СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП по русскому языку для обучающихся с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АОП по русскому языку для обучающихся с ЗПР»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мичуринская СОШ №123»













Адаптированная рабочая программа

по русскому языку

для учащихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья

ЗПР (вариант 7.1)

на 2019 – 2020 учебный год





























Пояснительная записка


Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (далее – АООП ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.

Рабочая адаптированная программа учебного предмета по русскому языку составлена на основе:

  • Р.Д. Тригер, Ю.А.Костенкова и др. «Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида» (начальные классы 1-4), М, ПАРАДИГМА, 2012 г.

  • Концепции учебников «Школа России»;

  • Рекомендаций районной ПМПК (заключение)




Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.

АОП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.


Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;

  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.


Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • адаптация образовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

  • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психо-коррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

  • наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

  • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

  • постоянное стимулирование познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование разных форм коммуникации; навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов

  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).


Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.



Описание места учебного предмета

На изучение русского языка в 3 классе выделяется по 136 ч (4 ч в неделю).



2. Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты

  1. С помощью учителя формирование чувства гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гу­манистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. С помощью учителя формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий.

  3. С помощью учителя овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  4. С помощью учителя принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  5. С помощью учителя развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  6. С помощью учителя формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  7. С помощью учителя развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

  8. С помощью учителя формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. С помощью учителя использование знаково-символических средств представления информации.

  2. С помощью учителя использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  3. С помощью учителя овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

1С помощью учителя активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  1. С помощью учителя овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  2. С помощью учителя готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  3. С помощью учителя умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Регулятивные:

1.Формирование мотивации обучения, развитие способности ребёнка пони­мать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу,

2.контролировать и оценивать свой результат деятельности, осуществлять рефлексию, форму­лировать новую учебную задачу,

3. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.



Предметные результаты

  1. С помощью учителя формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  2. С помощью учителя понимание обучающимся того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  3. С помощью учителя сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  4. С помощью учителя овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  5. С помощью учителя формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.


3. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 3 классе

136ч (4 часа в неделю)

Цель курса «русский язык»

  1. Освоение грамотного письма и сознательного, правильного выразительного чтения;

  2. Расширить кругозор школьника; заложить основы навыков учебной работы;

  3. Привить интерес к родному языку, к чтению, книге;

  4. Сформировать нравственные и эстетические представления

  5. Способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Задачи:

1.Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

2.Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

3.Развитие связной речи: формирование совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

4.Формирование навыков учебной работы;

5.Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления




В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, пред­ложение, слово, словосочетание, части речи, имя существи­тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, место­имение, предлог, члены предложения, значимые части слова)

Текст. Предложение. Словосочетание. (13 ч). Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащийся по­лучает первое представление о словосочетании, его назначе­нии в языке и речи, знакомится с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невос­клицательные), предложениями простыми и сложными, пред­ложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.

Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предло­жений. Уточняются и углубляются знания о лексическом зна­чении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащийся знакомится с омонимами и паронимами, устаревшими и новы­ми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизма­ми), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Тема «Состав слова» и Правописание частей слова (56 ч)предполагает уточнение и системати­зацию знаний об однокоренных словах и корне слова, фор­мирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Учащийся знако­мится с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формиро­ванию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффик­сов, написанию разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.

Тема «Части речи»(50 ч)даёт возможность уточнить и систематизи­ровать знания учащегося о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилага­тельное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилага­тельных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьекласснику даётся первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографи­ческие навыки правописания существительных женского и муж­ского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, при­ставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Предметом внеурочной деятельности могут стать вопросы культуры общения, культуры речи, речевого этикета, истории жизни слов, происхождение русских имен и фамилий, создание тематических словариков, сочинение сказок, стихов, загадок.









Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ЗПР по предметам.

Русский язык.

Объем диктанта и текста для списывания:


классы

четверти

I

II

III

IV

1

-

-

-

15-17

2

15-20

20-25

25-30

30-35

3

40-45

45-50

50-55

55-60

4

60-65

65-70

70-75

75-80


Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможности их выполнения всеми обучающимися (кол-во изученных орфограмм 60 % от общего числа всех слов диктанта). Слова на неизученные правила либо не включаются, либо выносятся на доску. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий. Для проверки выполнения

грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Хорошо успевающим обучающимся предлагать дополнительное задание повышенной трудности. Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Учитывая, что сочинения и изложения носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки не выставляются.

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок.

