Анализ воспитательной работы
за 2015-2016 учебный год
классного руководителя 4- класса Л. В. Воробьева
В классе обучается 11 человек: девочек – 9 человек, мальчиков – 2 человек. Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. Все дети учатся в меру своих возможностей: 4 хорошистов, 7 троечников.
В начале учебного года была поставлена цель: создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
В течение 2015 – 2016 года реализовывались такие задачи, как:
Формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством бесед, классных часов;
Подготовить ребят к длительной учебной работе в школе, к творческому выполнению заданий;
Способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры,
Создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся,
Заинтересовать общением друг с другом;
Дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств;
Воспитывать нравственные качества;
Развивать инициативу.
За четвертый год жизни в коллективе ребята сдружились друг с другом, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. В данном классе, ребята пытаются учиться слушать друг друга, понимать, учатся договариваться друг с другом. Очень любят участвовать в школьных и классных мероприятиях
Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам.
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание гражданско-патриотического направления, нравственности, здорового образа жизни и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, классные часы, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
Был создан классный уголок с названием, девизом, различными рубриками «Наши обязанности», «График дежурства», «Это интересно», «Поздравляем!». Командиром в течение учебного года класса была – Бычкова Карина. Все задания ребята выполняли ответственно, активно, стали переживать за свой класс, дети сплотились общими интересами и идеями. В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Каждый из детей смог сам выбрать поручение себе по душе, если у ребёнка гас интерес к поручению, то давалась возможность сменить поручение. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Дети участвуют в планировании мероприятий, пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, творчество, организованность.
В свободное время ребята посещали спортивные кружки и секции:
№ | Ф.И.О. | Кружки, секции, факультативы в школе |
-
| Богдан Д. | |
-
| Бычкова К. | «Лепка», «Театр кукол» |
-
| Захаренкова З. | «Лепка» |
-
| Иванина Д. | спорт. секция |
-
| Нестерова Е. | «Лепка», «Театр кукол» |
-
| Рудяну М. | «Лепка», «Театр кукол» |
-
| Саткеевич Р. | «Театр кукол» |
-
| Фомина В. | «Лепка», «Театр кукол» |
Воспитательная работа в классе за 2015-2016 учебный год осуществлялась по 8-ми направлениям:
Целью духовно-нравственного воспитания - воспитание целостной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования
В течение года велась работа по формированию нравственных качеств. Ребята учились быть добрыми, милосердными, вежливыми, дружными, учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед и классных часов: «Я - школьник», «Будущее мира – в согласии и дружбе народов», «Правила этикета. Воспитание вежливости», «О равнодушие и добре», «Роль книги в жизни человека», конкурс украшения кабинетов, конкурс новогодних рисунков, изготовление поздравительных открыток ко Дню Матери, открыток к 9 мая «Мы гордимся ими» и др.
По данному направлению были выявлены следующие проблемы – недостаточно высокий уровень сформированности духовно-нравственной культуры; не все из родителей готовы к активному участию в учебно- воспитательном процессе. Пути решения проблем духовно-нравственного воспитания осуществляются на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях с учетом возрастных особенностей учащихся. Чтобы стать гражданином своего общества, каждый человек с детских лет должен получить опыт культурных нравственных и гражданских отношений, освоить их и привыкнуть к ним.
Главной целью национального воспитания является ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре русского народа, этносов и этнических групп России. Национальное воспитание формировала во время:
- бесед, классных часов и мероприятий: «Детские обряды русского народа», «Мой родной язык», «Многонациональное государство», «Я - Патриот»; «12 декабря – День Конституции РФ», праздник «Масленица».
По данному направлению не выявлены проблемы – у всех учащихся сформирована установка на овладение учащимися традиций национальной культуры.
Целью формирование физического воспитания, здорового образа жизни является создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости. Приняли участие в общешкольных Днях здоровья, в акциях «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам!», «В будущее без риска». Были проведены классные часы: «Здоровый образ жизни. Что это такое?» «Правила поведения на каникулах», проводилась беседа о вреде курения, Общешкольная зарядка ЗОЖ (Флешмоб). Инструктаж по безопасному поведению в период летних каникул и др. В течение года проводились профилактические мероприятия по предупреждению ДТП. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
Целью интеллектуального воспитания, воспитание информационной культуры является формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.
Работая в этом направлении традиционными для класса стали предметные недели, декады, в рамках которых использовала различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, проекты, рефераты, доклады, сообщения и т.д. Были задействованы следующие формы работы: групповые занятия по интересам клуб «Почемучки», участие в олимпиаде и интеллектуальном марафоне. По данному направлению велась систематическая работа: классный час «Человек читающий – человек успешный», в школьном туре олимпиады для младших школьников, районном интеллектуальном марафоне для младших школьников.
По данному направлению были выявлены следующие проблемы – не все из учащихся имеют четкое представление о мировоззрении, о необходимости реализовать свои способности и возможности, для чего настойчиво заниматься самообразованием, постоянно совершенствуя знания, умения и навыки. Пути решения проблем интеллектуальной деятельности, воспитание информационной культуры: развитие и формирование интеллектуальных способностей; развитие умений и навыков интеллектуального труда; развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
Целью воспитания патриотизма и гражданственности, правовое воспитания было формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.
