся маршрутными листами со своим соседом и проверяем товарища (на доске правильные варианты ответов). Ставим баллы в маршрутный лист.
4-й этап. Шли мы с вами достаточно долго, захотелось есть и пить, да и согреться и высушить одежду не мешало бы. Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание. Если у вас имеются спички или зажигалка, костер можно развести при любой погоде.
Учитель:
Что делать, если спичек нет?
(Примерные ответы детей)
Существует способ добывания огня — с помощью лука и палочки.
Можно при помощи огнива, кремня и трута.
Учитель:
Что можно использовать в качестве трута?
(Примерные ответы детей)
В качестве трута можно использовать сухой мох, мелко раздробленную кору, древесную пыль.
В солнечный день огонь можно добыть с помощью увеличительного стекла. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.
Учитель:
Давайте выложим макет костра (у каждой группы на столе небольшое количество брусочков), работать вы сейчас будете группой, я попрошу капитанов команд получить карточку с названием вида костра, и выложить макет костра, приступаем к работе. Проверять работу буду я, и проставлять сразу баллы в ваш командный маршрутный лист.
5-й этап. Ребята, мы с вами забыли о том, что нас могут искать, но нам необходимо быть готовым подать сигнал бедствия.
Учитель:
Давайте вспомним с помощью чего можно подать сигнал бедствия.
(Примерные ответы детей)
Нужно зажечь костер, сделать так, чтобы было много дыма, его будет далеко видно.
Можно бегать и кричать, размахивать руками. Лучше, если в руках будет что-то яркое, блестящее.
Нужно знать особые сигналы бедствия, международные коды.
У каждого есть свое предложение, которое надо закодировать определенными символами, ИСПОЛЬЗУЯ при этом международные коды.
Учитель:
А теперь команды должны выложить знак сигнала бедствия. Я попрошу капитанов команд получить карточку с заданием, приступаем к работе. Проверять работу буду я, и проставлять сразу баллы в ваш командный маршрутный лист.
Международные сигналы бедствия можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев.
6-й этап. И снова мы будем работать плечо к плечу с товарищами, и искать себе пропитание, ведь нам нужны силы для продолжения путешествия. Думаю, что для вас не составит труда найти нетрадиционную пищу в лесу, в маршрутных листах необходимо соединить стрелочками, то, что вы считаете, можно есть.
После того как дети закончат работу, учитель просит кого-либо из детей прочитать свои варианты и объяснить, почему именно это можно употреблять в пищу. Начинается обсуждение. Учитель объясняет, что можно употреблять в пищу, а что нет и почему. Работа по презентации.
После выполнения задания меняемся маршрутными листами со своим соседом и проверяем товарища (на доске правильные варианты ответов). Ставим баллы в маршрутный лист.
7-й этап. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего человек не может существовать достаточно долго? (Без воды)
Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человека, и она необходима всегда. Человеку в сутки требуется в среднем 1,5-2л., а в жарких районах - 4-6 л. и более.
Учитель:
Можно ли использовать для питья воду из водоемов?
(Примерные ответы детей)
Только родниковую и воду из высокогорных чистых ручьев.
Остальную перед употреблением необходимо очистить и прокипятить.
Учитель:
Чем воду можно продезинфицировать?
(Примерные ответы детей)
Марганцовкой, сделать бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; Можно использовать йод (две-три капли йода на 1 л воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение 1 ч)
Учитель:
Какие способы добычи воды вы знаете?
(Примерные ответы детей)
Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например береза. Можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камешек и туго завязав мешок у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого нужно с вечера уложить кучку мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.
Учитель:
У вас на столах лежат карточки, на которых изображены предметы, вы должны выбрать из них те которые вам пригодятся, чтобы сделать фильтр для очистки воды. Оценивать работу буду я, и проставлять сразу баллы в ваш командный маршрутный лист.
8-й этап. И вот уже скоро станет темно, нам надо построить себе временное укрытие. Работа в маршрутных листах, соединить стрелками названия и изображения укрытий. А теперь давайте проверим себя. Не забывайте, что место для временного укрытия должно быть сухим и, по возможности, находиться недалеко от водоема!
Учитель:
Ребята, мы с вами подходим к завершению урока, и нам нужно правильно оценить все, что у нас с вами получилось. Давайте вместе подведем черту.
Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях
автономного существования?
(Примерные ответы детей)
(Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде, необходимо уметь не только ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении, но и сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега и т. д., обеспечивать себя питьевой водой, разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия. Необходимо также знать, что можно использовать в пищу).
Учитель:
Ребята! Мы с вами хорошо поработали на уроке. Я хочу поблагодарить вас за урок и надеюсь, что все, чему мы с вами научились, вы не забудете.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
Придумать кроссворд на тему: «Автономное пребывание в природе»
Спасибо! До скорой встречи!
«Колодец»
«Шалаш»
«Звездный»
«Таёжный»
«Нодья»
Не имею возможности к передвижению.
Нужны пища и вода.
Да.
Нужны медикаменты.
Здесь можно безопасно совершить посадку.
Нет.
Требуется карта и компас.
Укажите направление следования.
Да.