СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме Австралия: образ материка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме Австралия: образ материка»

Тема: Австралия: образ материка

Цели урока:

Обучающие:- сформировать у учащихся знания о географическом положении Австралии, истории открытия и исследования материка.

Развивающие:- создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

Воспитательные:- формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального мышления.

Деятельность обучающихся: определять географическое положение и координаты крайних точек материка; объяснять размещение крупных форм рельефа материка и давать их характеристику по плану; устанавливать взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления карты строения земной коры и физической карты Австралии; выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; объяснять особенности размещения природных зон; наносить на контурную карту географические объекты материка; подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира материка; характеризовать население материка и его жизнь, быт, традиционные занятия.

Ценностный компонент урока: Австралия — самый засушливый и плоский материк; уникальность растительного и животного мира Австралии.

Оборудование: физическая карта мира, карта «Строение земной коры», карты Австралии: физическая, климатическая, плотности населения, природных богатств. Атласы, контурные карты, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Организационный (1-2 мин.). Приветствие. Сообщение темы, цели и задач урока.

Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока (5 минут).


Начать наш урок мне хотелось словами Жака Паганеля - героя романа знаменитого писателя Ж. Верна из его книги «Дети капитана Гранта»

«…А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения и животные, климат и воды – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира…». «Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших». Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!»

- Как вы думаете, о каком географическом объекте идёт речь?


Будем знакомиться с самым загадочным, таинственным и любопытным материком! «Терра Аустралис Инкогнито», как в старину называли Австралию – Земля Южная неизвестная, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием.


План урока

Географическое положение

История открытия материка

Рельеф и полезные ископаемые

Климат. Внутренние воды. Природные зоны

Население

Путешествие по Австралии.


Изучение нового материала (30 мин.):


Австралия – самый маленький материк

S = 7,7 млн.км.2 (с островами)









Запись в тетрадь

1.Работа с физической карой мира и физической картой Австралии

  1. Географическое положение.

По отношению к экватору располагается в Южном полушарии;

По отношению к начальному меридиану – в Восточном.

По отношению к тропикам и полярным кругам – пересекает южный тропик

кр. северная - мыс Йорк 10° ю. ш. 142°  в. д. южная - мыс Саут-Ист-Пойнт (39° ю. ш. 146°  в. д.

восточная - мыс Байрон 28° ю. ш. 153° в. д. западная - мыс Стип-Пойнт 26°ю. ш. 113° в. д.

(остров Тасмания  мыс Саут-Ист-Кейп 43° ю. ш. 146°  в. д. )


Протяженность Австралии с севера на юг – 3000 км, с запада на восток – 4000 км.

Омывается с СВ – Тихим океаном; с СЗ – Индийским океаном.

Ближе всего располагается к Австралии Антарктида и Евразия.

Ближе остальных к Австралии расположены крупные острова Океании: на востоке – Новая Гвинея, отделена Торресовым проливом, на юго-востоке – Новая ЗеландияОстров Тасмания – это отделившаяся часть материка, между ними – Бассов пролив.


В целом, у берегов Австралии почти нет удобных бухт и заливов, мало островов. На севере глубоко вдается в сушу мелководный залив Карпентария, а на юге – Большой Австралийский залив.

ВЫВОД: Австралия полностью лежит в южном полушарии на значительном удалении от других материков. Южный тропик пересекает ее почти посередине.





Задание. Что общего и каковы различия в физико-географическом положении Австралии и Африки,

ФИЗМИНУТКА Показ видеофильма о материке Австралия.

(10 интересных фактов об Австралии

  1. История исследования Австралии

Открытие Австралии очень долго связывали с именем английского мореплавателя Джеймса Кука. На самом деле первыми европейцами, побывавшими у берегов этого континента и встретившимися здесь с разрозненными племенами аборигенов, были голландцы: Виллем Янсзон в 1605 году и Абель Тасман в 1642 году. Янсзон пересек Торресов пролив и проплыл вдоль побережья полуострова Кейп-Йорк, Тасман же открыл юго-западную часть Тасмании, которую он посчитал частью материка. А испанец Торрес в 1606 году проплыл проливом, который отделяет от материка остров Новая Гвинея.

Однако испанцы и голландцы сохраняли свои открытия в тайне. Джеймс Кук приплыл к восточному побережью Австралии лишь сто пятьдесят лет спустя, в 1770 году, и сразу же объявил ее английским владением.

Здесь была создана королевская “штрафная колония” для уголовных преступников, а позднее – для ссыльных участников чартистского движения в Англии. Приплывшие в 1788 году с “первым флотом” к берегам Австралии представители английских властей основывают город Сидней, который впоследствии провозглашается административным центром созданной в 1824 году британской колонии Новый Южный Уэльс.

С прибытием “второго флота” появляются и первые вольные переселенцы. Начинается освоение, а точнее, захват материка, сопровождавшийся жесточайшим истреблением коренного населения. На аборигенов устраивалась охота, за убитых выдавались премии. Нередко колонисты устраивали настоящие облавы на коренных жителей Австралии, убивая их без различия пола и возраста, разбрасывали отравленную пищу, после которой люди погибали в страшных мучениях.

Не удивительно, что через сто лет большая часть коренного населения оказалась истребленной. Оставшиеся аборигены были согнаны с земли предков и оттеснены во внутренние пустынные области. В 1827 году Англия объявляет об установлении своего суверенитета над всем континентом.

2.Рельеф.

