Название программы: «Дневник орнитолога»
Направленность: естественнонаучная
Возраст обучающихся: 7 -14 лет
Срок реализации программы: 1год
Форма обучения: очная
Разработчик: Марьинских Татьяна Сергеевна
Краткая аннотация программы:
Дополнительная образовательная программа «Дневники орнитолога» естественнонаучной направленности, которая дает возможность познакомить индивидуально каждого ребенка с конкретной птицей Кубани и России, а так же познакомить детей с образом птицы в художественной литературе. Общение детей с птицами всегда вызывает их удивление, возбуждает любознательность, способствует развитию трудовых навыков, развивает положительные эмоции и чувства: улыбка, смех, сопереживание, ответственность за «братьев наших меньших», благотворно сказывается на становлении и развитии личности ребенка.
Цель программы: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе образовательной деятельности.
Цель, задачи, а также формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы представлены в каждом модуле.
1.Модуль: «Видовое разнообразие птиц».
Реализация этого модуля направлена на ознакомление обучающихся с отрядом, семейством и видовым разнообразием птиц. Обучение данному модулю предполагает ознакомление с иллюстративным и аудио-определителем, дневником наблюдений, биноклем и другими подручными материалами. Обучающиеся самостоятельно ведут записи в дневниках и собирают актуальную информацию по заданной тематике.
Модуль разработан с учетом личностно - ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Формирование у детей начальных естественнонаучных знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире.
Цель модуля: формирование познавательного интереса учащихся к видовому разнообразию птиц,
Задачи модуля:
1.Образовательные (предметные):
- приобретение знаний в области орнитологии;
- развитие познавательного интереса к орнитологии.
2.Личностные
- развитие потребности детей применять на практике навыки общения с птицами;
- развитие воображения, творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
3.Метапредметные:
- воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций;
- воспитание понятия значимости и ценности всего живого на земле;
- воспитание чувства любви к Родине, малой родине.
Модуль 2: «Образ птицы в художественной литературе».
Реализация этого модуля направлена на ознакомление обучающихся с образом птицы, одним из наиболее распространенных образов живых существ, встречающихся в литературе и искусстве. Обучение данному модулю предполагает ознакомление с образом птицы как символа, связанного со стремлением поэтов к индивидуализации поэтического контекста. Обучающиеся самостоятельно ведут записи в дневниках и собирают актуальную информацию по заданной тематике.
Модуль разработан с учетом личностно - ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный рассказ, очерк, стихотворение наиболее интересное и приемлемое для него. Формирование у обучающихся интереса к художественной литературе и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире.
Цель модуля: формирование познавательного интереса учащихся к образу птицы в художественной литературе.
Задачи модуля:
1.Образовательные (предметные):
- приобретение знаний об образе птицы в художественной литературе;
- развитие познавательного интереса к художественной литературе.
2.Личностные
- развитие потребности детей применять на практике литературный опыт;
- развитие воображения, творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
3.Метапредметные:
- воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций;
- воспитание понятия значимости и ценности всего живого на земле;
- воспитание чувства любви к литературе.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Дневник орнитолога» должны быть созданы условия для достижения следующих результатов:
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при работе с увеличительными приборами (бинокль, микроскоп);
- Названия инструментов и приспособлений и правила работы с ними;
- Правила поведения в природе;
- Правила сбора полевого материала;
- Методику исследования и учета птиц;
Обучающиеся должны уметь:
- Анализировать актуальную литературу;
- Работать с аудио и наглядными определителями;
- Проводить наблюдения в природе;
- Обрабатывать собранный полевой материал;
- Определять принадлежность птиц к определенной систематической группе (классификации);
- Проводить зимнюю подкормку птиц;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- Навыки самостоятельной учебной деятельности;
- Информационно-коммуникационные навыки.
Планируемые результаты:
В ходе реализации модуля «Образ птицы в художественной литературе» дополнительной образовательной программы «Дневник орнитолога» должны быть созданы условия для достижения следующих результатов:
Обучающиеся должны знать:
- Писателей, использующих образ птиц в художественной литературе;
- Значение птицы в природе и для человека;
- Названия перелетных, зимующих и кочующих птиц;
- Правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
- Анализировать актуальную литературу;
- Видеть художественные приемы;
- Проводить наблюдения в природе;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-Бережно относится к природе;
- Информационно-коммуникационные навыки.