Аннотация
Рабочая программа по литературе в 5 классе разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Армизонской СОШ;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2018-2019 учебный год;
Учебный план МАОУ Армизонской СОШ на 2018-2019 учебный год;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №1/15 от 08.04.2015 г.)
Авторская программа по литературе. 5 класс. Т.Н. Трунцевой к УМК В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013) к учебнику Коровиной, В.Я. Литература. 5 класс (М.: ВАКО, 2014. – 96 с);
В работе используется учебник литературы для 5 класса. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. Учеб. для организаций с прил. на электронном носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
• на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
• на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
• на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
• на овладение базовым инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
• на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
Содержание курса литературы в 5 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая тема при изучении литературы в 5 классе – художественная литература как искусство слова, как выражение мастерства писателя.
Согласно учебному плану МАОУ Армизонской СОШ на изучение литературы в 5 классе отводит 105 часов из расчета 3 часа в неделю.
В рабочей программе представлены следующие разделы:
1. Введение.
2. Устное народное творчество.
3. Древнерусская литература.
4. Русская литература XVIII века.
5. Русская литература XIX века.
6. Русская литература XX века.
7. Зарубежная литература.
8. Подведение итогов.
В разделах 1–8 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
Текущий контроль осуществляется в тестовой форме. Запланировано 10 контрольных тестов. В 1 четверти - 2 контрольных теста, во 2 четверти - 2 контрольных теста, в 3 четверти - 3 контрольных теста, в 4 четверти - 3 контрольных теста.
Промежуточная аттестация по итоговой оценке.
2