Береговая линия слабо изрезана. Т.к. является самым древним материком, океаны в течение миллионов лет выровняли берега.

На востоке прибрежная долина отделена от центральной части страны Большим Водораздельным хребтом (горы древней складчатости), средняя высота которого около 1200 м. Хребет протянулся от полуострова Кейп-Йорк на севере до Виктории на юго-востоке. Части хребта носят названия: плато Нью-Инглэнд, Голубые горы, Австралийские Альпы.

Самая высокая точка Австралийских Альп – гора Косцюшко (2 228 м) – является и высочайшей точкой страны.

Западная часть континента – огромное плато высотой от 300 до 450 м над уровнем моря. На Большом Западном плато расположены три австралийские пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория и пустыня Гибсона.

Центр страны занимают обширные равнины между Большим Водораздельным хребтом и Большим Западным плато.

Вдоль южного побережья Австралии протянулась практически безлюдная равнина Налларбор, имеющая огромное количество пещер, туннелей. Потухшие вулканические кратеры находятся в юго-восточной части страны.

Крупнейшая в мире форма рельефа биологического происхождения – Большой Барьерный риф ок.2200км.

ВЫВОД: Австралия – самый низкий, плоский и выровненный материк.

Австралия – единственный материк, в пределах которого нет действующих вулканов и современного оледенения.



Австралия богата всеми основными видами полезных ископаемых, необходимых для развития промышленности и сельского хозяйства, – это каменный уголь, нефть, газ. По запасам золота, урановых, железных, алюминиевых руд и редких металлов Австралия входит в десятку ведущих стран.






3.Климат.

При распаде древнего материка Гондвана, Австралия оказалась в не самом удобном положении, а именно по центру южного тропика. Лежит в двух тепловых поясах (на С – жаркий, на Ю – умеренный).

Большая часть Австралии лежит в тропическом поясе, поэтому там преобладает сухой тропический климат. Поэтому Австралия – очень жаркий и засушливый материк.

Только восточные склоны Большого водораздельного хребта и прибрежные равнины находятся под влиянием пассатов с Тихого океана и теплого океанического течения, отличаются большим количеством осадков.

В субэкваториальной Австралии дождливое лето и сухая зима.

Австралия – самый засушливый материк.

Жаркий и сухой климат Австралии определяется прежде всего положением большей части материка под южным тропиком в поясе высокого давления









Преобладание засушливого климата определяет бедность поверхностных вод. Все внутренние районы материка пустынны, так как большую часть года они безводны.

Для этих районов характерна сеть временных пересекающих рек – криков. Крупнейший из них – Купер, или Куперс-Крик.

Самая большая речная система Австралии – Муррей с крупным притоком Дарлинг. Эти реки берут начало на Большом Водораздельном хребте.

Во время дождей река сильно разливается на плоской равнине. Дарлинг в нижнем течении во время засухи пересыхает и распадается на отдельные водоемы. Муррей не пересыхает, но уровень

ее резко понижается. Из-за резкого колебания уровня воды на Муррее и Дарлинге судоходство по ним затруднено.

Самое большое озеро – Эйр –Норт (на 16 м.ниже уровня моря).

Большой Артезианский бассейн – крупнейший в мире вместилище подземных вод.

Австралия существует изолированно от др. материков п.э. 75 % видов растений нигде больше не встречается. В животном мире особую роль играют сумчатые и яйцекладущие млекопитающие.

В Австралии преобладают пустыни и сухие саванны, речная сеть редкая.

Многие виды животных и растений уникальны.

Отличительная особенность Австралии – огромные запасы подземных вод










СТОП-КАДР Австралийский Союз. Работа с учебником с.126

Фронтальная беседа с классом по стихотворению о материке Австралия:

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.

Усова Г.С.

  1. Почему там ходят вверх ногами? (находится в Южном полушарии)

  2. Почему там наизнанку вывернутый год? (потому что зимой у них лето)

  3. Почему там протекают реки без воды и в пустыне пропадают?

  4. Почему в зарослях обитают бескрылые птицы? (хищники отсутствуют, птицам незачем летать)

  5. Почему в стихотворении говориться об изгнанниках и каторжном народе? (ссылки из Англии вместо тюрьмы)


Учащимся предлагается составить синквейн по теме «Австралия».

Синквейн – Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

  • Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

  • Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например: 1. Австралия.

2. Маленькая, засушливая.

3. Поражает, интересует, восхищает.

4. Удивляет уникальный животный мир.

5. Мечта.



Подведение итогов урок: Итак, мы познакомились с ГП Австралии и ее первооткрывателями и должны вернуться к заданию, которое прозвучало в начале урока. «Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших» слова Ж. Верна». Вы согласны?

Игра «Веришь, не веришь»

  1. Австралия – самый маленький по площади материк? (да)

  2. Материк, который почти посередине пересекается экватором (нет)

  3. Австралия была открыта европейцами раньше других материков? (Нет)

  4. Австралию омывают воды Тихого и Индийского океана? (да)

  5. Австралия полностью лежит в северном полушарии? (нет)

  6. Австралия – самостоятельный материк. (да)

  7. С востока расположен коралловый риф (да)

  8. Материк полностью находится в Южном и Восточном полушариях.(да)

  9. Залив Карпентария разделяет п-ова Арнемленд и Кейп-Йорк.(да)

Ближайшим материком является Антарктида.(нет)







Домашнее задание. § 31 осн.пон. в.2-6 з.1,7-8 Выучить карту.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!