регулятивных – учить отбирать нужный материал по теме, последовательно излагать свои мысли;
познавательных – осмысление услышанной информации, извлечение необходимой информации из текста учебника и карт атласа;
коммуникативных – учить точно выражать свои мысли, излагая последовательно; планировать работу с текстом и картами атласа; оценивать работу одноклассников.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Организационный этап. | 1 мин | Приветствие, настрой на урок (слайд 1, 2). Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре, Смело, четко говорим И тихонечко, сидим. Я желаю вам - Хорошего настроения и Плодотворной работы! | Учащиеся слушают | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 2 мин | - Ребята, сегодня мы совершим путешествие по удивительному материку… Но прежде, я бы хотела узнать… Кто-нибудь из вас читал приключенческий роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта»? - Давайте познакомимся с отрывком романа, в котором главный герой рассказывает об этом материке…(слайд 3) «… А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутренне море; где реки с каждым днём всё больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; а листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где у четвероногих имеются клювы, что заставило учёных выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна лапы разной длины… самый причудливый, самый нелогичный материк из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!..» О каком материке сегодня пойдет речь? (слайд 4) | Фронтальная беседа – дети отвечают на вопросы учителя. - слушают и формулируют тему урока | Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы |
Актуализация знаний. | 1 мин | Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением» (слайд 5) Сегодня на уроке мы должны : (слайд 6) Узнать, как происходило открытие и исследование Австралии и Океании; Изучить особенности физико-географического положения Австралии и Океании; Научиться систематизировать и совершенствовать умения работы в контурных картах. Инструктаж, откуда придется добывать информацию на уроке – сегодня нам понадобится физическая карта Австралии и Океании, учебник, информационные карты | Учащиеся слушают инструктаж по использованию разного оборудования для добывания знаний | Учитель проводит инструктаж – фронтальная форма работа |
Первичное усвоение новых знаний. | 16 мин | Особенности материка Австралия: ( слайд 7) -самый маленький и удивительный; -занимает 1 государство – Австралийский Союз; -самый плоский, самый сухой; -отсутствуют: молодые горы, ледники и действующие вулканы; -материк называют «музеем живых ископаемых». (Слайд 8) Океания - Количество островов более 10 000. Общая площадь 1,26 млн. км². Ребята, просмотрите и прослушайте небольшой фрагмент видео об исследователях Австралии и Океании. Заполните таблицу, записав в нее недостающую информацию. Видео об открытии Австралии (1:35 мин.). Проверка внесенных данных об исследователях материка. Ребята, сейчас рассмотрим ГП Австралии и Океании: - Откройте Физическую карту мира и определите как материк расположен относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов. (Австралия пересекается только юж. Тропиком по центру). - В каких полушариях расположен материк? Укажите, какие еще материки расположенные в восточном и южном полушариях (прием «Стороны горизонта») - Давайте откроем учебник и определим протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. - А теперь давайте найдем все крайние точки материка и определим их координаты, ответы занесем в таблицу | Просмотр видео Заполнение информационной карты, используя физическую карту Австралии и Океании. Знакомство с планом в информационных картах. Работа в контурных картах – обозначение географических объектов на карте. (некоторые ребята, по очереди, выходят к доске и работаю с контурной картой у доски) | Работа с информационными картами (индивидуальная и фронтальная форма работы) |
Первичная проверка понимания | 10 мин | Учитель ставит задачу – отметить на контурной карте географические объекты. - Кто желает у доски поработать со мной? - Определите и подпишите их на контурной карте: 1) какие океаны омывают материк 2) какие моря омывают Австралию, перечислите их с запада на восток (прием стороны горизонта) 3) какие проливы отделяют материк от островов 4) какие заливы есть у береговой линии материка. Подпишите их на контурной карте. Учащиеся совместно с учителей обозначают и подписывают географические объекты | Обозначение в к/к южного тропика, подписание крайних точек материка и определение их координат, океанов, морей, заливов и проливов, крупнейших архипелагов. Учащиеся у доски комментируют свою работу | Работа с контурными картами и картами атласа (индивидуальная форма работы) |
Первичное закрепление. | 2 мин | - Ребята, мы очень плодотворно с вами поработали, а теперь давайте поиграем. Посмотрите на экран и определите лишний географический объект (прием «Найди лишнее»). 1) Тиморское море, Тасманово море, Филиппинское море, море Банда 2) о-ва Новая Зеландия, Японские острова, о. Тасмания, о. Новая Гвинея 3) пр. Дрейка, Бассов пр., Торресов пр., пр. Кука 4) м. Йорк, м. Горн, м. Байрон, м. Саут-Ист- Пойнт | | Сочетание групповой и индивидуальной форм работы |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 мин | Учитель проводит инструктаж по выполнению задания – Стр. 124 читать, составить кроссворд на тему «Географическое положение и исследование Австралии и Океании». Отметки за урок получают: | Учащиеся слушают объяснение задания на дом | Объяснение учителя. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | 1 мин | - Прошу провести анализ своей работы на уроке, дорисовав у смайлика улыбку, все ли у вас получилось? У кого все получилось, прошу поднять вверх руку Если остается время: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т. д. Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у вас, А сердце будет умным. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево. С. Маршак | Учащиеся выбирают на доске названия, связанные с этим путешественником. | Групповая форма работы. |