Оценка за грамматические задания



Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уро- вень выпол- нения зада-ния

ставится за безошибочное выполнение всех

заданий, когда обучающийся обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении

ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил не менее ¾ заданий

ставится, если обучающий обнарживает усвоение определенной части из изученного материала,

в работе

правильно выполнил не менее ½ заданий

ставится, если обучающийся обнаруживает плохое знание

учебного мате- риала, не

справляется с большинством грамматических заданий



Объем словарного диктанта:



классы

количество слов

1

7-8

2

10-12

3

12-15

4

до 20


Оценки за словарный диктант



«5»

нет ошибок

«4»

1-2 ошибки или 1 исправление (1-й класс);

1ошибка или 1 исправление (2-4 классы)

«3»

3 ошибки и 1 исправление (1-й класс);

2ошибки и 1 исправление (2-4 классы)

«2»

4 ошибки (1-й класс);

3ошибки (2-4 классы)




Оценивание письменных работ обучающихся с ЗПР начальной школы



Отметка

Программы общеобразовательной школы

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР

5

Не ставится при трёх исправлениях, но

при одной негрубой ошибке можно ставить

Допущены 1 негрубая ошибка или 1-2

дисграфических ошибок, работа написана аккуратно

4

Допущены орфографические и 2

пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

Допущены 1-2 орфографические

ошибки, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно, но допущены 1-2 исправления

3

Допущены 3-4 орфографические

ошибки и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических ошибок

Допущены 3-5 орфографических

ошибок, 3-4 пунктуационных, 4-5

дисграфических. Допущены 1-2

исправления

2

Допущены 5-8 орфографических ошибок

Допущено более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.







Классификация ошибок:

Ошибкой в диктанте следует считать:

-нарушение правил орфографии при написании слов;

-пропуск и искажение букв в словах;

-замену слов;

-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

- неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на те разделы, орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;

  • две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»).

Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку;

-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

Негрубыми ошибками считается:

-повторение одной и той же буквы в слове;

-недописанное слово;

-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

-дважды записанное одно и то же слово в предложении;

-3 негрубые ошибки = 1 ошибке.

Однотипные ошибки:

-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;

-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.

Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:

  • пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

  • перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал),

«натуспила» (наступила);

  • недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

  • наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

  • искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

  • слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);

  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

  • замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);

  • нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:

  • смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и- у «прурода» (природа),

п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны

речи:

    • аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья».

«Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);

    • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».





























Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности






Наименование раздела

Общее количество часов в программе



Характеристика учебной деятельности учащегося с ЗПР

1.

Повторение

12

Различать язык и речь. С помощью учителя объяснять, в каких случаях жизни мы пользу­емся разными видами речи и что такое хорошая речь. С помощью учителя

составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).


2.

Предложение.

Текст. Словосочетание

13

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение .С помощью учителя анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. С помощью учителя наблюдать над значением предложений, различных по интонации, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. С помощью учителя распознавать распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения в распространённом предложении. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения .Различать словосочетание и предложение. С помощью учителя выделять в предложении словосочетания. С помощью учителя устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из данных пар слов. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» под руководством учителя и записывать его.

3.

Слово в языке и речи.

Состав слова

Правописание частей слова.

56

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». С помощью учителя распознавать однозначные и многозначные слова, объяснять их значение, составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Работать с «Толковым словарём» в учебнике, находить в нём необходимую информацию о слове. С помощью учителя распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы. Находить слова, употреблённые в переносном значении. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. С помощью учителя работать с таблицей «Части речи и их значение». Распознавать имена существительные, определять их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)С помощью учителя ставить вопросы к именам прилагательным, выписывать словосочетания с именами прилагательными, подбирать к именам прилагательным синонимы. Распознавать глаголы, приводить примеры слов данной части речи. С помощью учителя распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?).Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень .Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Различать слово и слог, звук и букву. Писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне слова. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Объяснять правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу. С помощью учителя обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой. Определять роль разделительного мягкого знака (ь)в слове, писать слова с этой орфограммой.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознавать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различать в слове нулевое окончание (□). Осуществлять последовательность действий при выделении в слове окончания. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовывать слова с помощью приставок. Находить и выделять в слове приставку. Формулировать определение суффикса. Находить и выделять в слове суффиксы. Выделять в словах основу слова. Редактировать предложения с однокоренными словами. Проводить разбор слов по составу. С помощью учителя составлять слова по указанным значимым частям слова.

С помощью учителя обсуждать алгоритм действий обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Обсуждать алгоритм действий обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Находить орфограмму в словах на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука; объяснять их написание. Находить слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить. Переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую. Правильно произносить слова с удвоенными согласными. Дифференцировать суффиксы и приставки, подбирать слова с суффиксами и приставками и записывать их. Определять способы проверки написания приставок и суффиксов. Наблюдать за правописанием суффиксов -ек, -икв словах, писать слова с этими суффиксами. Наблюдать за правописанием в словах суффикса –ок после шипящих, писать слова с этим суффиксом. Образовывать слова с заданными приставками, выделять приставки, объяснять их написание. Определять значение слов с приставками .С помощью учителя наблюдать за правописанием в словах приставок, писать слова с приставками Выделять в словах приставки, правильно их записывать в слове. Находить предлоги, правильно писать предлоги со словами. Писать слова с разделительными твёрдым (ъ )и мягким (ь) знаками, обосновывать их правописание. Переносить слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую.



