СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ансамбль народных инструментов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Ансамбль народных инструментов.

 

    Задачи ансамблевого исполнения:

I.Подчинение индивидуальной манеры исполнения ансамблевой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего ансамбля, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.Воспитание волевых качеств и самоконтроля.

I1. Концертная деятельность.

Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего ансамбля, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.  

 

    Наряду с индивидуальным планом, педагог отрабатывает с каждым воспитанником его партию в ансамбле и, на определённом этапе, объединяет участников ансамбля для совместного проигрывания  произведения.

Сначала преподаватель знакомит исполнителей с намеченной для работы пьесой (в оригинальном звучании: в записи, если это возможно, или самостоятельно исполняя её). Полезен также и рассказ педагога о содержании пьесы, ее стиле, эпохе ее возникновения, о композиторе. Эта информация расширяет кругозор обучающихся, вызывает у них интерес, будит творческую фантазию.

    Единое понимание содержания исполняемого произведения, единая трактовка  его всеми участникам – это одно из основных условий успешной ансамблевой игры. Вот почему, исполняя свою партию и определяя её место и функцию в общем звучании, важно уметь воспринимать и  другие голоса партитуры, ведь только соединив все вместе можно услышать подлинное звучание партитуры.

      Первую репетицию не следует делать долгой, полезно её закончить пораньше, чтобы  дети ждали следующего занятия. Нельзя переутомлять исполнителей; работа коллектива должна быть всегда активной, а программа – насыщенной, однако занятие следует прерывать для отдыха, иногда отвлекая внимание коротким рассказом или  шуткой. Важно, чтобы в ансамбле сохранялась  рабочая атмосфера.

     Уже в начальной стадии обучения необходимо разъяснить участникам ансамбля, что нет «лёгких», «незначительных» партий, что творческая ответственность лежит на всех исполнителях без исключения.       Это чувство способствует развитию взаимопомощи между участниками ансамбля.

Коллективные выступления сплачивают ребят, увлекают их одним делом, а концертная программа заинтересовывает их и повышает ответственность каждого за исполнение произведения.

      Особое значение в развитии участников коллектива как музыкантов играет репертуар. В репертуар ансамбля входит музыка самых разных стилей, жанров, сочинения многих композиторов. Это и обработки народных песен, и джазовые произведения, и произведения классиков.

 

                                                             Учебно-тематический план:

 

Наименование тем, разделов

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Работа над пьесами

2

12

14

3.

Сводный оркестр

1

15

16

4.

Концертная деятельность

-

2

2

5.

Итоговое занятие

-

1

1

 

Итого:

4

30

34

 

 

Содержание :

1.Вводное занятие. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности. 2.Работа над пьесами. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в ансамбле и исполнить пьесу целиком. 3.Сводный ансамбль. Совершенствование ансамблевых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им. 4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера. 5.Итоговое занятие. Участие в концерте отдела народных инструментов перед родителями и учащимися . Важно ещё раз подчеркнуть, что игра в ансамбле – это очень важная часть общевоспитательного процесса: она способствует развитию музыкального мышления обучающихся, расширению их художественного кругозора, совершенствованию эстетического вкуса, воспитывает  детей в духе товарищества и прививает интерес к коллективному творчеству.

    Навыки игры, полученные в ансамбле, помогают воспитанникам в дальнейшем   выступать в составе оркестра русских народных инструментов.

При формировании ансамблевой группы аккордеонов и баянов для оркестра необходимо учесть возможности каждого участника, создав ему условия для творческого развития. Один из педагогических приёмов планируемого совершенствования умений и навыков участников – это перемещение воспитанника с партии на партию или с одного инструмента на другой. Такое перемещение позволяет оркестрантам каждый раз пробовать  свои силы в более сложных условиях, способствует развитию исполнительских и творческих способностей, активизирует интерес к процессу обучения.

   Результативная индивидуальная работа в классе влияет на общее звучание оркестра, нейтрализует естественный отсев учащихся, обеспечивает исполнительскую стабильность коллектива.

   Преподаватель сам определяет место обучающегося в оркестре, и не только развивает его навыки игры на инструменте, но и обеспечивает технический разбор партий, прививает навыки чтения с листа, выделяет перспективных исполнителей и солистов.

     Многие из ребят осваивают второй инструмент: жалейку, бас гитару, ударные. Это позволяет воспитанникам вносить новые краски в звучание оркестра и при необходимости заменять друг друга.

Репертуар:

 

“Подгорка” русская плясовая,обр.Бажилина Р.Н..,инстр.Хабибуллиной И.Ю.

“Кукарача Л Корриган” ,инстр.Хабибуллиной И.Ю.

“Санта Лючия” итальянская народная мелодия.

 “Ой,при лужку”русская народная песня.

 “Пойду ль я,выйду ль я ” русская народная песня

“Танцевальная  ” Ю.Блинов,инстр.Хабибуллиной И.Ю.

 “Поэма ” Фибих,инстр.Хабибуллиной И.Ю.

 “Самба ” Абреу,инстр.Хабибуллиной И.Ю.

  “Марш ” Сайдашев,инстр.Хабибуллиной И.Ю.

 

 

 

Условия реализации программы

 

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

 ·    Удобный, хорошо проветриваемый класс.

 ·    Музыкальные инструменты.(баян,аккордеон)

 ·    Подставка для нот(пульт).

 ·    Нотная литература.

 ·    Сценическая площадка.

 ·    Аудио- и видеоаппаратура.

 

 

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа       занятий класса “Аккордеон - баян”                                

1. Закон  Российской Федерации  “Об образовании”

2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.

3. Устав

    4. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Музыка”. (Издание третье, дополнительное). М.:  Просвещение, 1986.

 

Список литературы

5. Абрамин Г.  Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.

6. Асафьев Б. В.  О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2. – Л., 1973.

Список литературы, используемой педагогом

1. Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ вып.7 сост. А.Лондонов

2. Юный аккордеонист Р.Бакиров 1994г.

3. Юный баянист Р.Бакиров 1992г.

4.Юный аккордеонист Г.Бойцова,ч.1,1994г.

4. Хрестоматия аккордеониста для Д.М.Ш. Упражнения,этюды(1-3 классы)

сост. А.Талакин1995г.

5. Школа игры на аккордеоне сост. Р.Н.Бажилин,2002г

6.Обучение с увлечением.Аккодеон,баян,2000г.

7. Любимые мелодии.Репертуар баяниста,в.1,2010г.

8.Юному музыканту.Баянисту-аккордеонисту.5 класс ДМШ

9.Эстрадные пьесы для баяна(аккордеона),вып.1,2010г.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!