СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестация педагогических работников

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая биография преподавателя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. Профессиональное педагогическое мастерство – это результат достаточно длительной творческой деятельности преподавателя.

Аттестация является одним важнейших средств развития профессионализма педагогических работников колледжа и направлена на изучение и оценку их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Аттестация педагогических работников»

Графова Т.В.


Аттестация педагогических работников

учреждения образования «Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича»

Педагогическая биография преподавателя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. Профессиональное педагогическое мастерство – это результат достаточно длительной творческой деятельности преподавателя.

Аттестация является одним важнейших средств развития профессионализма педагогических работников колледжа и направлена на изучение и оценку их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся.

Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального роста, использование ими современных педагогических технологий;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников;

определение необходимости повышать квалификацию педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Основными принципами аттестации педагогических работников в колледже являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

Процесс аттестации в колледже делится на 4 этапа:

Этап №1 – Организационный

Этап №2 – Подготовительный

Этап №3 – Основной

Этап №4 – Итоговый

Этап №1 – Организационный. Осуществляется администрацией колледжа и включает в себя:

  1. подготовка перспективного плана аттестации (методист колледжа);

  2. оформление информационного стенда (методист колледжа);

  3. проведение собрания трудового коллектива и избрание аттестационной комиссии в соответствии с требованиями Инструкции (директор колледжа);

  4. организация и проведение первого заседания аттестационной комиссии (избранные члены аттестационной комиссии во главе с представителем администрации).

Для аттестации педагогических работников в учреждении образования «Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича» ежегодно создается аттестационная комиссия в составе 9 человек. Из них 7 педагогических работников избраны большинством членов педагогического – это педагогические работники с первой и высшей квалификационной категорией; представитель от администрации; представитель профсоюзного комитета.

Проведение аттестации педагогических кадров в колледже осуществляется в соответствии с нормативными документами:

  1. Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014г. №20, от 26.11.2014г. №163, от 11.05.2017г. №46;

  2. Постановление Министерства туда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 ЕКС должностей служащих» (с изменениями и дополнениями);

  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов».

На первом заседании аттестационной комиссии определяются председатель аттестационной комиссии, заместитель председателя и секретарь, распределяются обязанности членов аттестационной комиссии.

Этап №2 – Подготовительный. Включает в себя:

  1. подготовку списка педагогических работников, подлежащих в этом учебном году обязательной аттестации (методист колледжа);

  2. прием заявлений от желающих пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории (ранее до 31 марта, в связи с новыми изменениями ограничения по срокам нет);

  3. проведение консультаций с педагогическими работниками;

  4. изучение соответствия полученного образования квалификационным требованиям – копия диплома; наличие стажа работы; освоение содержания образовательной программы повышения квалификации в сроки, предусмотренные законодательством – копия свидетельства (пп.18-20.1 Инструкции) (председатель и члены аттестационной комиссии)

Заявления регистрируются в Журнале регистрации заявлений педагогических работников. Аттестационная комиссия рассматривает заявления и принимает решение о допуске к аттестации. На основании решения АК издается приказ, которым определяются:

сроки проведения аттестации;

список педагогических работников, которые допущены к аттестации на присвоение квалификационной категории;

список педагогических работников, которые проходят обязательную аттестацию – на подтверждение квалификационной категории (она является обязательной для педагогических работников и не может проводиться более чем 1 раз в 5 лет по инициативе директора колледжа (изменения от 11 мая 2017 года №46);

график аттестации, который предварительно рассматривается на заседании аттестационной комиссии и согласовывается с профсоюзным комитетом.

В графике указывается дата аттестации каждого аттестуемого с учетом сроков проведения квалификационного экзамена.

Приказ о проведении аттестации доводится до сведения аттестуемых на протяжении трех рабочих дней со дня его издания.

При прохождении аттестации на присвоение или подтверждение высшей квалификационной категории педагогическому работнику выдается направление на сдачу квалификационного экзамена за подписью директора и председателя аттестационной комиссии.