Части речи

2

С помощью учителя работать с определениями частей речи. Определять по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).Подбирать примеры слов изученных частей речи.


Имя существительное

17

Работать с определением имени существительного, осмысливать его содержание. С помощью учителя распознавать имена существительные среди слов других частей речи по лексическому значению и вопросу, определять лексическое значение имён существительных, ставить вопросы к именам существительным. Различать имена существительные, отвечающие на вопросы что? и кто? (кого? чего? и др.), изменять имена существительные по вопросам. Ставить вопрос к зависимому имени существительному в словосочетании; наблюдать над правописанием предлогов в вопросах .Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Различать единственное и множественное число имён существительных. С помощью учителя обосновывать правильность определения рода имён существительных. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного либо множественного).Наблюдать над признаками, по которым имена существительные относятся к определённому роду. Классифицировать по роду имена существительные. С помощью учителя согласовывать в роде и числе имена существительные и имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. Наблюдать за правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. С помощью учителя выделять орфограмму на изученное правило письма. Писать мена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова и обосновывать правильность написанного. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, ночная тишь. Определять род имён существительных, обосновывать правильность написания имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Анализировать таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей и вопросы к ним. Определять падеж имён существительных по вопросам. Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим).Распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении).Распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Распознавать имя существительное в винительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). С помощью учителя находить сходство и различия в падежных формах имён существительных в винительном и предложном падежах. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).Распознавать имя существительное в творительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении).Распознавать имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении).С помощью учителя находить и сопоставлять внешне сходные падежные формы. Распознавать начальную и косвенные формы имён существительных. Распознавать внешне сходные падежные формы винительного и предложного падежей.


Имя прилагательное

12

С помощью учителя распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять лексическое значение имён прилагательных. С помощью учителя подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным - имена существительные. Распознавать среди однокоренных слов имена прилагательные. С помощью учителя определять синтаксическую функцию имён прилагательных в предложении. Выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. С помощью учителя работать с таблицей «Изменение имён прилагательных по родам», определять по таблице признаки имён прилагательных каждого рода, выделять родовые окончания имён прилагательных. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, правильно выделять и записывать окончания имён прилагательных. С помощью учителя определять признаки имени прилагательного, употреблённого в единственном (множественном) числе. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам, правильно писать окончания имён существительных во множественном числе. Осознавать, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется. С помощью учителя анализировать таблицу в учебнике «Склонение (изменение) имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа. С помощью учителя определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа. Определять начальную форму имени прилагательного.


Местоимение

2

Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. С помощью учителя работать с таблицей «Личные местоимения», находить в ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей. С помощью учителя определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.



Глагол

17

Распознавать глаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. С помощью учителя определять синтаксическую функцию глаголов в предложении. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. С помощью учителя ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме. Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Осознавать значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работать с определением времён глаголов. Распознавать время глаголов в предложениях и тексте. С помощью учителя наблюдать над написанием окончаний -ешь, -ишь в глаголах, сочетающихся с местоимением 2-го лица. Находить глагол в прошедшем времени по суффиксу -л-.С помощью учителя работать с таблицей «Изменение глаголов по временам». Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывать одну форму глагола в другую. Наблюдать за изменением глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе. Правильно писать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). С помощью учителя находить глаголы с частицей не, осознавать значение высказывания, имеющего глагол с частицей не. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не .Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. С помощью учителя составлять текст по рисунку.


Повторение

5



Итого

136














Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Печатные пособия:


1«Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида» (начальные классы 1-4), М, ПАРАДИГМА, 2012 г. под редакцией Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенковой

2. Милосердов И., Ульянов В. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. С-Петербург: Мигус,1995 год.

3.Кувашова Н.Г «Русский язык», 3 класс «Поурочные планы» (по учебнику Рамзаевой Т.Г.) 1-2 полугодие. Волгоград: Учитель, 2017 год.

4. Рамзаева Т.Н. Русский язык. Учебник 3 класс в 2-х частях



Интернет-ресурсы:

- Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов – Режим доступа: htt://scool – collection.edu/ru

- Презентации уроков «Начальная школа» - Режим доступа: htt://nachalka.info/about/193

- Самостоятельно подготовленные презентации

Технические средства обучения:

- CD, DVD– проигрыватели;

- компьютер


Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

- видеофильмы или DVD-фильмы и презентации.

Учебно-практическое оборудование.





















План внеурочной деятельности


Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования - обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся АООП НОО предусматривает внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отраженным в образовательной системе «Школа России» учитывает особенности сложившейся воспитательной системы школы. Кроме этого, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.


Планируемые результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно- нравственное развитие ребёнка посредством его участия в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного воздействия на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на достижение личностных результатов начального общего образования.











Направления

Цели

Внеурочные занятия по выбору учащегося

















Форма оценки планируемых результатов внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!