В течение года проводились работа по воспитанию патриотизма и гражданственности, правового воспитания. Это: информационные беседы и классные часы: Торжественная линейка «Мы память павшим храним...», Уроки мужества, посвященные «Дню солидарности в борьбе с терроризмом», «Ознакомление с правилами внутреннего распорядка школы: права и обязанности учащихся», «Толерантность в правовом государстве», «День народного единства», участие в благотворительной акции «Семья». В преддверии празднования Великой Победы были запланированы и проведены следующие мероприятия: конкурс рисунков на военную тематику, митинг совместно с администрацией п. Тросна.
По данному направлению были выявлены следующие проблемы – не у всех учащихся сформирован багаж правовых знаний. Пути решения проблем патриотизма и гражданственности, правового воспитания: контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения; коллективный анализ и оценка; открытый диалог, личный пример.
В связи с этим, для получения удовлетворительного результата, в течение года были осуществлены по данному направлению следующие работы: генеральные уборки классной комнаты, территории; классные часы «Моя будущая профессия», «Профессия моих родителей», «Кем быть?» и др.
По данному направлению были выявлены следующие проблемы – в классе встречаются учащиеся, у которых на первый план выдвигаются материальное благополучие, увлечение компьютерными играми, раскованность, а результатом этого – равнодушие, агрессия, нежелание трудиться. Пути решения проблем трудового воспитания: пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, развивать экологическую культуру личности.
Цель культурологического и эстетического воспитания — формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.
Именно с этой целью были организована ежегодная акция «Дорога и дети», мероприятие «Моя мама лучше всех» -поздравление и выставка поделок, сделанных своими руками, конкурсы рисунков на разнообразную тематику, оформление буклетов к акции «Спорт это жизнь» и т.д.
По данному направлению были выявлены следующие проблемы – учащиеся часто не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе обучения, поэтому воспитательный потенциал школьных предметов остается нереализованным в полной мере. Пути решения проблем культурологического и эстетического воспитания: формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.
Цель воспитания семейных ценностей - просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей. Семейное воспитание включает физическое воспитание, интеллектуальное воспитание, нравственное и моральное, санитарно-гигиеническое.
Для решения задач семейного воспитания были проведены следующие мероприятия:
-беседы и классные часы: «Наши братья и сестры», «Берегите доверие», «Уважение в семье», «Семья – главная ценность в моей жизни»; «Добрые традиции моей семьи».
Уровень воспитанности учащихся 4 класса представлен в диаграммах:
Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей, стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
изучение семей учащихся;
педагогическое просвещение родителей;
обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
индивидуальная работа с родителями;
информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях, педагогических лекториях. Следует отметить, что творческую активность проявляют большинство родителей учащихся. Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
**Взаимодействие с семьей.
В течение года было проведено 4 родительских собраний (протоколы)
«Организационное родительское собрание» |
«Поведение ребенка и взрослого в ситуации наказания» |
«Воображение и его роль в жизни ребенка» |
«Прощание с начальной школой» |
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы. Родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса.
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей. Информация об участии учащихся 4 класса в школьных мероприятиях представлена в таблице:
№ | Название мероприятия | Ф.И.О участников | Место |
1 | Конкурсная программа «Осенние фантазии» | Группа учащихся | 2 место |
2 | Спортивный праздник «Веселые старты» | Команда детей | 1, 2 место |
3 | Школьный тур олимпиады младших школьников | Богдан Диана (русский язык) | 2 место |
Мирось Алексей (математика) | 2 место |
4 | Городской тур Интеллектуальный марафон | Бодан Диана | 7 место |
Мирось Алексей | 23 место |
5 | «Смотр строя и песни» | Весь класс | 2 место |
6 | Районный конкурс детской песни | Весь класс | Участие |
7 | Благотворительная акция «Семья» | Весь класс | Участие |
8 | Конкурс стенгазет « Нам не забыть их подвиг» | Весь класс | Участие |
| Школьная научно-практическая конференция | Богдан Д | Участие |
Бычкова К. | 2 место |
Рудяну М | 2 место |
Мирось А. | 1 место |
Шишкова А. | Участие |
Саткеевич Р. | 3 место |
Фомина В. | 3 место |
| Районная научно-практическая конференция | Богдан Д. | 1 место |
Нестерова Е. | 1 место |
| Конкурс поделок «Цветы мамам» | Весь класс | Участие |
Исходя из вышеизложенного в следующем учебном году необходимо решить следующие задачи:
Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
Продолжить эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Формировать у детей основы нравственной и правовой культуры.
Скорректировать систему воспитательной работы, исходя из принципов сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Продолжить работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Продолжить работу по родительскому Всеобучу о роли семьи в воспитании детей на уровне параллелей классов, общешкольных собраний, привлекать в школу родительскую общественность.
7