Этап №3 – Основной. Заключается в изучении педагогической деятельности аттестуемого и включает в себя:

  1. подготовку программы изучения профессиональной деятельности педагогического работника, которой определены содержание, сроки и форма представления материалов и ответственные. Ответственные лица – это заместители директора по направлениям деятельности, члены аттестационной комиссии, сам аттестуемый и привлекаемые специалисты (методист, психолог и др.). Программа включает в себя несколько направлений:

  1. Работа с аттестуемым преподавателем

  2. Работа с учащимися

  3. Информационно-методическое обеспечение

  4. Педагогический мониторинг

  5. Анализ

Программа строится на основе должностных обязанностей в соответствии с ЕСКД (Единым квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании, выпуск 28).

Программа составляется председателем аттестационной комиссии совместно с председателем цикловой комиссии, аттестуемым педагогическим работником, согласовывается с профсоюзным комитетом и утверждается директором колледжа. Аттестуемый знакомится с программой под роспись.

Также на этом этапе происходит изучение профессиональной деятельности педагогического работника осуществляется по указанным в программе направлениям. В ходе выполнения данной программы основная задача – определить результаты труда аттестуемого и соотнести их с требованиями к соответствующей квалификационной категории;

Выявить сильные профессиональные стороны педагога и его затруднения в осуществлении образовательного процесса позволяют такие аттестационные материалы, как:

посещенные учебные и внеучебные занятия, воспитательные мероприятия, анализ и самоанализ педагогическим работником данных мероприятий, которые позволяют оценить многие из педагогических компетентностей: умение отбирать содержание образования, ставить цели педагогической деятельности, осуществлять дифференцированный подход в обучении, осуществлять организацию учебного занятия на основе деятельностного подхода и др.;

анализ методических разработок учебных занятий и материалов к занятиям. Данные материалы являются источником информации для оценки умений планировать собственную деятельность в направлении отбора содержания, организации деятельности обучающихся, постановки целей и задач и др.;

результаты учебной деятельности обучающихся, их динамика, анализ результатов мониторинга качества образования. В качестве показателей для анализа могут выступать: успеваемость обучающихся, в том числе в сравнении с предыдущими годами, данные самоконтроля, результаты контрольных срезов и др.;

участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т. п. Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении педагогического работника учитывать индивидуальные образовательные интересы обучающихся, повышать их мотивацию. Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность;

анализ имеющихся поощрений и наказаний (грамоты, дипломы, уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле). Данный показатель может позволить повысить объективность оценки профессиональной деятельности аттестуемого;

результаты самооценки собственной педагогической деятельности педагогического работника. Самооценка наряду с оценкой аттестационной комиссии позволяет построить собеседование с аттестуемым, выработать рекомендации по его дальнейшему профессиональному росту. Объективность самооценки педагогического работника позволяет также определить его рефлексивные способности;

результаты самостоятельной работы педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности. Данные материалы позволяют оценить достижения педагогического работника в области повышения профессионального мастерства;

результаты опроса обучающихся и других педагогических работников по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательных услуг.

Анализ учебной и внеучебной деятельности аттестуемого, достигнутых результатов позволяет объективно оценить его успехи, а также предложить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.

На втором этапе также происходит оказание методической и психологической помощи аттестуемым.

На этом же этапе – подготовка председателем цикловой комиссии совместно с заведующим отделением и заместителями директора характеристики аттестуемого, согласование ее с профсоюзным комитетом.

На основе представленных сведений (по выполнению программы) готовится аналитическая информация о деятельности педагогического работника, в которой указывается соответствие (несоответствие) квалификационной категории, на которую претендует аттестуемый, дается рекомендация к присвоению (не присвоению) квалификационной категории. Аналитическая информация содержит подробные сведения о прохождении предыдущей аттестации, результаты методической работы, достижения педагогического работника в межаттестационный период.

Аналитическая информация и характеристика подписываются директором колледжа. С характеристикой аттестуемый знакомится не позднее чем за неделю до аттестации (п. 23 Инструкции).

Аттестация — важный этап профессиональной деятельности, который обеспечивает повышение качества работы за счет осуществления самооценки и получения внешней оценки деятельности.

Педагогический работник, претендующий на первую или высшую квалификационную категорию заполняет «Лист самооценки профессиональной деятельности педагога» для определения того, какие приемы и способы он использует в своей работе.

Также в ходе аттестации педагогических работников в колледже создается экспертная группа для оценки уровня квалификации педагога.

