Учитель математики Погребняк Т.Н.
«Учись у всех, не подражай никому!»
(М.Горький)
Цели:
1.Обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме, подготовить их к оперативному контролю.
2.Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
3.Воспитывать самостоятельность, аккуратность, чёткость в действиях.
Форма организации деятельности: фронтальная, самостоятельная работа обучающего характера, работа в парах.
Оборудование:
презентация «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Вариант 1.
1.Последовательность
2.Реккурентная
3.Геометрическая
4.Последующий
5.Разность
6.Бесконечная
7.Формула
Вариант 2.
1.Возрастающая
2.Прогрессия
3.Арифметическая
4.Предыдущий
5.Знаменатель
6.Сумма
7.Убывающая
Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение ( progression , что означает «движение вперёд») и был введён римским автором Боэцием ( VI в.), и понимался
как бесконечная числовая последовательность.
Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания, как их решать.
Папирус Ахмеса (Ринда) был обнаружен в 1858. В 1870 до н. э. папирус был расшифрован, переведён и издан. Папирус Ахмеса включает условия и решения 84 задач и является наиболее полным египетским задачником, дошедшим до наших дней.
Одна из задач папируса сводится к нахождению суммы членов геометрической прогрессии.
Архимед, (Archimedes; около 287 - 212 до н. э.), древнегреческий учёный, математик и механик. В ходе своих исследований он нашёл сумму бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем 1 / 4 , что явилось первым примером появления в математике бесконечного ряда.
Первым самостоятельным математиком Западной Европы был итальянец Леонардо Пизанский (1180—1240), известный также под именем Фибоначчи. Основной труд Леонардо — «Книга абака» — написан им в 1202 г. и переработан в 1228 г.
В XII главе приводятся задачи на применение арифметической и геометрической прогрессий.
Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) Гаусса нередко называют наследником Эйлера. Они оба носили неформальное звание король математиков и удостоились посмертной уважительной шутки: «Он перестал вычислять и жить».
В 9 лет он открыл (во время школьного урока) формулу суммы арифметической прогрессии. Гаусс до старости сохранил юношескую жажду знаний и огромное любопытство.
У нас в России задачи на прогрессии впервые встречаются в одном из древнейших памятников русского права – в «Русской правде», составленном при Ярославе Мудром в XI веке.
Значительное количество задач на прогрессии имеется в замечательном памятнике начала XVIII века – «Арифметике» Л.Ф.Магницкого. В течение полувека эта книга была основным учебником в России.
-10
110
1 1
10
660
13
5
8
68
494
5
663
17
- 1
79
34
10
3
7
2 0 5
ФИЗМИНУТКА
1.Горизонтальные движения глаз: направо - налево.
2.Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
3.Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
4.Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5.Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
6.Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
7.Частое моргание глазами.
1
3
9841
9
6561
4
0 ,2 5
5
0,5
8
189
4
7
11
-2
5
176
121
А1.Какое из чисел является членом арифметической прогрессии: 8; 11; 14;…?
1)58
2)67
3)68
4)24
А2.Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число -12.
1)а n =12 n -1
2) а n =12 n
3) а n =-12 n +1
4) а n =-12 n
А3.Найдите сумму тридцати шести первых членов арифметической прогрессии (а n ), если a 1 =15, d =-2.
1)-720
2)720
3)360
4)-360
А4.Найдите шестой член геометрической прогрессии: -8; -4; -2;…
1)-0,5
2)0,5
3)0,25
4)-0,25
А5.Найдите сумму трёх первых членов геометрической прогрессии (в n ), если в 1 =12, g =3.
1)-156
2)156
3)312
4)-312
В1.Сколько положительных членов в арифметической прогрессии: 85,6; 81,1;…?
ОТВЕТ:
20
В2.Найдите сумму всех последовательных натуральных чисел с 50 до 120 включительно.
ОТВЕТ:
6035
В3.В геометрической прогрессии: в 1 +в 2 =140, в 2 +в 3 =105. Найдите эти три члена прогрессии.
ОТВЕТ:
80; 60; 45
В4.Существует ли геометрическая прогрессия, в которой с 2 =12, с 5 =1,5, с 7 =0,75?
ОТВЕТ:
Не существует
С1.Решите уравнение: (у+248)+(у+243)+(у+238)+…+(у+3)=
=6225.
ОТВЕТ:
-1
С2.Вычислите: 1 2 -2 2 +3 2 - 4 2 +…+99 2 -100 2 .
ОТВЕТ:
-5050
Арифметическая прогрессия ( ),
1.Найдите десятый член арифметической прогрессии: -12; -8; ….
2.Найдите шестой член геометрической прогрессии: 4; 16; … .
3.Найдите сумму первых семи членов арифметической прогрессии
если
4. Найдите сумму девяти первых членов
геометрической прогрессии
если
По желанию:
5.Решите уравнение: (у+1)+(у+5)+(у+9)+…+(у+157)=3200.
6.Вычислите: 50 2 -49 2 +48 2 -47 2 +…+2 2 -1 2 .
VI. Подведение итогов.
http://ru.wikipedia.org/
http://matematika.gym075.edusite.ru/progressia.html
http://www.prorektor.ru/planv.php?id=V38058
http://mrcpk.marsu.ru/works_iso/2007-03-19_s4/romanova/proect-progressii/istory.htm
http://www.ucheba.ru/referats/17079.html
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/Carl_Friedrich_Gauss.jpg
http://www.propro.ru/graphbook/eskd/glosar/ru/A/archimeds.htm
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/40/Pifagor.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81_%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B5%D1%81%D0%B0
http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr1.php