Естественнонаучная грамотность на уроках физики.
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие функциональной грамотности. Особое внимание уделено естественнонаучной грамотности, ее развитию на уроках физики, приведены примеры заданий на ее формирование у обучающихся.
Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, компетентность, учебная деятельность, метапредметный результат, качество образования.
Естественнонаучные знания и умения, овладения которыми оценивалось исследованиями PISA, в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
«общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Для определения уровня сформированности естественно-научной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
выявлять особенности естественнонаучного исследования;
делать выводы на основе полученных данных;
формулировать ответ в понятной для всех форме.
уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
понимать методы научных исследований;
выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
В ходе мониторинга учащихся 8 классов, был определен уровень сформированности ЕНГ.
В качестве базовой границы естественнонаучной грамотности выделен 2-ой уровень, при достижении которого учащиеся начинают проявлять естественнонаучные компетенции, позволяющие им принимать участие в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологией. Учащиеся, достигшие данного уровня, демонстрируют способность давать возможные объяснения в знакомых ситуациях на основе адекватных научных знаний; делать выводы на основе простых исследований; устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты простых исследований или технологических решений.
В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития ЕН функциональной грамотности:
метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации;
метод «корзина идей» - организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний;
приём «найди ошибку», активизирующий внимание обучающихся, совместный или индивидуальный поиск решения;
исследовательский метод направлен на решение практических задач;
метод кейс-стади, позволяющий обучающемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.
Немало важную роль в развитии ЕН функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, в том числе и практических, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждая интерес. Приведем примеры домашних заданий: «Придумать рекламу закона, понятия, явления», «Составить задачу (кроссворд) по теме «…», «Придумать домашний эксперимент по теме …, используя домашние подручные средства», «Усовершенствовать прибор школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты)» и др.
Пример домашней практической работы по теме «Расчёт стоимости электроэнергии бытовых приборов».
Цель: научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять с его помощью мощность бытовых электроприборов и вычислять затраченную им электроэнергию и ее стоимость.
Оборудование: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы.
При подготовке к урокам педагогу уместно использовать задания ВПР (всероссийских проверочных работ).Для закрепления знаний ,рекомендуется использовать задания Piza с сайта ФИПИ. Эти задания проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, физики; проверяет сформированность методологических умений – снимать показания приборов, определять значения искомой величины по экспериментальному графику или таблице данных значения искомой величины, выделять цель проведения опыта по его описанию или самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение; проверяют умение применять полученные знания для описания устройства и объяснения принципов действия различных технических объектов или узнавать проявление явлений в окружающей жизни. Есть контекстные задания, где обучающимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования. Есть задания на проверку умения работать с текстовой информацией физического содержания, содержащие различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики).
Литература:
В.И.Лукашик. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2007 г.
А.В.Перышкин. Физика. 8 кл.:учебник. Москва: Дрофа, 2014 г.
А.А Фадеева, Г.Г.Никифоров, М.Ю.Демидова, В.А.Орлов. Физика. Планируемые результаты. Система заданий 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2014 г.
В.В.Шахматова. Физика: Диагностические работы к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс»: учебно-методическое пособие. Москва: Дрофа, 2017 г.