В состав такой группы, как правило, входит заместитель директора по направлению деятельности, заведующий отделением, методист, председатель цикловой комиссии, члены аттестационной комиссии. В процессе экспертизы происходит оценка компетентности пе­дагогического работника в решении профессиональных задач по направлениям:

компетентность в области личностных качеств;

компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности;

компетентность в области мотивации учебной деятельности;

компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности;

компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений;

компетентность в области организации учебной деятельности;

По результатам самооценки и экспертной оценки педагогической компетентности преподавателя готовится экспертное заключение, в котором определяется показатель уровня профессиональной квалификации преподавателя и его соответствие требованиям первой или высшей квалификационной категориям.

Этап №4 – Итоговый. Заключается в проведении аттестационного собеседования и подготовке проекта приказа об итогах аттестации на основании решения аттестационной комиссии.

На основании аттестационного собеседования, подготовленных аналитических материалов, характеристики, выписки из протокола квалификационной комиссии (при присвоении и подтверждении высшей квалификационной категории) аттестационная комиссия принимает решение в соответствии с п. 46 Инструкции. Итогом аттестации является присвоение, подтверждение (отказ в присвоении, подтверждении) педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей, учитель-методист) в соответствии с уровнем его профессионализма.

Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, в котором подробно фиксируется содержание аттестационного собеседования (в том числе рекомендации, которые даются аттестуемому). Протокол подписывается председателем и всеми членами аттестационной комиссии, которые принимали участие в голосовании (п. 31 Инструкции).

Решение аттестационной комиссии считается правомочным (п. 50 Инструкции), если за него проголосовало более 50 процентов участников голосования и при наличии на заседании 2/3 членов этой АК. При равном количестве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

С решением аттестационной комиссии аттестуемый знакомится непосредственно после аттестации под роспись.

Решение аттестационной комиссии оформляется приказом директора и вступает в силу со дня его подписания.

На основании приказа вносятся запись в трудовую книжку и изменения в бухгалтерские документы.

Аттестационные материалы, заявление, протоколы заседания аттестационной комиссии хранятся в учреждении образования 5 лет.

Вопросы по организации и проведению аттестации рассматриваются ежегодно на педагогическом совете, на совещаниях при директоре, при заместителях директора, на инструктивно-методических совещаниях (ИМС).

Необходимо отметить, что при аттестации важно определить пути дальнейшего роста профессионализма, профессиональной компетентности педагога.

Хочется отметить, что в колледже проводится целенаправленная работа по формированию профессиональных компетенций педагогических работников. Аттестация стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов, способствует повышению уровня теоретической подготовки и поддерживает авторитет педагогического работника.




Если провести анализ результатов аттестации педагогических работников колледжа за 3 года, то наблюдается положительная динамика.


2015/2016 учебный год

2016/2017 учебный год

2017/2018 учебный год

Всего подано заявлений

14

18

11

Аттестовано

12

18

11

Присвоена категория по должности преподаватель

Вторая квалификационная категория

-

2

1

Первая квалификационная категория

2

7

3

Высшая квалификационная категория

-

-

-

Подтверждена высшая квалификационная категория по должности преподаватель

4

-

-

Снижена высшая квалификационная категория и сохранена первая квалификационная категория по должности преподаватель

2

-

-

Присвоена категория по должности педагог дополнительного образования

Вторая квалификационная категория

-

3

1

Первая квалификационная категория

2

1

2

Высшая квалификационная категория

2

1

-

Присвоена категория по должности мастер производственного обучения

Первая квалификационная категория

2

-

3

Присвоена категория по должности педагог-организатор

Первая квалификационная категория

-

1

-

Присвоена категория по должности педагог социальный

Первая квалификационная категория

-

1

-

Присвоена категория по должности педагог-психолог

Вторая квалификационная категория

-

1

-

Присвоена категория по должности методист

Первая квалификационная категория

-

1

-

Присвоена категория по должности воспитатель

Высшая квалификационная категория

-

-

1


Необходимо отметить, что на сегодняшний день все педагогические работники колледжа своевременно проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности.

В заключении хочется сказать, что аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле работы для совершенствования уровня педагогической компетентности, а значит, и повышения качества образования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!