СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ заданий на формирование естественно-научной грамотности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье привиден анализ работ на естетвенно-научную грамотность 

Просмотр содержимого документа
«Анализ заданий на формирование естественно-научной грамотности»

Естественнонаучная грамотность на уроках физики.

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие функциональной грамотности. Особое внимание уделено естественнонаучной грамотности, ее развитию на уроках физики, приведены примеры заданий на ее формирование у обучающихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, компетентность, учебная деятельность, метапредметный результат, качество образования.

Естественнонаучные знания и умения, овладения которыми оценивалось исследованиями PISA, в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.

   Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:

  1. «общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

  2. Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

 Для определения уровня сформированности естественно-научной грамотности учитываются следующие умения учащихся:

  • использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;

  • выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;

  • выявлять особенности естественнонаучного исследования;

  • делать выводы на основе полученных данных;

  • формулировать ответ в понятной для всех форме.

  • уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;

  • уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;

  • понимать методы научных исследований;

  • выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

В ходе мониторинга учащихся 8 классов, был определен уровень сформированности ЕНГ.

В качестве базовой границы естественнонаучной грамотности выделен 2-ой уровень, при достижении которого учащиеся начинают проявлять естественнонаучные компетенции, позволяющие им принимать участие в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологией. Учащиеся, достигшие данного уровня, демонстрируют способность давать возможные объяснения в знакомых ситуациях на основе адекватных научных знаний; делать выводы на основе простых исследований; устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты простых исследований или технологических решений.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития ЕН функциональной грамотности:

  • метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации;

  • метод «корзина идей» - организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний;

  • приём «найди ошибку», активизирующий внимание обучающихся, совместный или индивидуальный поиск решения;

  • исследовательский метод направлен на решение практических задач;

  • метод кейс-стади, позволяющий обучающемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.

Немало важную роль в развитии ЕН функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, в том числе и практических, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждая интерес. Приведем примеры домашних заданий: «Придумать рекламу закона, понятия, явления», «Составить задачу (кроссворд) по теме «…»,  «Придумать домашний эксперимент по теме …, используя домашние подручные средства», «Усовершенствовать прибор школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты)» и др.

Пример домашней практической работы по теме «Расчёт стоимости электроэнергии бытовых приборов».

Цель: научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять с его помощью мощность бытовых электроприборов и вычислять затраченную им электроэнергию и ее стоимость.

Оборудование: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы.

При подготовке к урокам педагогу уместно использовать задания ВПР (всероссийских проверочных работ).Для закрепления знаний ,рекомендуется использовать задания Piza с сайта ФИПИ. Эти задания проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, физики; проверяет сформированность методологических умений – снимать показания приборов, определять значения искомой величины по экспериментальному графику или таблице данных значения искомой величины, выделять цель проведения опыта по его описанию или самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение;  проверяют умение применять полученные знания для описания устройства и объяснения принципов действия различных технических объектов или узнавать проявление явлений в окружающей жизни. Есть контекстные задания, где обучающимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования. Есть задания на проверку умения работать с текстовой информацией физического содержания, содержащие  различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики).  

Литература:

  1. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2007 г.

  2. А.В.Перышкин. Физика. 8 кл.:учебник. Москва: Дрофа, 2014 г.

  3. А.А Фадеева, Г.Г.Никифоров, М.Ю.Демидова, В.А.Орлов. Физика. Планируемые результаты. Система заданий 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2014 г.

  4. В.В.Шахматова. Физика: Диагностические работы к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс»: учебно-методическое пособие. Москва: Дрофа, 2017 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!