СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ».»



Тема урока:

«Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ».

Цель: систематизировать знания учащихся об атомах и молекулах, изучить основные положения атомно-молекулярного учения . Отметить важную роль М.В. Ломоносова в открытии закона. Показать научное и практическое значение этого закона.


Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся об основных положениях атомно – молекулярного учения с учетом физических законов. На основе эксперимента рассмотреть закон сохранения массы веществ. Дать краткие сведения об истории открытия закона и научной деятельности ученых в этой области. Рассмотреть значимость этого закона в химии.

Развивающие: развить наблюдательность при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развить умение прогнозировать, обобщать и делать выводы. Используя эксперимент, рассмотреть важность закона сохранения массы веществ. Развить информационную культуру и логическое мышление учащихся.

Воспитательные:воспитать чувство патриотизма к Родине и русским ученым, таким как М. В. Ломоносов, который внес значимый вклад в развитие мировой науки.


Тип урока: комбинированный.

Оборудование к уроку:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,


Ход урока:


  1. Организационный момент

Учитель называет первую часть темы урока (слайд ), перечисляет цели и задачи урока.

  1. Актуализация знаний учащихся

- Фронтальный опрос

  1. Что такое валентность?

  2. Что называется химической связью?

  3. Перечислите элементы, имеющие постоянную валентность.

  4. Что такое индекс и что он обозначает?

  5. Дайте определение химической формуле.

  6. Перечислите порядок действий при составлении химических формул.

- Работа учащихся самостоятельно по вариантам

(ответы сверяют с ответами на доске)

Вариант №1

  1. Определить неизвестную валентность элемента:

Сu2О; Н2S ; НgO ; Р2О5; Fe2O3

  1. Составить формулу, зная валентности химических элементов:

II III I V I

СО; NH; NaO; РСl; ВО

3. Найти Мr (Р2О5)


Вариант №2

  1. Определить неизвестную валентность элемента:

I

ZnS; Сu2S; ZnCl2; МgO; В2О3

2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:

I II V I

СuСl; LiO; AlO; РСl; КО

3. Найти Мr (Fe2О3)


Вариант №3

1. Определить неизвестную валентность элемента:

К2О; ZnO; N2О3; РbO2

2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:

I I IV

СаО; АlCl; RbO; NO

3. НайтиМr (Н2SO4)


Вариант №4

1. Определить неизвестную валентность элемента:

Аl2О3; НСl; СО; СО2; Fe2О3

2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:

I I V

AICl; ВаСl; NaO; CIO

3. Найти Мr (НNO2)


Вариант №5

1. Определить неизвестную валентность элемента:

Fe2О3 ; Мn2O5; СО; ZnCl2

2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:

V III I II III

РО; РН; AlCl; FeO; FeO;

3. Найти Мr (Н2СО3)


Вариант №6

1. Определить неизвестную валентность элемента:

КСl; MgCl2; Аl2O3; NO2; NO

2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:

I I V

КО; ВаCl; AlBr; NO; СаО

3. Найти Мr (НNO3)

  1. Предъявление нового материала.

  1. Атомно-молекулярное учение (слово учителя)

Представление о том, что вещество состоит из отдельных, очень малых частиц, - атомная гипотеза – возникло еще в Древней Греции. Однако создание научно обоснованного атомно-молекулярного учения стало возможным значительно позже – в ХVIII-XIX веках, когда физика стала базироваться на точном эксперименте. В химию количественные методы исследования были введены М. В. Ломоносовым во второй половине ХVIII века (слайд)



Основные положения атомно-молекулярного учения

(слово учителя).

Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества.

Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле.

Ломоносов подчеркнул, что корпускулы движутся согласно законам механики и сталкиваясь друг с другом изменяются. Поэтому химические превращения должны изучаться не только методами химии, но и методами физики и математики.

С тех пор прошло более 200 лет, когда жил и работал Ломоносов, его идеи о строении вещества прошли всестороннюю проверку, и их справедливость была полностью подтверждена.

В настоящее время на атомно-молекулярном учении базируются все наши представления о строении материи, о свойствах веществ и о природе физических и химических явлений. Так, например, теперь известно, что не все вещества состоят из молекул.



1.Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением. (Слайд )

2.Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки еще меньше, поэтому они почти не сжимаются. (Слайд)

3.Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры, чем выше температура, тем выше скорость движения молекул. (Слайд)

4.Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей – в газах. (Слайд)

5.Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами. (Слайд )

6.При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических, как правило, разрушаются. (Слайд)

7.У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток находятся молекулы. Связи между молекул слабые и при нагревании разрушаются. Поэтому вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления. (Слайд )

8.У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых потребуется много энергии. Поэтому эти вещества имеют высокие температуры плавления.



3. Объяснение физических и химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения (слово учителя).



  1. Закрепление.



Фронтальная опрос (слайд)

Решение задач на закон сохранения массы веществ

Задача: При разложение 44,4 г малахита образуется 32 г СuO и 3,6 г воды Н2О. Какая масса углекислого газа СО2 образуется?

Дано: Решение:

m (малахита)=44,4 г Т.к. по закону сохранения массы веществ, масса вступивших

веществ равна

m (H2O)=3,6 г массе образовавшихся.

m (СuO)=32 г m (малахита)= m (СO2)+ m (H2O)+ m (СuO)

Отсюда следует, что: m (СO2)= m (малахита)- m (СuO) - m(H2O)

m (СO2)= 44,4-32-3,6=8,8 г

m (СO2)= ? Ответ: m (СO2)= 8,8 г





Задача. При нагревании Ag2O образовалось 43,2 г Ag и 3,2 г O2. Какая была масса разложившегося оксида?





  1. Домашнее задание.

§ 13-14, ст. 33 ( вопросы 8-12), ст. 42 ( вопросы 1-3)



  1. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!