Программа «Я в современном мире» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в селе, районе и, в целом, в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, игромании, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель -ученики - родители - вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
Чтобы сформировать устойчивые морально-нравственные установки, способствовать достижению и развитию личности ребенка, необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений.
Для достижения успеха в вопросах профилактики здорового образа жизни необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья детей и подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение детей было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование программы | «Я в современном мире» |
Направление | Общекультурного направление |
Форма | Кружок «Я в современном мире» |
Составитель программы | Шартон Ирина Николаевна Учитель начальных классов |
Целевая группа | Учащиеся (6) 7 – 11 лет |
Цель программы | формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами. |
Задачи программы | 1.Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета. 2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла. 3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям. 4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта , сострадание, готовность прийти на помощь другому. 5.Развитие общей культуры. |
Принципы программы | Принципы: Непрерывность образования. Развитие индивидуальности каждого ребёнка. Единство и целостность . Системная организация управления учебно-воспитательным процессом. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой. |
Сроки реализации | 4 года |
Режим занятий | 1 занятие в неделю по 35 минут |
Ожидаемые результаты | В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации ведется работа по формированию личностных, метапредметных результатов. А конкретнее: познавательных, регулятивных, коммуникативных . по трем уровням. |
Формы подведения итогов реализации программы | Архивирование творческих работ учащихся, накопление материалов по типу «портфолио». Проектная деятельность. |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности за курс начальной школы разработана с учетом ООП НОО МКОУ Ольгинской основной общеобразовательной школы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Место курса «Я в современном мире» в учебном плане
Занятие проводится 1 раз в неделю. В 1 классе 33ч. в год (33 уч. недели). Занятия по 35 минут.
Во 2 – 4 классах 34 часа в год (34 уч.недели). Курс «Я в современном мире» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
самоопределение
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
установка на здоровый образ жизни
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
чувство прекрасного и эстетические чувства
Выпускник получит возможность для формирования:
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
понимание и сохранение учебной задачи
адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
осуществление пошагового и итогового контроля
различие способа и результата действия
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
включение в творческую деятельность учителя
установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и форме;
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Чтение. Работа с информацией
Выпускник научится:
передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.;
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
Выпускник получит возможность научиться:
хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.)
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.
В рамках реализации программы были проведены занятия, связанные с тематикой формирующих этически грамотную личность, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами. В планировании присутствует такие темы, как:
Тема 7. Подарок коллективу. На котором выполнялся проект на тему «Буквица», благодаря выполненному проекту мы приняли участие в конкурсе, организованном издательством «Русское слово».
Тема 25. Люби всё живое. На котором мы выполнили поделки на экологическую тему «Экосумка». Приняли участие в экологическом конкурсе «Изделия из экологических материалов».