СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестационное задание №21 тема: Технология обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Ханты-Мансийского района

«Центр детский (подростковый) п. Луговской»,

подразделение п. Горноправдинск

 

 

 

 

Аттестационное задание № 21

Тема: Технология обучения

 

 

 

 «Использование игровых технологий

 в обучении детей»

 

 

 

Педагог дополнительного    образования:

Литвишко Татьяна Васильевна,

Первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горноправдинск, 2015  

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами. Самые первые открытия и знания мы сделали в детстве в своих играх и развлечениях.

Корней Чуковский

 

Условия формирования  опыта

Стаж моей педагогической деятельности в системе дополнительного образования 23 год. Я работаю педагогом дополнительного образования в объединении «Творчество и выражение»  по модифицированной программе «Занимательная Азбука ». Она составлена на основе программ по обучению младшего школьного возраста. «Фантазия и мастерство» автор О.Н Маркеловна книга Технология организация кружковой работе в школе. Волгоград издательство: учитель 2008г. «Природный материал и фантазия» автор Л.И. Грепетунова, издательство учитель 2009г. «Программа раннего развивающего обучения навыкам прикладного творчества с опорой на игровые технологии» автор Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В.Воробьева, издательство учитель 2008г. Программа  утверждена на педагогическом совете нашего учреждения.

Данная программа ориентирована на планируемые результаты освоения детьми творчества и развития их школьный период. Она является надёжным инструментом для решения единства обучающих, развивающих и воспитательных задач, помогает знакомить с произведениями детской художественной литературы, богатым наследием устного народного творчества, научить и любить свой родной край.

              За последние годы, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского  образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой  образовательной среды, где ведущей деятельностью педагога становится создание условий для развития личности ребёнка и его индивидуальных способностей.

   Актуальность и перспективность опыта

Образовательный процесс предусматривает развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способностей у воспитанников к самообразованию. Важнейшим приоритетом школьного образования становится формирование универсальных  учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего  обучения.        В сложившейся ситуации от педагога требуется высокое профессиональное мастерство. Передо мной встал вопрос поиска наиболее эффективных способов обучения воспитанников,  для построения более результативного подхода к процессу обучения детей.

 В учебном процессе я использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям детей, применяю разнообразие наглядного и демонстрационного материала, использую мультимедийные возможности. Разрабатываю критерии оценивания творческих достижений детей в условиях безотметочного обучения. Провожу различные диагностические мероприятия с детьми тестирование, зачетные работы и консультативную работу с родителями. На занятиях использую различные формы взаимодействия с детьми. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы. Постепенно преодолеваю авторитарный стиль общения между педагогом и обучающим  принцип сотрудничества. Особое место  в работе я отвожу практическому содержанию занятий, конкретным способам деятельности, учу применять приобретённые универсальные  учебные действия «Умники и умницы»  в реальных жизненных моментах. С этой целью в работе я использую метод «моделирования ситуаций». Использую нетрадиционные формы обучения, организую « Поле чудес», «Умники и умницы», и различные игры.

 Опыт работы с обучающими показал, что наиболее результативными становятся занятия с применением игровой технологии в обучении, потому к ведущей деятельностью в этом возрасте выступает игра.

Например: моделированная ситуация

Берем за образец цех по производству сувениров. Выбираем бригады.- бригада ОТК, бригада по изготовлению деталей из меха, бригаду швей, бригаду художников

Педагогическая  идея.

 Систематическое  применение игровой  технологии на занятиях с обучающими  значительно повышает качество обучения.

 Цель опыта:

        - определить возможности использования игровой технологии на занятиях  с обучающими творчеством ;

- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования детей.

 Задачи:

        -обобщить передовой научный и практический опыт по проблеме использования игровой технологии на занятиях с обучающими на занятиях с различными видами декоративно-прикладного творчества;

        - изучить специфику применения игровой технологии при работе с детьми младшего  возраста;

- разработать методические рекомендации по построению занятий с обучающими по обучению грамоте, используя игровую технологию;

- составить и реализовать перспективное планирование специальных игр и упражнений при обучении разных видов творчества, с использованием наглядности и с учетом лексической темы;

- доказать на практике эффективность реализуемой работы с применением игровых технологий, включением наглядных  средств обучения, учетом лексической тематики.

Теоретическая база опыта

 Значение игры невозможно исчерпать и оценит. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

                  Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части (введение, контроль);как технология внеклассной работы.

                   Вопрос изучения природы игры и  её значения наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм  младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно  младшего школьного возраста, где игра выступает предпосылкой для формирования нового на данном возрастном этапе. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

 Различные исследователи и мыслители зарубежья также внимательно изучали эту проблему. Наиболее известны  труды К. Гросса, Ф. Шиллepа, Г. Спенсера, К. Бюлера, 3. Фрейда, Ж. Пиаже и др.

Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет.

 В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.  По его мнению, игра – это способ снятия напряжения и утомления, она выполняет релаксационную функцию.

 Стремясь раскрыть мотивы игры. К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонистической теории деятельности, т. е. теории, которая считает, что деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения. Игра в данном случае является  способом получения удовольствия. Такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь к самым ранним "функциональным" играм и неизбежно исключает более высокие ее формы. Наконец, фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. В игре проигрываются жизненные ситуации, которые остаются недоступными в силу возрастных особенностей или личных обстоятельств. Игра выполняет терапевтическую роль.

Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.  Л.Выготский утверждал: «Игра помогает примерить на себя разнообразные роли и маски без видимого вреда и с пользой для дальнейшей жизни». Игра помогает осуществлять функцию социализации и коммуникации.

М.Монтессори  создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребёнок обучается сам. Система состоит из трёх частей: ребёнок, окружающая  среда, учитель. В центре всей своей системы стоит ребёнок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.  В этой среде ребёнок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять  разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребёнком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики  Монтессори , её девиз-  « помоги мне это сделать самому». Таким образом,  подход к игре у Монтессори   основан на  самопостроении  личности  ребёнка самим ребёнком, исходя из его собственного внутреннего потенциала.

В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.). Эти педагоги отводили игре обучающую функцию, утверждая, что игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

На сегодняшний деть теория игры складывается из понимания того, что игра является уникальной формой обучения, которая близка детям.(В.П. Тюленев, Н.А. Зайцев, Т. Доман, Б. Никитин и др.) Она  позволяет сделать интересными и увлекательным процесс овладения знаниями на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Таким образом, игровые технологии на сегодняшний день являются активными формами обучения.

Игровая технология призвана решить такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре, как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормы в  поведения, самопознание в процессе игры;

- межнациональной коммуникации усвоения единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову):  

1.    Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

2.    Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).

3.    Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состоятельность, конкуренция («эмоциональное напряжение»).

4.    Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры; логическую и временную последовательность её развития.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические.

Важнейшие типы игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

   Спектр целевых ориентаций (Й. Хейзинг)

Дидактические: расширение кругозора; познавательная деятельность; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие:  воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических установок; воспитание сотрудничества, общительности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, фантазии, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: обучение общению, адаптация к условиям среды, приобщение к нормам общества.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий , встроенных в основное содержание обучения.

Методика обучения детей теории музыки В.В. Кирюшина. Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа . Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

 

Смотреть: презентацию ,приложение 1; приложение 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!