СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой по Архиповой Е.Ф.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой.»

Артикуляционная гимнастика С функциональной нагрузкой (по Архиповой Е.Ф.)

Артикуляционная гимнастика

С функциональной нагрузкой (по Архиповой Е.Ф.)

ЗАБОР максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ре­бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

ЗАБОР

  • максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние
  • и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ре­бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
ОКНО из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

ОКНО

  • из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
ГОРКА из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

ГОРКА

  • из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
ПАРУС ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, опре­делялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

ПАРУС

  • ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, опре­делялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.
ТРУБОЧКА из положения «Забор» вытя­нуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мыш­ца собирается в морщинки.

ТРУБОЧКА

  • из положения «Забор» вытя­нуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мыш­ца собирается в морщинки.
ЗАБОР - ТРУБОЧКА из положения «За­бор» выполнить движение «Трубочка». Такие пере­ключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, опре­деляемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать непо­движность подбородка.

ЗАБОР - ТРУБОЧКА

  • из положения «За­бор» выполнить движение «Трубочка». Такие пере­ключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, опре­деляемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать непо­движность подбородка.
Блинчик последовательно выполнять уп­ражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Блинчик

  • последовательно выполнять уп­ражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.
Чашечка выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Блинчик». Из положения «Блинчик» поднять широкий кончик языка немного вверх. Держать на счёт до пяти.

Чашечка

  • выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Блинчик». Из положения «Блинчик» поднять широкий кончик языка немного вверх. Держать на счёт до пяти.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ из положения «Забор», «Окно», «Чашечка» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

  • из положения «Забор», «Окно», «Чашечка» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.
«Иголочка» «Забор», «Окно», высунуть язык и удерживать по средней линии под счёт до 5.

«Иголочка»

  • «Забор», «Окно», высунуть язык и удерживать по средней линии под счёт до 5.
Часики «Забор», «Окно», «Иголочка», производить плавные движения от одного уголка рта к другому 5-6 раз.

Часики

  • «Забор», «Окно», «Иголочка», производить плавные движения от одного уголка рта к другому 5-6 раз.
КАЧЕЛИ из положения «Парус» перейти к упражнению «Горка». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

КАЧЕЛИ

  • из положения «Парус» перейти к упражнению «Горка». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР из положения «Мост» вернуть­ся к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза.

ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР

  • из положения «Мост» вернуть­ся к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза.
Насос «горка», «забор», произносим «с-с-с», выполняя движения руками, как бы накачиваем шину.

Насос

  • «горка», «забор», произносим «с-с-с», выполняя движения руками, как бы накачиваем шину.
КОМАР при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Так­тильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ре­бенок должен ощутить вибра­цию гортани.

КОМАР

  • при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Так­тильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ре­бенок должен ощутить вибра­цию гортани.
«Поезд» из положения «Забор», «Окно», «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Выпускаем пор «тш-ш-ш».

«Поезд»

  • из положения «Забор», «Окно», «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Выпускаем пор «тш-ш-ш».
ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.

ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР

  • из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.
Змейка шипит

Змейка шипит

ЖУК при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гор­тани.

ЖУК

  • при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гор­тани.
МАЛЯР из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

МАЛЯР

  • из положения «Парус» продвигать
  • язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.
ПАРОХОД из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды. Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза из положения упраж­нения «Окно» произносить длительный звук [а] и не­однократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слы­шатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

ПАРОХОД

  • из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды. Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза
  • из положения упраж­нения «Окно» произносить длительный звук [а] и не­однократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слы­шатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.
Поймаем мышку за хвостик «забор», «окно»  произнести

Поймаем мышку за хвостик

  • «забор», «окно» произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Приклей ириску «забор», «окно», кончиком языка касаемся верхней губы, как будто приклеиваем ириску, произносим «ла-ла-ла»

Приклей ириску

  • «забор», «окно», кончиком языка касаемся верхней губы, как будто приклеиваем ириску, произносим «ла-ла-ла»
ЛОШАДКА  из положения «Забор», «Окно», «Парус» при ши­роко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

ЛОШАДКА

  • из положения «Забор», «Окно», «Парус» при ши­роко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз.)
  • Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.
Грибок из положения «Лошадка» присосать широкий язык к нёбу и удерживать под счёт до 5.

Грибок

  • из положения «Лошадка» присосать широкий язык к нёбу и удерживать под счёт до 5.
ГАРМОШКА Из положения «грибок» открывать и закрывать челюсти, как будто гармошка растягивает свои меха.

ГАРМОШКА

  • Из положения «грибок» открывать и закрывать челюсти, как будто гармошка растягивает свои меха.
ДЯТЕЛ из положения «Забор», «Окно», «Парус» стучать широким кончиком языка за зубами и произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

ДЯТЕЛ

  • из положения «Забор», «Окно», «Парус» стучать широким кончиком языка за зубами и произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.
Заводим мотор из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз.

Заводим мотор

  • из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз.
Молодец!

Молодец!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!