СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

образовательные:

-исследовать связь между арифметической и геометрической прогрессиями;

- познакомить с понятием функции дискретной переменной;

- усвоить и отработать приемы построения графика функций дискретной переменной;

развивающие:

- развить умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждение по аналогии;

- сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель в некоторой реальной ситуации;

 воспитательные:

- показать связь математики с реальной действительностью, развить культуру и стиль мышления, математическую речь учащихся;

-формировать  информационную культуру,  интерес к информатике;vv

Просмотр содержимого документа
«"Арифметическая и геометрическая прогрессии"»

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии (9 класс)

Тип урока: обобщающий урок по алгебре с элементами исследования.

Цели урока:

образовательные:

-исследовать связь между арифметической и геометрической прогрессиями;

- познакомить с понятием функции дискретной переменной;

- усвоить и отработать приемы построения графика функций дискретной переменной;

развивающие:

- развить умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждение по аналогии;

- сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель в некоторой реальной ситуации;

воспитательные:

- показать связь математики с реальной действительностью, развить культуру и стиль мышления, математическую речь учащихся;

-формировать информационную культуру, интерес к информатике;

Технические средства: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация «Арифметическая и геометрическая прогрессия», мультимедийный диск «Интерактивная математика. 5-9 классы».


Ход урока.


1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

- вспомним:

1) определение арифметической и геометрической прогрессий,

2) формулы n-ных членов арифметической и геометрической прогрессий,

3)формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий,

4) характеристические свойства прогрессий.

(Соответствующие формулы ученики записывают на доске и в тетрадях).

3. Учитель:

-рассмотрим и решим 2 задачи

ЗАДАЧА 1. Вертикальные стержни фермы имеют следующую длину: наименьший 3 дм, а каждый следующий длиннее на 2 дм.

ЗАДАЧА 2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две.

Задания к задачам.

1. Запишите последовательность в соответствии с условием задачи.

2.Постройте график заданной прогрессии по данным задачи, если 1 ≤n ≤ 7 используя мультимедийный диск «Интерактивная математика. 5-9 классы».


3. Сформулируйте вывод о графике.


Учитель :

-при изучении какой темы мы ранее строили графики?

- а нет ли здесь функциональной зависимости?

-назовите область определения каждой из этих функций.

-итак, арифметическая и геометрическая прогрессии есть функции, заданные на множестве натуральных чисел. Внимательно рассмотрите графики этих последовательностей и сделайте выводы о членах этих прогрессий.

(вывод: при n=1,2,3 члены геометрической прогрессии увеличиваются незначительно , даже медленнее, чем члены арифметической прогрессии, но с увеличением номера члена члены геометрической прогрессии делают резкий скачок в сторону увеличения).

Сообщение ученика.

-Об этой особенности членов геометрической прогрессии хорошо знал изобретатель шахмат много веков назад. До нас дошла легенда. Индийскому царю понравилась игра в шахматы. Он решил вознаградить изобретателя. Тот попросил за одну клетку шахматной доски- 1 пшеничное зерно, за 2 клетку- 2 зерна, за 3 клетку- 4 зерна, за 4 клетку- 8 зерен, за 5 клетку- 16 зерен и т.д. царь был очень огорчен тем, что изобретатель попросил столь ничтожную плату. И был удивлен, когда придворные математики сообщили ему требуемое количество зерен:

18 446 744 073 709 551 615 зерен, что составило 230 584 300 921 369 пудов.

Чтобы поместить такое количество зерна нужно построить амбар высотой 4м, шириной- 10м и длиной- 300000000 км. Это расстояние в 2раза больше расстояния от земли до солнца. Чтобы получить такой урожай надо засеять пшеницей поверхность всей земли: океаны, моря, горы, пустыни, Арктику, Антарктику и получать средний урожай в течение 5 лет.

Учитель :

- с формулой связан случай с великим математиком К.Ф. Гауссом, когда он учился в 3 классе. Учитель велел сложить все числа от 1 до 100. Едва учитель закончил чтение условия Гаусс предъявил ответ, записанный на грифельной доске.

-сформулируйте свойство членов конечной арифметической прогрессии на основании которого маленький Гаусс решил эту задачу.(В конечной арифметической прогрессии суммы членов равноотстоящих от концов прогрессии равны между собой).

- а не обладают ли похожим свойством члены конечной геометрической прогрессии? (В конечной геометрической прогрессии произведения членов равноотстоящих от концов прогрессии равны между собой). Докажем это свойство для конечной геометрической прогрессии b1, b2, b3, b4, b5, b6.

( Доказательство у доски:

b1*b6=b1*b1q5=b12q5

b2*b5=b1q*b1q4=b12q5

b3*b4=b1q2 *b1q3=b12q5.

Итак, b1*b6= b2*b5 =b3*b4.)

- решим задачу № 403(«Алгебра 9»,авторы Ш.А. Алимов и др.), в которой применяется одно из характеристических свойств прогрессий.

(№ 403. В арифметической прогрессии а39=8. Найти S11).

-а теперь обратимся еще раз к формулам n-ного члена прогрессий и их характеристическим свойствам. Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, что надо сделать, изменить в этих формулах, чтобы все увидели связь, которая существует между ними? (Да, похожи если заменить в формулах n-ного члена сложение умножением и умножение – возведение в степень. Родство прогрессий становится еще более заметным, если в формулах, выражающих характеристические свойства заменить сложение умножением, а деление на 2 – извлечением квадратного корня. И тогда из характеристического свойства арифметической прогрессии получится характеристическое свойство геометрической прогрессии).

- на связь между арифметической и геометрической прогрессиями первым в глубокой древности обратил внимание Архимед. В 1544 году вышла книга немецкого математика Штифеля « Общая арифметика» в которой он составил следующую таблицу:

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

6

7

1/16

1/8

1/4

1/2

1

2

4

8

16

32

64

128









-есть ли какая-то закономерность, связывающая числа в строке? (В верхней строке арифметическая прогрессия с разностью единица. В нижней –геометрическая прогрессия со знаменателем 2).

-а какая связь существует между строками таблицы? (Числа верхней строки есть показатели степени с основанием 2, а соответствующие числа нижней строки есть значение этой степени).

- итак, числа в нижней строке можно записать в виде последовательности:

2-4 ; 2-3 ; 2-2 ; 20 ; 21 ; 22 ; 23 ; 24 ; 25 ; 26; 27. Связана ли эта последовательность с темой урока? ( Показатели степеней являются членами арифметической прогрессии, а сами степени составляют геометрическую прогрессию).

4. Итог урока.

1) Арифметическая и геометрическая прогрессии есть функции, заданные на множестве натуральных чисел.

2) В конечной арифметической прогрессии суммы членов равноотстоящих от концов равны.

3) В конечной геометрической прогрессии произведения членов равноотстоящих от концов равны.

4) Если показатели степеней являются членами арифметической прогрессии, то сами степени являются членами геометрической прогрессии.

5. Домашнее задание.

-могут ли 3 числа составить одновременно арифметическую и геометрическую прогрессии?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!